Фильм прекрасно раскрывает все грани устоявшегося понятия "фашистский солдат". Какими они были разными - от людей одураченных до жестоких убийц. Как восторженно шли "воевать за Германию" юнцы, влекомые чувством ложного товарищества, сбитые с толку предвоенным психозом. И как мучительно возвращались на путь гуманизма непропащие души. Фильм снят сильно: напряженное действие, множество характеров, прекрасно раскрытых актерами, внутренняя борьба личности главного героя.
Кто-то смотрел вначале фильм, а кто-то до этого успел прочитать книгу, а мне в наследство от уехавших соседей достался забытый ими второй том - Возвращение Вернера Хольта. Я, конечно, им зачиталась, и хотелось поскорее разыскать первый том - столько было заманчивых ссылок на предыдущие события в продолжении. А когда, наконец, разыскав в библиотеке, и прочитав, я была несколько разочарована - как-то по другому все представлялось, да и слишком жесткое чтиво оказалось - не для девушек, хотя я с удовольствием читала книги о войне. Даже не помню, дочитала ли я этот первый том, и о фильме ничего не знала, но стоит, думаю, посмотреть и книги перечитать. Кстати, писатель грозился дальше описывать похождения своего героя. Возможно, есть не переведённое продолжение.
В наше время, пожалуй, да - эта картина подзабыта и нынешнее молодое поколение вряд ли о ней что-то знает. Но, насколько я помню, в 60-е годы и фильм, и роман Д.Нолля были очень популярны в СССР. Интересен был взгляд на Вторую мировую войну "их" глазами. Экранизация романа, я считаю, очень удачная, хотя, как ниже уже отмечалось, формат фильма не позволил включить в него все сюжетные линии. В своё время вторая книга романа, где повествуется о послевоенном периоде в жизни Вернера Хольта, меня несколько разочаровала. Недавно пересмотрел фильм после долгого перерыва. И по сей день фильм смотрится весьма достойно и не устарел.
Думаю, восприятие этого двухсерийного фильма зависит всецело от того, что было сделано раньше - прочитана книга Д.Нолля, а после просмотрена лента, или наоборот. Мне довелось следовать по первому пути и фильм оставил более сильное впечатление, несмотря на отсутствие в киноизложении многих книжных эпизодов и наличие отступлений от печатного оригинала (включая финал повествования), а также некоторые режиссерские недочеты. Полагаю, этих недостатков можно было бы во многом избежать постановкой хотя бы четырехсерийного минисериала, время которого в ту эпоху еще только наступало. И все же...Такой фильм могли поставить только немцы. Именно те, которые войну с неимоверным подъемом начали, затем, яростно сопротивляясь, проиграли, а потом долго переосмысливали горечь заслуженного поражения и утрату ложных ценностей. Возможно, не ошибусь, если отнесу этот фильм к золотому фонду кинолент о Второй мировой, поставленных в уже полтора десятилетия, как закончившемся ХХ веке. Кто - то из авторитетных киноведов сетовал на то, что продолжение "Приключений"("Возвращение Вернера Хольта") в кино ГДР дошло только до сценарного воплощения, которое так и не было экранизировано. Неизвестные причины этого безвозвратно ушли в прошлое вместе с растворившемся во времени памятным ХХ столетием.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)18.10.2014 - 23:38:00
Сейчас нашел и пересмотрел этот фильм заново. Правда, без нашего дубляжа, с закадровым переводом. В целом впечатление то же, что и в те годы - хорошее антифашистское кино, хотя и не лишенное фрагментарности, скомканности некоторых сюжетных линий из-за ограниченного метража. Событий романа вполне хватило бы на сериал, а если бы экранизировали и вторую книгу "Возвращение", было бы совсем замечательно. Есть в экранизации некоторые сюжетные расхождения с романом. Вернеру пришлось повоевать не только на Восточном, но и на Западном фронте. В финальных сценах книги остатки его роты сражаются не с Советской армией, а с американцами. Расстреляв из пулемета эсэсовцев, Вернер пытается бежать из города, но попадает в плен, терпит лишения в американском лагере военнопленных. Потом его отпустили домой. Больной и изможденный Вернер с большим трудом добирается к отцу. О том, что стало с ним после войны, я уже писал в посте №6.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)12.05.2013 - 12:49:10
В 60-е годы я и книгу читал, и фильм видел дважды по ТВ. Двух серий для него маловато, из-за этого есть некоторая скомканность, скороговорка, но в целом фильм неплох. В принципе можно было и сериал снять на 4 - 5 серий. В одной военной сцене заметил ляп: автомат Калашникова у советского солдата, едущего на башне танка. Я помню, что и роман был популярен, в том числе у школьников: там немало эротических сцен и даже гомосекс упоминается - бомба по тем временам! Вторая книга романа, тоже издававшаяся у нас, к сожалению, не экранизировалась, а она очень интересна. Повествует о том, как нелегко вживается в мирную жизнь бывший солдат вермахта Вернер Хольт. Выбор жизненного пути дается ему очень трудно: остаться у матери в Западной зоне (ФРГ) или у отца в Восточной (ГДР). Вернер долго мечется, живет то тут, то там. В конечном счете остается в ГДР. И в личной жизни у него проблемы. Любимая девушка Гундель ушла к коммунисту Шнайдерайту. Позднее в жизнь Вернера войдет совсем юная Ангелика. Автор книги не спешит быстро перековывать главного героя в образцового строителя немецкого социализма: коммунистов Вернер и в финале недолюбливает, хотя по личным, а не политическим причинам.
№4 Демир Север
Спустя 50 лет после выхода этой малоизвестной картины
Мое детство пришлось на шестидесятые годы. Помню, как популярен был этот фильм у моих друзей-одноклассников! Замечaтельный фильм. Даже странно, что его называют малоизвестным. Мы потом всем двором читали выпрошенный в местной библиотеке одноименный роман Дитера Нолля.
Все-таки, лучшие фильмы о войне были сняты в Советском Союзе и обеих тогдашних Германиях.
Спустя 50 лет после выхода этой малоизвестной картины создана подобная ей – «НАШИ МАТЕРИ,НАШИ ОТЦЫ». Картина, которая вряд ли будет популярной даже в Германии, не то что за её пределами.
В обоих фильмах рассказаны истории нескольких молодых немцев в период 1941-1945 годов. Людям, интересующимся ролевыми играми, социальной психологией, манипуляцией массовым сознанием будет интересно сравнить эти два фильма.
Сценаристы обоих фильмов были гражданами ГДР на разных этапах её существования. Также они были гражданами единой Германии – тоже на разных этапах её существования.
Их опыт позволил снять фильмы, которые непредвзято исследуют, что из себя представляли молодые немцы, страстно желавшие победить в мировой войне, затем страстно пытающиеся забыть о своих победах .
Фильмы рассчитаны на новое поколение зрителей очередной новой Германии.
По форме он представляет собой нарезку эпизодов-воспоминаний, внутри которых возникают еще более глубокие воспоминания молодого человека на исходе войны.
По сути этот фильм - обращение к первому поколению немцев, выросшему в ГДР после войны, от последнего предвоенного поколения.
Некая попытка объясниться.
В силу исторических и политических причин, эта попытка получилась не очень внятной.
Соответственно не каждый зритель поймет "свежие" идеи авторов.
Тому, кто прочитал повесть, фильм тоже ничего не добавит, потому что повесть хоть и не Ремарк написал,но в ней больше ясности, логичности и реализма.
P.S. Есть кино хорошее, есть плохое и есть кино ГДР.
отзывы
этой малоизвестной картины.
Спустя 50 лет после выхода этой малоизвестной картины
Все-таки, лучшие фильмы о войне были сняты в Советском Союзе и обеих тогдашних Германиях.
В обоих фильмах рассказаны истории нескольких молодых немцев в период 1941-1945 годов. Людям, интересующимся ролевыми играми, социальной психологией, манипуляцией массовым сознанием будет интересно сравнить эти два фильма.
Сценаристы обоих фильмов были гражданами ГДР на разных этапах её существования. Также они были гражданами единой Германии – тоже на разных этапах её существования.
Их опыт позволил снять фильмы, которые непредвзято исследуют, что из себя представляли молодые немцы, страстно желавшие победить в мировой войне, затем страстно пытающиеся забыть о своих победах .
Фильмы рассчитаны на новое поколение зрителей очередной новой Германии.
По форме он представляет собой нарезку эпизодов-воспоминаний, внутри которых возникают еще более глубокие воспоминания молодого человека на исходе войны.
По сути этот фильм - обращение к первому поколению немцев, выросшему в ГДР после войны, от последнего предвоенного поколения.
Некая попытка объясниться.
В силу исторических и политических причин, эта попытка получилась не очень внятной.
Соответственно не каждый зритель поймет "свежие" идеи авторов.
Тому, кто прочитал повесть, фильм тоже ничего не добавит, потому что повесть хоть и не Ремарк написал,но в ней больше ясности, логичности и реализма.
P.S. Есть кино хорошее, есть плохое и есть кино ГДР.