В середине 80-х в Париже вышла автобиографическая книга знаменитого режиссера Романа Поланского («Ребенок Розмари», «Неистовый»). Ее название было откровенно каламбурным - "Роман". Коллекция кинематографических мемуаров пополнилась еще одним бестселлером...
Биографии многих людей искусства не слишком богаты событиями: родился, учился, женился, развелся, получил приз. Главное - их творчество, авторский мир. Иное дело - Полански. Его жизнь действительно похожа на остросюжетный роман. Накануне второй мировой войны семья Поланского переехала из Парижа в Польшу. Это было роковое решение. В Варшавском гетто у маленького Романа погибла мать. А сам он спасся буквально чудом, успев испытать на себе жуткую игру садистов в нацистской форме, стрелявших из револьверов поверх его головы... У другого художника столь драматическое детство непременно стало бы темой первого фильма. Однако у Поланского детские кошмары поначалу нашли лишь отраженное воплощение. Лишь в 2002 году он решился обратиться к столь личному для него материалу. Когда «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля 2002 года досталась драме «Пианист», злые языки тут же сочинили язвительные репортажи о том, как консервативное жюри обласкало ставшего консерватором Романа Поланского. Да, картину об ужасах варшавского гетто времен второй мировой войны не назовешь новаторской. Но кто сказал, что произведение искусства всегда должно быть облачено в авангардистскую форму? История великого польского пианиста, выжившего в гетто, тронула души миллионов зрителей всей планеты… И, думаю, многие российские зрители разделили радость другого классика мирового кино – Анджея Вайды, когда он в январе 2004 объявил, что «Пианисту» присужден «Золотой орел» за лучший иностранный фильм в российском прокате…
Александр Федоров
обсуждение >>