Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
К чему помыслы о любви? информация о фильме
Оригинальное название
Was nützt die Liebe in Gedanken
Год
2004
Страна
Германия
Отзывы
Рейтинг:
  10 / 1 голос

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

3
 
Близнецы
Есть близнецы — для земнородных
Два божества — то Смерть и Сон,
Как брат с сестрою дивно сходных —
Она угрюмей, кротче он...
Но есть других два близнеца —
И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей предающего сердца...
Союз их кровный, не случайный,
И только в роковые дни
Своей неразрешимой тайной
Обворожают нас они.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Ф. Тютчев

[«Короткая вспышка света, а затем... пыль и пепел». >>]
Кино-картина, которая меня гипнотизирует. Вся из воздуха и света, молодости и печали. Абсолютно исполненная немецким духом.
Фильм имеет кольцевую композицию, начинается с ареста героя и заканчивается овобождением его в зале суда. По свето-смыслу фильм делится на две части – сине-серую Пауля и солнечно-зелёную Гюнтера.

Кино-картина несёт в себе вечные «проклятые вопросы» немецкой культуры. Легко читаются аллюзии на бессмертное:

«Mocht´ ich zum Augenblicke
sagen: Verweile doch, du bist so schon
».

(«Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»)
«Фауст», 1808 Иоганна Вольфганга Гёте (1749—1832).

Собтвенно – цитата из фильма – «Я думаю, лучше всего попрощаться, когда ты счастлив. Именно тогда, в момент наивысшего блаженства».

А вот уже и цитаты из книжицы, автора которой с интересом читает Пауль:

««Умри вовремя!» Люди слишком серьёзно относятся к смерти, она не стала для них праздником… Я показываю вам смерть, в которой обретается полнота и завершённость, - смерть, которая станет для живущих жалом и священным обетом» - Ницше, «Так говорил Заратустра» (1883—1885).

И снова великий Гёте: «Я исправляю Вертера и нахожу, что автор сделал глупость, не застрелившись по окончании этой вещи». Или же его же -

О дух многооплаканный, ты снова
Явился гостем в мир земной.
Средь новых нив возник как тень былого
И не робеешь предо мной.
Ты мне напомнил то златое время,
Когда для нас цвели в полях цветы,
Когда, дневное забывая бремя,
Со мной закатом любовался ты.
Тебе — уйти, мне — жить на долю пало.
Покинув мир, ты потерял так мало!
(«Вертеру», 1824)

Смотря фильм просто нельзя не думать о шедевре «Страдания юного Вертера» :))

«Что нам мир без любви! То же, что волшебный фонарь без света. Едва ты вставишь в него лампочку, как яркие картины запестреют на белой стене! И пусть это будет только мимолетные мираж, всё равно, мы, точно дети, радуемся, глядя на него и восторгаемся чудесными видениями… Любовь и верность — лучшие человеческие чувства — приводят к насилию и убийству».

Собтвенно – цитаты из фильма – «Возможно, человек только один раз в жизни бывает по настоящему счастлив. Один раз. И за это он бывает наказан всю жизнь. Наказание в том, что мы не можем забыть этот момент… Любовь – единственная причина, по которой мы готовы умереть. Любовь – единственная причина, по которой мы готовы убить… Есть такие девушки, такие преданные, что невозможно с ними расстаться».

Очень нравятся метафоры – луна и вода – изменчивость натуры Хильды в её признаниях на двух ночных свиданиях с Паулем. Бабочка как символ страдания и порочности души Гюнтера (очень мне нравится этот крылатый образ беса-Ставрогина Максима Матвеева). Появление Ганса в сцене в винном погребке – сначала его тень на стене… как демон—змий-искуситель в райском саду - на фоне стены - тени от дерева и ветвей. Пауль – «отшельник», Элли – одиноко сидящая на дереве словно нимфа дриада – нравственная высота, но и мятеж.

Совершенно чудная, на мой вкус, операторская работа Ютты Полманн. Прекрасная музыка Инго Френзель и конечно же дивные песни - Thomas Feiner «For Now» и Gry with FM Einheit «Princess Crocodile».

Очень нравится надвременный характер действий сюжета в фильме, создающий эстетику притчи-истории о вечном страдании Вертеров и вечных исканий блаженства Фаустов – горьких услад и сладких мучений юных всех времён и народов. Весь актёрский ансамбль мне безмерно нравится, начиная от актёров в главных ролях, кончая эпизодом. Безусловно для меня открытием стал Аугуст Диль, которого я здесь впервые и увидела. Финальные сцены с его героем и в особенности знаменитый крупный план со слезой – немой восторг. Совершенно покорена любимым Даниэлем – сыграть такого страдающего Демона… особенно в финале (сцены в квартре)… и это на контрасте с Ангелом-Дилем, падающим в бездну небытия! Браво! - мальчики, я вас люблю! Абсолютно разделяю мнение критиков – это самая чувственная кино-картина начала XXI века.

Ich bin dankbeflissen! :D
«Короткая вспышка света, а затем... пыль и пепел».
2
 
Был вечер музыки и ласки,
Всё в дачном садике цвело…
В изящном узеньком конверте
Нашли её «прости»: «Всегда
Любовь и грусть — сильнее смерти
».
Сильнее смерти… Да, о да!..
М. И. Цветаева

[Заметки на полях >>]
«20 февраля 1928 - один из самых сенсационных процессов Веймарской республики. Случай вошёл в историю как «Школьная трагедия в Штеглице», до сегодняшнего дня он окрыляет фантазию авторов и кинематографистов…
Выстрелы в Штеглице на Альбрехтштрассе подняли по тревоге всю нацию. Таким образом, они сигнализировали взрослому миру, как мало те знали о своих собственных детях…
Родившись за несколько лет перед Первой мировой войной, молодые люди испытали стремительное падение ценностей и порядков старого мира. Война проиграна, император исчез, вслед за гражданской войной последовали беспорядки и инфляция. Этот опыт сделал детей Первой мировой войны восприимчивыми к экстремизму. В их латентной готовности публицист Себастьян Хаффнер видит у рождённых в 1907 "корень нацизма"…
Кранц характеризовался своей матерью перед судом как "добрый, хороший мальчик и очень покладистый". "Кажется, что молодой Шеллер был более сильным и более решительным из них двоих", судила утренняя газета (Morgenpost – прим. моё). "Ненависть была единственным мотивом его действия". Гюнтер… интересуется и, женщинами и мужчинами, таким образом - Гансом Штефаном, которыйв отношениях предпочёл, однако, его сестру… Гюнтер охотно менялся одеждой со своей сестрой, позже он уже делает макияж и причёсывает по-женски и в таком виде посещает женскую купальню в Малов…
Любовь и смерть ходят рука об руку друг другу в этой лирической логике, но, собственно, автор для себе только начал прочитывать связь. Другое стихотворение кажется пророческим в своей кровавой радикальности:

На земле лежит труп
Моего друга Роберта Крауза.
Из раны медленно струится алая кровь
На серую землю.
Рядом с ним - неподвижный взгляд
Того, который убил его.
Это сигарета
Догорает, дрожа в руке убийцы.


20 лет спустя он берёт себе писательский псевдоним Эрнста Эриха Нота даже для своего паспорта, когда получает в 1948 американское гражданство. Также когда он возвращался в 1971 в Германию, становится профессором в университете Гёте во Франкфурте-на-Майне, Кранц и дальше называет себя Нотом. Он умер в 1983. С школьной трагедией Штеглица он больше не хотел ничего иметь общего, будучи взрослым...» (здесь и далее – перевод мой). На момент съёмок фильма была жива его жена… (прим. моё).

Фрагменты интервью с Даниэлем Брюлем:

- Фильм рассказывает о радикальности первой любви в 20-ые годы. Тогда любили иначе чем сегодня?
- Сегодня тема сексуальности означит кое-что иное, чем тогда и мне этого немного жаль. Сегодня у нас пропала лёгкая магия, что заключается в обаянии наготы и в раздевании женщины. Мы видим всё это уже в 12 по телевизору. Но есть некоторые вещи, которые всегда одинаковы у молодых людей: желание наивысшего наслаждения и крайняя уязвимость.
- Занимался ли ты исторической фигурой Пауля Кранца?
- Со сценарием я получил на руки толстый в 100 листов протокол защитника доктора Фрая, который тогда и защищал Пауля Кранца. Трезвый взгляд со стороны был очень содержателен для меня. Я прочитал вещи, которые писал Пауль Кранц…
Они оба (Гюнтер и Пауль – прим моё) соблазнённых и соблазнителей. Пауль любуется им – Гюнтером – его эксцентричым, в крайностях образом жизни. Гюнтер ценит его креативность - интеллект Пауля, обсуждаются его стихотворения. Для обоих Любовь - центральная тема, с той лишь разницей, что Пауль в противоположность остальным участникам - представляет, что любовь - нечто большое, абсолютное иное, с чем не нужно было играть.

Заметки на полях:

Аугуст Диль: Пауль, который несёт самоубийство во взгляде и передаёт его в конце Гюнтеру...

Туре Линдхардт: Для меня роль была большим вызовом, так как Ганс очень плотский и стихиен. Ганс - это беспечный тип, который говорит то, что он подразумевает, а действует так, как хочет. При этом он не пошл или расчётлив, он просто следует за своими чувствами и берёт себе, то, что хочет.

Яна Палласке: Элли - это немного пятое колесо в машине в этой компании. Она умна, скорее неприметна, она пуглива и серьёзна - прежде всего, это - представление о любви и верности...

Анна Мария Мюэ: Я нахожу роль Хильды замечательной, так как она глубока внутри и поэтому, собственно, очень одинокая девочка. Она доводит игру вместе с своим братом Гюнтером до конца, и тогда ошибка, совершенно неожиданно для себя – она влюбляется...

Это уже третий немецкий фильм, посвящённый этому событию. Прежние два:
- «Geschminkte Jugend», 1929 - Carl Boese
- «Geschminkte Jugend», 1960 - Max Nosseck
(прим. моё)

Использованные источники:
Kindertragödie, Prager Tagblatt 14.02.1928 - Theodor Lessing
http://www.ultimo-bielefeld.de/kr-film/i-bruel.htm
http://www.tagesspiegel.de/politik/geschichte/nachrichten/1167098.html
https://steglitz.de/aktuell/Presseheft-LiebeinGedanken.pdf
Заметки на полях
1
 
Продолжаю признаваться в любви своим любимым фильмам с участием прекрасного любимого Даниэля Брюля :)) На этот раз - абсолютно-поэтичный, на мой вкус, шедевр-кино-размышление -"К чему помыслы о любви?"

Eigentlich liebt jeder Junge ein Madchen,
und jedes Madchen einen Jungen.
Einige aber lieben die Liebe.
Mehr als das Leben selbst.

[О контексте фильма >>]
Собственно говоря, каждый мальчик любит девочку,
а каждая девочка мальчика.
Однако, некоторые любят любовь.
Больше чем жизнь.

«Пауль Кранц... Сегодня он стоит перед нами как "убийца". – Тонкий, хилый мальчик скрывает бледное лицо, смущённо проводит по тёмно-русым волосам с пробором, нервно вздрагивает угловатыми конечностями... Это сын музыканта... как "одарённый".. получил бесплатное место в высшем реальном училище Мариендорфа... Он хотел бы быть "поэтом"... Частично из-за отвращения к школе, частично из-за платоновской любви "к Герде, которая принадлежит другому". Он хочет в Константинополь. Он хочет в Америку. Добирается до Вены... теперь выпускной класс больше не нравится ему. Только одно существо, которое верит по-приятельски в него: Гюнтер Шеллер, 19-летний, также пишущий стихотворения, также любящий художественную литературу. Гюнтер из состоятельной семьи... По приглашению Гюнтера Пауль летний вечером приезжает в Малов. Теперь начинается детская трагедия. – У Гюнтера есть сестра: Хильдегард... Она принадлежит к известному роду: порхающая душечка. Тёмно-каштаново-гладковолосая женская стрижка под мальчика, под чёрными ресницами ясные тёмно-синие глаза. На нежных щеках тонко очерченного личика прилив при ходьбе свежего румянца. Чувственно изогнутые губы; мягкий нежный голос... внешне - всемирная дамочка, внутри - пусто-пусто. Подруги называют её "муженёк". Она - "как мальчик", в то время как Гюнтер "так по-девичьи". Пауль влюбляется в этого маленького водяного, пишет тома стихотворений и записи в дневник... слева в нагрудном кармане последние лирические излияния; справа револьвер: "на все случаи". 2 друга открывают сердце друг другу на лодочной прогулке. Пауль говорит о Хильде. Гюнтер... признаётся, что он чувствует часто как девочка. Клиент папы претендует на него. И там прекрасный мальчик из круга знакомых семьи: Ганс Штефан, 18 лет; охотно хотел быть скрипачом, а должен учиться теперь как поварёнок. Здоровый, крепко-чувственный, туповатый смельчак. Для него - нежная Хильда - увлечение. Но он, Гюнтер, любит и в то же время ненавидит его...
Это сегодняшняя молодёжь... У них есть преподаватель, которому они никогда не доверяют. У них есть родители, которых нужно было лишить родительских прав... 2 девушки пишут задорное маленькое стихотворение, которое кончается таким образом:

"К чему тебе помыслы о любви?
Если нагрянет случай, а ты не сможешь…
Девушка будет безмерно благодарна,
Если твоя любовная страсть будет вещать лишь в стихах
".

Это нельзя сказать о Гансе… Дважды. Отныне он также начинает обмениваться с Хильдой поцелуями. В первом возбуждении он пишет в дневник (он переписывает стихотворение Пауля, обращённое к Хильде – прим. моё):

"Дикий жар в твоих поцелуях
Будил меня к страсти,
Теперь я - твой всей силой
И за это придётся горько поплатиться
".

...В течение этих лет каждый играет с любовью и смертью. Это не должно кончится катастрофически. Но теперь выступает (как всегда!): Демон - случай.
27 июня 1927, в воскресенье вечером, Пауль находится в Малов на даче... Когда Пауль собирается спать, Хильда... стоит перед ним в ночной сорочке... Гюнтер убеждает Пауля: "Мы манкируем школу, едем на Альбрехтштрассе после Штиглица, приглашаем к нам девушку... отмечаем праздник". Когда они приезжают на Альбрехтштрассе... На лестнице их встречает Хильда... У неё была похожая мысль. Утром она позвонила по телефону... Гансу... Гюнтер... ничего не замечает. Но Пауль мгновенно понимает: здесь на лестничной клетке спрятан Ганс...! Хильда пробирается к Гансу в комнату и закрывается. Эллионор и Пауль остаются…
Теперь они пишут философское прощальное письмо: "Во вселенную". Они вместе подписываются. Решённая вещь: этой ночью 4 человека будут убиты. Между тем брезжит утро... в 7 стучат в двери дома. Это Эллинор... Гюнтер подкрадывается внутрь. Комната пуста. Все окна открыты... В следующую минуту раздаются выстрелы...
Оставшийся в живых, Пауль Кранц, обвинялся в убийстве. Был ли он виновен?
Выведен из себя, чрезмерно раздражён, пьян, после 2 бессонных ночей и дней, после того, как он у него ночью был первый любовный опыт в его жизни, после того, как он сидел прошлой долгой ночью перед комнатой, в которой та девочка, так же впервые отдавалась мужчине, другому - не ему: таким образом он играл с убийством...
Детская трагедия закончилась...», Теодор Лессинг (здесь и далее – перевод мой)

При просмотре этого, на мой взгляд, шедевра - вольно или невольно на память приходят аллюзии на это блестящее эссе-размышление знаменитого философа…
Так же мне представляется интересным и поэтический рассказ о фильме самого режиссёра.

Предисловие Ахима фон Борриса
«Любовь и мятеж, поиск счастья, замешательства чувств, эксцесс и долг. Это тематические поля, вокруг которых кружится эта история...
Лето 2002 прокручивалось в моём воспоминании - постоянно шёл дождь, в целом были, пожалуй, 4 солнечных дня... (то лето в Германии было самым дождливым за последние 75 лет и во время съёмок был постоянно слышен шум вертолётов спасателей – прим. моё) Всё же это было прекраснейшим сотрудничеством, в кругу этой команды господствовала очень особенная атмосфера, почти фамильярность, а общая цель всех связала...
Я верю, это стало фильмом о любви. Любовь в них проявляется самым разным образом. Пауль любит Хильду и он любит помыслы о любви. Хильда играет со всеми и если она любит кого-то, то это Ганс. Также брат Хильды Гюнтер любит этого Ганса и жизнь, а Ганс любит себя и Элли любит Пауля... В начале фильма герои выходят из своего мира и ныряют в летний зной сада. Этот сад и дом образуют почти нереальное место, вне времени - колдовство, которое окружает как рай. Это империя Гюнтера и он определяет здесь правила игры. Вдали от повседневной жизни и взрослых; 3, позже все 5 могут попробовать "жизнь". Всё кажется возможным... На другой день сны вдруг тянут за собой ужасные последствия...
Если зритель находит себя в одном или другом герое, если вам напомнило собственную первую любовь, собственные вечеринки, романтичный взгляд на вселенную, в безусловности которой были убеждены, если это чрезмерное желание снова прожитых непосредственных мгновений, раздвоенность и колдовство, и красота, и боль, если немного из этого сбывается, я буду счастлив, а фильм достигнет цели.
Это настоящая история».
О контексте фильма

Афиша кино >>

биография, драма
Китай, Великобритания, Италия, 1987
комедия, роуд-муви
Россия, 2025
драма, комедия, фильм о животных, экранизация
США, 2024
фильм-концерт
Россия, 2024
боевик, драма, научная фантастика, триллер, фэнтези
Япония, 2004
фильм ужасов
Колумбия, США, 2025
комедия, нуар (черный фильм), триллер
Бельгия, Франция, 2024
биография, семейное кино, спортивный фильм
США, 2016
криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2025
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Бельгия, Франция, 2024
романтическая комедия
Россия, 2025
боевик, приключения
Марокко, США, 2025
экранизация
Россия, 2025
фэнтези, экранизация
Южная Корея, США, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен