Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на фильмы >>

Четыре пьесы Тодда Солондза о собачьей жизни

«Такса»: Смерть виляет собакой

Излечившемуся от смертельной болезни мальчугану с печальным взглядом мама (Жюли Делпи) и папа (драматург Трэйси Леттс) подарили таксу. Вместе с ней в дом пришли разговоры про бога, терроризм, стерилизацию и прочие темы, которые обнаруживают в славных родителях стереотипных ханжей.
Дон Винер (Грета Гервиг), зашуганная и нескладная работница ветеринарной службы в нелепо больших очках , сбегает с внезапно встреченным бывшим одноклассником Брэндоном (Киран Калкин) колесить по стране и продавать наркотики, как она могла сделать еще в школе. Таксу она украла с работы и возит с собой.
Гораздо более сложную роль для домашнего питомца придумал преподаватель сценарного мастерства Дэйв Шмерц (Дэнни ДеВито), автор одного проданного сценария и драматургической формулы «А что если? И что тогда?». Дела у него идут не очень, а студенты все менее чутки к старомодным методам наставника, есть повод задуматься «What if?» и использовать собаку как оружие возмездия.
К пожилой, почти ослепшей и умирающей от рака женщине (Эллен Берстин) приезжает внучка (Заша Мамэт) - разодетая, как барби с выставки достижений богемного хозяйства, да еще и в компании кавалера - жиголо и современного художника, почти двухметрового негра по прозвищу Фантазия (Майкл Шоу). Бабушка зовет таксу по кличке Рак, разбирается сначала с родственницей, а потом и с собой.

«Такса»: Смерть виляет собакой

Между роад-муви по США в компании Дон Винер и взрывоопасной комедией про неудачливого сценариста - музыкальная пауза с песенкой в духе Джонни Кэша - но тоже про таксу. Как-то так в представлении режиссера Тодда Солондза проходят лучшие годы человеческой жизни - между юностью и предпенсионной синекурой на кафедре. В качестве реперных точек собачьей одиссеи по «собачьей» жизни он выбрал наиболее социологически интересные возраста.

Объявлена неделя циников: в российский прокат «Такса» Солондза выходит синхронно с новой лентой Пола Верховена «Она». Лучшего развлечения на уикенд не придумаешь, в меню одновременно «слеза комсомолки» и закуска типа «я вас умоляю»: сначала Верховен, потом Солондз - для грустных, наоборот - для тех, кто хочет выйти из импровизированного грайндхауса не со светлой печалью, но с подобием надежды.

«Такса»: Смерть виляет собакой

Различие тут, в первую очередь, интонационное: если у Верховена это насмешливое, победительское «я обвиняю» без кафедры и конкретного субъекта, то бесполезный покровитель аутсайдеров Солондз по-бальмонтовски ни во что не верит, «как только в муку и печаль». Разумеется, без малейшего налета поэтического символизма и романтического строя души - у него её попросту нет. Американец вообще все время балансирует между виртуозной саркастичностью незнакомца на похоронах («Счастье») и обиженным бульканьем ботаника, опущенного в унитаз («Добро пожаловать в кукольный дом»). По-своему легитимны обе практики, но без звукового боке унитаза самый пессимистичный американский режиссер звучит, понятно, еще и гораздо отчетливее.

В контексте Солондза - это не фигура речи: в «Кукольном доме» он продемонстрировал себя Уэсом Андерсоном, которому ближе эстетика телевизионная, а не хорошего журнала для интеллектуалов. Да и сообщая аутсайдерам (и себе в том числе), что они аутсайдеры, Солондз не добавляет спасительного «но». Впрочем, по нему - все аутсайдеры, просто некоторые не в курсе. Его «Счастье» напоминало отчаянную версию сериала «Женаты и с детьми», проглотившего чеховских «Трех сестер»: в сериальных мизансценах и заторможенных персонажах распахивался бытовой, неотцензурированный ад. В «Таксе» преисподняя теплится где-то в других, пока нелепая, но милая псинка ковыляет по Америке - из одной покалеченной судьбы в другую. И, в общем, даже не принципиально, одна и та же это такса - или четыре разных; дух веет там, где хочет.

«Такса»: Смерть виляет собакой

Брессон действительно тут рядом: на «Таксу» Солондза вдохновил специфический интерес к «Наудачу, Бальтазар», но имена звезд независимой американской «сцены» все же важнее. В первой новелле режиссер передает привет Линклэйтеру с его «Отрочеством». Во вторую - позвал инди-богиню Грету Гервиг на роль выросшей неудачницы Дон Винер из «Добро пожаловать в кукольный домик» (хоть Солондз и убил её в «Перевертышах»). В третьей выбивает круглым, как шар, Денни ДеВито страйк, разбрасывая в стороны популярные сценки из набившего оскомину жанра «средний возраст среди мерзких миллениалов». Отдельного упоминания стоит монолог юного режиссера, который упоминает Зеленого Фонаря и Зеленого Шершня, а потом говорит «Это мои любимые герои Marvel» (снайперски точный плевок Солондза в сторону моды на супергероев).

В четвертой новелле с одного фланга - звезда сериала Girls Заша Мамэт с вечно растерянными выражением лица, а с другой - натуральный титан Эллен Бёрстин. Для героини последней Солондз выводит на площадку когорту маленьких девочек - духов непрожитых жизней, - чтобы наедине с ними неприятная и твердая, как кость, старуха могла в чудодейственных слезах исповедаться. Привычка искать в произведении альтер-эго автора тут может наконец пригодиться: так же и Солондз, иронизировавший в «Счастье» над тем, какие сложные петли выписывают люди из страха умереть в одиночестве, к «Таксе», снятой им на подходе к шестидесяти, вдруг понял, что тоже боится смерти. Но вы все всё равно козлы.

«Такса» в прокате с 22 сентября.

"Такса"

обсуждение >>

№ 3
Не указан   9.11.2016 - 08:23
№ 2
Chara Chara (Moscow)   25.09.2016 - 22:25
увидела заголовок "Такса: смерть виляет собакой" и сразу поняла, что пойду, ведь фильм с таким гениальным названием не может быть плохим:) К концу рецензии название фильма обрело свои реальные... читать далее>>
№ 1
Lexx (exxxel)   25.09.2016 - 19:04
Заша Мэмет? А вы прочитайте ее имя побуквенно в английском написании, и посмотрите на фото без макияжа! Зося она! ))))) Это показывает, что любая Зося, будучи помещенной в альтернативный смысловой... читать далее>>
Поиск по меткам
фильмы

Афиша кино >>

боевик, фэнтези, экранизация
Китай, 2025
боевик, приключения, фэнтези
Китай, 2025
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Австралия, 2024
комедия, мелодрама, экранизация
Канада, 2024
боевик, триллер
Великобритания, США, 2024
Россия, 2024
криминальный фильм, триллер
США, 2024
боевик, драма, спортивный фильм
Бельгия, Франция, 2025
фильм ужасов
Австралия, США, 2025
детский фильм, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
Франция, 2024
приключения, спортивный фильм
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен