

Однажды в интервью Алексей Рыбников признался, что существование современного музыкального театра возможно и должно быть в трех ипостасях: некая экспериментальная лаборатория, в которой бы осуществлялись постановки новых сочинений, действующая выездная труппа, гастролирующая по городам и странам, знакомящая публику с работами театра, и звукозаписывающая студия, работающая над созданием дисков, благодаря которым, доступ к произведениям-продуктам Театра будет у максимального количества людей.
Идея создания такого театра появилась у композитора ещё во второй половине 80-х, но для ее реализации были необходимы помещение и средства. Потребность в собственном доме стала особенно актуальной к моменту завершения работы над новым произведением — оперой-мистерией «Литургии оглашенных», процесс сочинения которой продолжался несколько лет. И когда он подошел к концу, Алексей Рыбников понял, что осуществить постановку этого сложного по тематике сочинения должен он сам. Но для этого нужна собственная площадка, свой театр. Поиски помещения дали результат — в одном из арбатских переулков, в подвале старинного дома появился новый театр — в то время частный, который композитор отстроил и оснастил техникой на собственные деньги и благодаря помощи немногих спонсоров.
В маленьком камерном зале на 40 с небольшим мест увидела свет «Литургия оглашенных». Это произошло осенью 1992 года. После, спектакль шел с регулярностью 5–7 раз в месяц. На одном представлении могло присутствовать крайне ограниченное количество людей. Но, несмотря на это, здесь побывали тысячи. И у всех оставалось неизменно сильное впечатление от самого произведения, от всей нереальной атмосферы Театра Алексея Рыбникова: огромная входная дверь, спуск по лестнице, ведущей в загадочное подземелье, высокие стены, обитые тканью, бархатный зал, в котором тонули звуки шагов…
Прошли годы. За это время Театр выезжал на гастроли в Америку, давал спектакли в Москве. А потом наступил перерыв: из-за кризиса 90-х, охватившего театральную и кинематографическую сферы, Театр словно оказался
в вакууме. Лишь титанические усилия художественного руководителя позволили сохранить этот редкостный образец российской культуры.
Возрождениие Театра происходит в 1999 году, когда частное заведение приобрело статус Государственной творческой мастерской под руководством Алексея Рыбникова.
Официальная поддержка дала стимул для продолжения работы, для осуществления новых проектов
обсуждение >>