Не часто встречающаяся в наш прагматический век вера в красоту «бессмысленного» поступка, на поверку оказывающегося единственным обеспечением высокого человеческого предназначения.{}
Как своеобразная антитеза подобным картинам прозвучал имевший большой успех венгерский фильм «Мефисто». История талантливого лицедея, продавшего душу дьяволу и ставшего официальным художником фашистской Германии, притом, что многие реалии нацистского правопорядка ему были глубоко отвратительны, имеет под собой документальную основу, связанную с биографией актера Густафа Грюндгенса. Но не в подлинности исходного материала дело. Картина эта — беспощадное исследование судьбы человека, не имеющего нравственного стержня, поставившего во главу угла свое профессиональное совершенствование и наивно посчитавшего, что он сможет обмануть государственную машину третьего рейха. В поведении героя фильма есть и логика и продуманная программа действия, но это та логика, которая являет собой ступень нравственного падения одаренного мастера, и та программа, которая не может быть прощена.
Владимир Дмитриев
«Советский экран», 1981 год, № 18 (стр.17)
обсуждение >>