Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

История кино >>

29 апреля исполняется 70 лет Сергею Овчарову — постановщику фильмов «Оно», «Левша», «Сказ про Федота-стрельца», чья эксцентричная манера часто заслоняла для современников, функционеров и зрителей тот космос трюков и жестов, которые он унаследовал у отечественного авангарда. Захватывающий дух портрет режиссера, который не снимает с 2008-го, написала киновед Вероника Хлебникова.

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

Сергей Овчаров учился у Григория Рошаля, а Высшие режиссерские курсы закончил в 1979-м у Глеба Панфилова. Рошаль познакомил его с великим Александром Медведкиным — автором «Счастья» и «Новой Москвы», пионером чудес и эксцентрики, которого советские летописцы кино забыли, как старого чеховского Фирса. Низовые, бульварные жанры бурлеска, цирка, кабаре, лубка, сюжетно и пластически освоенные русским художественным авангардом, лежат в основании почти всех творческих подходов эпохи: от Эйзенштейна, еще в театре применившего теорию монтажа аттракционов, до ФЭКСов и Кулешова. От этого русского киноавангарда 1920-1930-х и происходит кино Сергея Михайловича Овчарова — единственного, пожалуй, нашего современника, наследовавшего краткому, но ярчайшему явлению в мировом киноискусстве, от которого он взял не одну только эксцентриаду, но и новое понимание оптики, восприятия движущегося образа, а также свободу от самого «святого» для функционера и коммерсанта — фабульного, повествовательного рабства.

Эту свободу виртуозно и доблестно отстаивает Сергей Михайлович, когда задумывает постановку по Андрею Платонову. Когда в фильме «Оно» переводит в экранное измерение одну из самых сложных по устройству и совершенно футуристическую книгу русской классики «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина, где сюжетом оказывается не хоровод градоначальников, а историософия — само понимание истории, смысл и бессмыслица этого понятия, его значения в российской и не только жизни. Если Щедрин пишет: «Истории у Глупова нет», Овчаров находит способ показать её прекращение.

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

Когда он делает панк-версию «Сказа про Федота-Стрельца» Леонида Филатова с феноменальным Виктором Сухоруковым в роли Точегонеможетбыть. И когда вверчивает очередной сюжет в бесконечную окружность барабана, извлекая из его тугой шкуры — живой и мертвый звук в «Барабаниаде» (этот случай оказывается совершенно уникальным). Режиссер возвращается к материалу своего короткометражного фильма, где он играл человека с барабаном, и снимает под тем же названием полнометражный, еще более экспериментальный, чем в юности, фильм.

В 1983 году появляется «Небывальщина», входящая для меня в десятку лучшего, что возникло в советском кино. С оператором Валерием Федосовым, снимавшим «20 дней без войны» и «Лапшина», Овчаров добивается визуализации того, что «небом накрыто» и «светом отгорожено». В одном кадре зима и лето, поле под нимбом радуги и вспаханный снег, будто в стеклянном шаре, только встряхни… Незнам, Солдат и Бобыль умирают и воскресают — поди, догони.

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

На рубеже веков Овчаров обращается к анимации и ставит цикл «Мифы», включающий четыре короткометражных фильма: «Фараон», «Геракл», «Сочинушки» и «Яблоко». Первый в соответствующей номинации принес режиссеру «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале 1999 года.

Овчаров — первооткрыватель славных актерских имен. В «Небывальщине» он дал первую главную роль Сергею Бехтереву, а, пожалуй, самую важную — Алексею Булдакову, чей солдат оказался прообразом Михалыча из «Особенностей национальной охоты» и последовавшей франшизы Рогожкина. Однако то, как Овчаров с Федосовым снимают массовку, ставит под сомнение сам этот термин. Крупные планы смеющихся говорящих лиц ничем не замечательных людей оказывается и документальной хроникой, и эпосом — куда там ЖЗЛ.

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

Овчаров никогда не был приверженцем складных речей в кино — то есть ясных, гладких фабул, цельного, известного под смешным названием «крепкое», повествования. Образная система его фильмов устроена иначе — по законам поэтических условности и правды, в ней ослаблена приземляющая гравитация причинно-следственного космоса, и может быть, поэтому здесь так уместны воздухоплавательные опыты персонажей.

Его короткометражный студийный дебют пророчески называется «Нескладуха» — советская цензура оставила от него едва ли не треть задуманного и снятого. Под тихое песнопение о парившемся в бане медведе местные сизифы в лаптях катят бочку вина на горку, достают её со дна речки, запускают в облака. Образ чего-то недостижимого, то ли желанного, то ли окаянного, но добываемого со всей страстью, охотой и хитроумием, вполне проступает за очередной лирической нескладухой: «По реке плывет корова, на корове чемодан. Ну кому какое дело, это песня про любовь».

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

На первый взгляд, «Нескладуха» названа по одному из многочисленных малых жанров фольклорного творчества — между частушкой, потешкой, прибауткой и небылицей. Однако таково и миропонимание автора, взгляд на устройство жизни, её нелепость и бессвязность, на абсурдность большой и малой истории. Взгляд, близкий Салтыкову-Щедрину: «Если мы очистим остов истории от тех лжей, которые нанесены на него временем и предвзятыми взглядами, то в результате всегда получится только большая или меньшая порция «убиенных». Кто эти «убиенные»? Правы они или виноваты и насколько? Каким образом они очутились в звании «убиенных»? — всё это разберется после. Но они необходимы, потому что без них не по ком было бы творить поминки». Только взгляд Овчарова мягче: он умеет обращать ком в горле воздушным безе.

Признанный мастер эксцентрического жеста и карнавального действа в кинорежиссуре Геннадий Полока, отвергавший, по его словам, «ползучий реализм», на вопрос о любимых фильмах недаром называл работы Сергея Овчарова: «Овчаров — очень одаренный человек, и несправедливо, что его картины не замечают». Эта незаметность закономерна и необъяснима: подобно всем выдающимся художникам, у него своя досадная полка несостоявшихся фильмов, среди которых «Чевенгур» и «Конек-Горбунок».

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

Удивительно то, что в Овчарове долгое время принято было видеть певца чего-то условно «древнерусского» — остроумного исследователя национального характера в формах аттракциона и знатока фольклора. Его поверхностно определили по ведомству лубка и стилизованного примитива, но это всё равно что о Пушкине судить по первой песни «Руслана и Людмилы». Не в том его чары. Овчаров — один из самых тонких, сложных и деликатных современных художников, и это помимо его уникального, крафтового мастерства работы с изображением и звуком, в конструкции которого принимали участие и Сергей Курехин, и изумительный звуковик Владимир Персов, и солист «Группы Продленного Дня» Александр Чернецкий.

В его фильмах нет и в помине тяп-ляп-конструкций в псевдонародном духе, но во всем — невероятная точность мастера своего ремесла. Этой точностью «подкован» каждый образ-кадр, как у тульских мастеров в «Левше» Николая Лескова: будь то жутковатый абсурд или залихватский анекдот, хотя веселье в чистом виде — редкая птица у Овчарова. Этот смех застревает в горле, прыскает из глаз в виде слез.

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

Овчаров снял своего «Левшу» в традициях театрального райка, статичными, симметричными планами в императорских сценах. Его Александр и Николай Павловичи — в исполнении Леонида Куравлева и Юрия Яковлева — те же петрушки из балагана, который в финале заметает смертная вьюга. Но совсем иначе устроен его Чехов, у которого Овчаров выбрал «Вишневый сад» и по-мюнхгаузеновски дал залп водевильных, казалось бы, косточек по закосневшим представлениям и об этой пьесе, и об ее меланхолии. Антону Павловичу досадно было: «Критика рядит меня в какие-то плакальщицы!» Овчаров стирает пыль традиции, а заодно и тоску с портрета классика, сравнивает персонажей с масками итальянской комедии дель арте. Он, конечно, нашпиговал «Сад» эксцентричными самопальными трюками, разогнал чеховских персонажей как в дореволюционной немой комедии, но этот фокус с замедлением /ускорением, калибровал вечность и в других его картинах. По Мейерхольду, «в третьем акте входит ужас на фоне глупого топотанья». У Овчарова на этом легкомысленном фоне происходит страшный удар по общепринятой страсти к возвышенному. Ясность сделки, чересчур скандальной и низменной для оранжерейных натур, утопавшая в вишневой дымке и слезах Станиславского, переходит в темноту заколоченного дома. Господа уехамши, в темноте безропотно отходит покинутый Фирс — выброшенная игрушка на шарнирах, чучело гороховое, одряхлевший Арлекин. Овчаров соединяет «Сад» обреченных с энергией немого кино, вновь отдает дань Александру Медведкину и слушает, как снаружи рубят и пилят, как работает время, как прекращается история.

С 2008 года Сергей Михайлович не снимает, но есть утешение в том, что он преподает, а значит, глупости и дряни в отечественном кино будет меньше.

Авангардная небывальщина левши: 70 лет Сергею Овчарову

обсуждение >>

№ 1
Андрей (Омск)   29.04.2025 - 21:09
Люди творили настоящее искусство. Приятней материал тяжело найти. читать далее>>
Магадан как место съемки: какие фильмы снимали в Магадане?
Магадан как место съемки: какие фильмы снимали в Магадане?
Город, получивший своё название (по одной из версий) благодаря реке, протекающей неподалеку от места его основания, по-своему красив, но печален. Именно этот имидж привлекает в Магадан самых увлечённых кинорежиссёров. Но какие фильмы снимали в Магадане?
3 комментария

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
драма, социальная драма
Испания, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
криминальный фильм, триллер
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драмеди
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram