Евгения Вячеславовна (Старый Оскол)16.09.2015 - 00:09:41
Близнецы
Есть близнецы — для земнородных
Два божества — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца...
Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Ф. Тютчев
[«Короткая вспышка света, а затем... пыль и пепел». >>]
Кино-картина, которая меня гипнотизирует. Вся из воздуха и света, молодости и печали. Абсолютно исполненная немецким духом.
Фильм имеет кольцевую композицию, начинается с ареста героя и заканчивается овобождением его в зале суда. По свето-смыслу фильм делится на две части – сине-серую Пауля и солнечно-зелёную Гюнтера.
Кино-картина несёт в себе вечные «проклятые вопросы» немецкой культуры. Легко читаются аллюзии на бессмертное:
«Mocht´ ich zum Augenblicke
sagen: Verweile doch, du bist so schon».
(«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»)
«Фауст», 1808 Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832).
Собтвенно – цитата из фильма – «Я думаю, лучше всего попрощаться, когда ты счастлив. Именно тогда, в момент наивысшего блаженства».
А вот уже и цитаты из книжицы, автора которой с интересом читает Пауль:
««Умри вовремя!» Люди слишком серьёзно относятся к смерти, она не стала для них праздником… Я показываю вам смерть, в которой обретается полнота и завершённость, - смерть, которая станет для живущих жалом и священным обетом» - Ницше, «Так говорил Заратустра» (1883—1885).
И снова великий Гёте: «Я исправляю Вертера и нахожу, что автор сделал глупость, не застрелившись по окончании этой вещи». Или же его же -
О дух многооплаканный, ты снова
Явился гостем в мир земной.
Средь новых нив возник как тень былого
И не робеешь предо мной.
Ты мне напомнил то златое время,
Когда для нас цвели в полях цветы,
Когда, дневное забывая бремя,
Со мной закатом любовался ты.
Тебе — уйти, мне — жить на долю пало.
Покинув мир, ты потерял так мало!
(«Вертеру», 1824)
Смотря фильм просто нельзя не думать о шедевре «Страдания юного Вертера» :))
«Что нам мир без любви! То же, что волшебный фонарь без света. Едва ты вставишь в него лампочку, как яркие картины запестреют на белой стене! И пусть это будет только мимолетные мираж, всё равно, мы, точно дети, радуемся, глядя на него и восторгаемся чудесными видениями… Любовь и верность — лучшие человеческие чувства — приводят к насилию и убийству».
Собтвенно – цитаты из фильма – «Возможно, человек только один раз в жизни бывает по настоящему счастлив. Один раз. И за это он бывает наказан всю жизнь. Наказание в том, что мы не можем забыть этот момент… Любовь – единственная причина, по которой мы готовы умереть. Любовь – единственная причина, по которой мы готовы убить… Есть такие девушки, такие преданные, что невозможно с ними расстаться».
Очень нравятся метафоры – луна и вода – изменчивость натуры Хильды в её признаниях на двух ночных свиданиях с Паулем. Бабочка как символ страдания и порочности души Гюнтера (очень мне нравится этот крылатый образ беса-Ставрогина Максима Матвеева). Появление Ганса в сцене в винном погребке – сначала его тень на стене… как демон—змий-искуситель в райском саду - на фоне стены - тени от дерева и ветвей. Пауль – «отшельник», Элли – одиноко сидящая на дереве словно нимфа дриада – нравственная высота, но и мятеж.
Совершенно чудная, на мой вкус, операторская работа Ютты Полманн. Прекрасная музыка Инго Френзель и конечно же дивные песни - Thomas Feiner «For Now» и Gry with FM Einheit «Princess Crocodile».
Очень нравится надвременный характер действий сюжета в фильме, создающий эстетику притчи-истории о вечном страдании Вертеров и вечных исканий блаженства Фаустов – горьких услад и сладких мучений юных всех времён и народов. Весь актёрский ансамбль мне безмерно нравится, начиная от актёров в главных ролях, кончая эпизодом. Безусловно для меня открытием стал Аугуст Диль, которого я здесь впервые и увидела. Финальные сцены с его героем и в особенности знаменитый крупный план со слезой – немой восторг. Совершенно покорена любимым Даниэлем – сыграть такого страдающего Демона… особенно в финале (сцены в квартре)… и это на контрасте с Ангелом-Дилем, падающим в бездну небытия! Браво! - мальчики, я вас люблю! Абсолютно разделяю мнение критиков – это самая чувственная кино-картина начала XXI века.
Ich bin dankbeflissen! :D
«Короткая вспышка света, а затем... пыль и пепел».
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол)17.08.2015 - 05:06:59
Был вечер музыки и ласки,
Всё в дачном садике цвело…
В изящном узеньком конверте
Нашли её «прости»: «Всегда
Любовь и грусть — сильнее смерти».
Сильнее смерти… Да, о да!..
М. И. Цветаева
[Заметки на полях >>]
«20 февраля 1928 - один из самых сенсационных процессов Веймарской республики. Случай вошёл в историю как «Школьная трагедия в Штеглице», до сегодняшнего дня он окрыляет фантазию авторов и кинематографистов… Выстрелы в Штеглице на Альбрехтштрассе подняли по тревоге всю нацию. Таким образом, они сигнализировали взрослому миру, как мало те знали о своих собственных детях…
Родившись за несколько лет перед Первой мировой войной, молодые люди испытали стремительное падение ценностей и порядков старого мира. Война проиграна, император исчез, вслед за гражданской войной последовали беспорядки и инфляция. Этот опыт сделал детей Первой мировой войны восприимчивыми к экстремизму. В их латентной готовности публицист Себастьян Хаффнер видит у рождённых в 1907 "корень нацизма"…
Кранц характеризовался своей матерью перед судом как "добрый, хороший мальчик и очень покладистый". "Кажется, что молодой Шеллер был более сильным и более решительным из них двоих", судила утренняя газета (Morgenpost – прим. моё). "Ненависть была единственным мотивом его действия". Гюнтер… интересуется и, женщинами и мужчинами, таким образом - Гансом Штефаном, которыйв отношениях предпочёл, однако, его сестру… Гюнтер охотно менялся одеждой со своей сестрой, позже он уже делает макияж и причёсывает по-женски и в таком виде посещает женскую купальню в Малов…
Любовь и смерть ходят рука об руку друг другу в этой лирической логике, но, собственно, автор для себе только начал прочитывать связь. Другое стихотворение кажется пророческим в своей кровавой радикальности:
На земле лежит труп
Моего друга Роберта Крауза.
Из раны медленно струится алая кровь
На серую землю.
Рядом с ним - неподвижный взгляд
Того, который убил его.
Это сигарета
Догорает, дрожа в руке убийцы.
20 лет спустя он берёт себе писательский псевдоним Эрнста Эриха Нота даже для своего паспорта, когда получает в 1948 американское гражданство. Также когда он возвращался в 1971 в Германию, становится профессором в университете Гёте во Франкфурте-на-Майне, Кранц и дальше называет себя Нотом. Он умер в 1983. С школьной трагедией Штеглица он больше не хотел ничего иметь общего, будучи взрослым...» (здесь и далее – перевод мой). На момент съёмок фильма была жива его жена… (прим. моё).
Фрагменты интервью с Даниэлем Брюлем:
- Фильм рассказывает о радикальности первой любви в 20-ые годы. Тогда любили иначе чем сегодня?
- Сегодня тема сексуальности означит кое-что иное, чем тогда и мне этого немного жаль. Сегодня у нас пропала лёгкая магия, что заключается в обаянии наготы и в раздевании женщины. Мы видим всё это уже в 12 по телевизору. Но есть некоторые вещи, которые всегда одинаковы у молодых людей: желание наивысшего наслаждения и крайняя уязвимость.
- Занимался ли ты исторической фигурой Пауля Кранца?
- Со сценарием я получил на руки толстый в 100 листов протокол защитника доктора Фрая, который тогда и защищал Пауля Кранца. Трезвый взгляд со стороны был очень содержателен для меня. Я прочитал вещи, которые писал Пауль Кранц… Они оба (Гюнтер и Пауль – прим моё) соблазнённых и соблазнителей. Пауль любуется им – Гюнтером – его эксцентричым, в крайностях образом жизни. Гюнтер ценит его креативность - интеллект Пауля, обсуждаются его стихотворения. Для обоих Любовь - центральная тема, с той лишь разницей, что Пауль в противоположность остальным участникам - представляет, что любовь - нечто большое, абсолютное иное, с чем не нужно было играть.
Заметки на полях:
Аугуст Диль: Пауль, который несёт самоубийство во взгляде и передаёт его в конце Гюнтеру...
Туре Линдхардт: Для меня роль была большим вызовом, так как Ганс очень плотский и стихиен. Ганс - это беспечный тип, который говорит то, что он подразумевает, а действует так, как хочет. При этом он не пошл или расчётлив, он просто следует за своими чувствами и берёт себе, то, что хочет.
Яна Палласке: Элли - это немного пятое колесо в машине в этой компании. Она умна, скорее неприметна, она пуглива и серьёзна - прежде всего, это - представление о любви и верности...
Анна Мария Мюэ: Я нахожу роль Хильды замечательной, так как она глубока внутри и поэтому, собственно, очень одинокая девочка. Она доводит игру вместе с своим братом Гюнтером до конца, и тогда ошибка, совершенно неожиданно для себя – она влюбляется...
Это уже третий немецкий фильм, посвящённый этому событию. Прежние два:
- «Geschminkte Jugend», 1929 - Carl Boese
- «Geschminkte Jugend», 1960 - Max Nosseck
(прим. моё)
Использованные источники:
Kindertragödie, Prager Tagblatt 14.02.1928 - Theodor Lessing
http://www.ultimo-bielefeld.de/kr-film/i-bruel.htm
http://www.tagesspiegel.de/politik/geschichte/nachrichten/1167098.html
https://steglitz.de/aktuell/Presseheft-LiebeinGedanken.pdf
Заметки на полях
Евгения Вячеславовна (Старый Оскол)17.08.2015 - 04:57:54
Продолжаю признаваться в любви своим любимым фильмам с участием прекрасного любимого Даниэля Брюля :)) На этот раз - абсолютно-поэтичный, на мой вкус, шедевр-кино-размышление -"К чему помыслы о любви?"
Eigentlich liebt jeder Junge ein Madchen,
und jedes Madchen einen Jungen.
Einige aber lieben die Liebe.
Mehr als das Leben selbst.
[О контексте фильма >>]
Собственно говоря, каждый мальчик любит девочку,
а каждая девочка мальчика.
Однако, некоторые любят любовь.
Больше чем жизнь.
«Пауль Кранц... Сегодня он стоит перед нами как "убийца". – Тонкий, хилый мальчик скрывает бледное лицо, смущённо проводит по тёмно-русым волосам с пробором, нервно вздрагивает угловатыми конечностями... Это сын музыканта... как "одарённый".. получил бесплатное место в высшем реальном училище Мариендорфа... Он хотел бы быть "поэтом"... Частично из-за отвращения к школе, частично из-за платоновской любви "к Герде, которая принадлежит другому". Он хочет в Константинополь. Он хочет в Америку. Добирается до Вены... теперь выпускной класс больше не нравится ему. Только одно существо, которое верит по-приятельски в него: Гюнтер Шеллер, 19-летний, также пишущий стихотворения, также любящий художественную литературу. Гюнтер из состоятельной семьи... По приглашению Гюнтера Пауль летний вечером приезжает в Малов. Теперь начинается детская трагедия. – У Гюнтера есть сестра: Хильдегард... Она принадлежит к известному роду: порхающая душечка. Тёмно-каштаново-гладковолосая женская стрижка под мальчика, под чёрными ресницами ясные тёмно-синие глаза. На нежных щеках тонко очерченного личика прилив при ходьбе свежего румянца. Чувственно изогнутые губы; мягкий нежный голос... внешне - всемирная дамочка, внутри - пусто-пусто. Подруги называют её "муженёк". Она - "как мальчик", в то время как Гюнтер "так по-девичьи". Пауль влюбляется в этого маленького водяного, пишет тома стихотворений и записи в дневник... слева в нагрудном кармане последние лирические излияния; справа револьвер: "на все случаи". 2 друга открывают сердце друг другу на лодочной прогулке. Пауль говорит о Хильде. Гюнтер... признаётся, что он чувствует часто как девочка. Клиент папы претендует на него. И там прекрасный мальчик из круга знакомых семьи: Ганс Штефан, 18 лет; охотно хотел быть скрипачом, а должен учиться теперь как поварёнок. Здоровый, крепко-чувственный, туповатый смельчак. Для него - нежная Хильда - увлечение. Но он, Гюнтер, любит и в то же время ненавидит его...
Это сегодняшняя молодёжь... У них есть преподаватель, которому они никогда не доверяют. У них есть родители, которых нужно было лишить родительских прав... 2 девушки пишут задорное маленькое стихотворение, которое кончается таким образом:
"К чему тебе помыслы о любви?
Если нагрянет случай, а ты не сможешь…
Девушка будет безмерно благодарна,
Если твоя любовная страсть будет вещать лишь в стихах".
Это нельзя сказать о Гансе… Дважды. Отныне он также начинает обмениваться с Хильдой поцелуями. В первом возбуждении он пишет в дневник (он переписывает стихотворение Пауля, обращённое к Хильде – прим. моё):
"Дикий жар в твоих поцелуях
Будил меня к страсти,
Теперь я - твой всей силой
И за это придётся горько поплатиться".
...В течение этих лет каждый играет с любовью и смертью. Это не должно кончится катастрофически. Но теперь выступает (как всегда!): Демон - случай.
27 июня 1927, в воскресенье вечером, Пауль находится в Малов на даче... Когда Пауль собирается спать, Хильда... стоит перед ним в ночной сорочке... Гюнтер убеждает Пауля: "Мы манкируем школу, едем на Альбрехтштрассе после Штиглица, приглашаем к нам девушку... отмечаем праздник". Когда они приезжают на Альбрехтштрассе... На лестнице их встречает Хильда... У неё была похожая мысль. Утром она позвонила по телефону... Гансу... Гюнтер... ничего не замечает. Но Пауль мгновенно понимает: здесь на лестничной клетке спрятан Ганс...! Хильда пробирается к Гансу в комнату и закрывается. Эллионор и Пауль остаются…
Теперь они пишут философское прощальное письмо: "Во вселенную". Они вместе подписываются. Решённая вещь: этой ночью 4 человека будут убиты. Между тем брезжит утро... в 7 стучат в двери дома. Это Эллинор... Гюнтер подкрадывается внутрь. Комната пуста. Все окна открыты... В следующую минуту раздаются выстрелы...
Оставшийся в живых, Пауль Кранц, обвинялся в убийстве. Был ли он виновен? Выведен из себя, чрезмерно раздражён, пьян, после 2 бессонных ночей и дней, после того, как он у него ночью был первый любовный опыт в его жизни, после того, как он сидел прошлой долгой ночью перед комнатой, в которой та девочка, так же впервые отдавалась мужчине, другому - не ему: таким образом он играл с убийством...
Детская трагедия закончилась...», Теодор Лессинг (здесь и далее – перевод мой)
При просмотре этого, на мой взгляд, шедевра - вольно или невольно на память приходят аллюзии на это блестящее эссе-размышление знаменитого философа…
Так же мне представляется интересным и поэтический рассказ о фильме самого режиссёра.
Предисловие Ахима фон Борриса
«Любовь и мятеж, поиск счастья, замешательства чувств, эксцесс и долг. Это тематические поля, вокруг которых кружится эта история...
Лето 2002 прокручивалось в моём воспоминании - постоянно шёл дождь, в целом были, пожалуй, 4 солнечных дня... (то лето в Германии было самым дождливым за последние 75 лет и во время съёмок был постоянно слышен шум вертолётов спасателей – прим. моё) Всё же это было прекраснейшим сотрудничеством, в кругу этой команды господствовала очень особенная атмосфера, почти фамильярность, а общая цель всех связала...
Я верю, это стало фильмом о любви. Любовь в них проявляется самым разным образом. Пауль любит Хильду и он любит помыслы о любви. Хильда играет со всеми и если она любит кого-то, то это Ганс. Также брат Хильды Гюнтер любит этого Ганса и жизнь, а Ганс любит себя и Элли любит Пауля... В начале фильма герои выходят из своего мира и ныряют в летний зной сада. Этот сад и дом образуют почти нереальное место, вне времени - колдовство, которое окружает как рай. Это империя Гюнтера и он определяет здесь правила игры. Вдали от повседневной жизни и взрослых; 3, позже все 5 могут попробовать "жизнь". Всё кажется возможным... На другой день сны вдруг тянут за собой ужасные последствия...
Если зритель находит себя в одном или другом герое, если вам напомнило собственную первую любовь, собственные вечеринки, романтичный взгляд на вселенную, в безусловности которой были убеждены, если это чрезмерное желание снова прожитых непосредственных мгновений, раздвоенность и колдовство, и красота, и боль, если немного из этого сбывается, я буду счастлив, а фильм достигнет цели. Это настоящая история».
О контексте фильма
отзывы
Есть близнецы — для земнородных
Два божества — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца...
Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Ф. Тютчев
Всё в дачном садике цвело…
В изящном узеньком конверте
Нашли её «прости»: «Всегда
Любовь и грусть — сильнее смерти».
Сильнее смерти… Да, о да!..
М. И. Цветаева
Eigentlich liebt jeder Junge ein Madchen,
und jedes Madchen einen Jungen.
Einige aber lieben die Liebe.
Mehr als das Leben selbst.