Иногда, чтобы снять главный фильм своей жизни, стоит прислушаться к мнению представителя старшего поколения.
"Мой отец был первым человеком, заметившим внешнее сходство между мной и Джексоном Поллоком, - говорит актер и режиссер Эд Харрис, снявший фильм "Поллок". - Дело было в 1986 году. Отец прислал мне на день рождения книгу о Поллоке. В то время отец работал в Чикагском художественном институте, точнее, в книжном магазине при этом институте, и он прислал мне книгу Джеффри Поттера, который был когда-то другом Поллока. Книга называлась "К жестокой могиле", и на ее обложке была фотография Поллока. Собственно говоря, именно эта фотография и привлекла отца. Он был потрясен сходством".
Художник Джексон Поллок в 40-50-е годы революционизировал американское изобразительное искусство. Его необычный метод создания полотен, который он называл "живописью действий", поднял искусство абстрактного экспрессионизма на новый уровень. Поллок был необычной личностью, в его душе жило много демонов, которые в конце концов и привели его к смерти. После 1950 года Поллок практически не выходил из запоев и в 1956 году погиб, врезавшись на машине в дерево.
Посмертная слава Поллока оказалась намного больше прижизненной, но никому не приходило в голову снять о нем фильм, пока этой идеей не заинтересовался Эд Харрис. На ее реализацию потребовалось больше 10 лет.
В 1986 году Харрис с интересом прочитал первую книгу о Поллоке. Через год отец прислал ему еще одну монографию. "Он написал на обложке: "Может быть, ты увидишь в этой книге фильм? - вспоминает Харрис. - Я начал копать глубже и глубже и к началу 90-х годов убедился, что здесь действительно есть материал на целый фильм. Но я не собирался его ставить, я хотел только сыграть Поллока. Для меня эта роль казалась великолепным вызовом, возможностью исследовать любопытнейший характер. Мне хотелось понять этого необычного человека, почувствовать его надежды, его страдания, радости и страхи, талант и стремление к совершенству. Поллак был завораживающим человеком. О нем легко можно было снять четырех-пятичасовой фильм - событий хватило бы. У меня не было такой возможности, но не снять фильм о нем я уже не мог. Чем больше я о нем читал, тем сильнее погружался в его необычный мир. Постепенно я научился ценить и понимать его искусство, уважать его стремление быть не похожим на остальных. Для того времени он был революционером в художественном отношении. А еще он был революционером в быту и личной жизни. Ему было невероятно трудно жить на этой планете. Я очень хорошо его понимаю".
"В обычной жизни Эд переживает такие же чувства, как и его герой, - говорит Марсия Гэй Харден, играющая жену Поллока Ли Краснер. - Думаю, он понимал это с самого начала".
По иронии судьбы Американская киноакадемия обошла Харриса, но наградила "Оскаром" Харден за лучшую роль второго плана. Актриса явно смущается, когда ей об этом напоминают, и горячо уверяет, что ее заслуга в создании фильма невелика по сравнению с заслугами Харриса.
"Эд идеально понимал своего героя, - говорит Харден. - Он понимал те трудности, с которыми Поллок сталкивался в реальном мире, его бескорыстный поиск истины и художественной чистоты. Это было в Поллоке, это есть в Эде. Оба готовы рисковать всем ради искусства. Оба свободны от коммерческих самоограничений, от мнений других людей. Для них искусство - это прежде всего исследование. А ведь большинство актеров просто работают".
Сам Харрис, однако, на вопрос о том, что привлекло его к роли Поллока, предпочитает непрямой ответ. "Почему вы влюбляетесь, почему вы женитесь на ком-то? Об этом трудно рассказать. Когда я прочитал книгу, в моей душе начало что-то расти. Поэтому я и сделал кино. Кино, которое само за себя говорит. Меня привлекло к фильму именно то, что я показал на экране - те куски жизни Поллока, события в его биографии, аспекты его личности... Поэтому выводы делать вам, а не мне. Мне очень трудно говорить о фильме, потому что это очень-очень личный проект. И чем больше я работал над ним, тем более личным он становился. Многие люди, снимая свои первые фильмы, выбирают автобиографический материал - например Гэри Олдман, Тим Рот. Но я не мог сам себе написать сценарий. Я не сценарист, а если бы и был им, вряд ли смог бы написать о своей жизни. Но в личности Поллока я обнаружил что-то удивительно близкое мне. Я решил, что исследовать его личность просто необходимо, чтобы лучше понять себя".
Процесс превращения в Поллока был долгим. Харрис прочитал о своем герое все, что мог найти. Он часами стоял в музеях перед его полотнами, много раз посещал его студию, квартиру Поллока в Ист-Хэмптоне. Он даже стал курить другой сорт сигарет - Camel без фильтра, которые предпочитал Поллок.
Но это были цветочки. Ягодки были впереди - когда Харрис начал учиться рисовать в стиле Поллока.
"Я знал, что он рисовал, разложив холст на полу, - рассказывает Харрис. - Я знал, что он пользуется самыми разными инструментами. И тогда я тоже начал ставить различные эксперименты с холстом, красками и кистями. Пробовал малярную краску, пробовал разные кисти, палки, другие инструменты. Можно испортить кисть, дать краске засохнуть на ней, чтобы она стала плотнее, чтобы ее можно было использовать как черпак. И в какой-то момент процесс становится твоим личным путешествием в мир неизведаннг, попыткой найти новый смысл в старых вещах. Можно писать на металле, на дереве, на холсте - на чем угодно. Здесь главное - сама попытка. Каждый раз, оказавшись перед камерой, я словно раздваивался. С одной стороны, я думал о том, как это мог бы делать реальный Поллок, а с другой - пытался нарисовать что-то свое, оригинальное, чтобы испытать внутреннее состояние, близкое к тому, что переживал Поллок во время работы. Это чисто духовное состояние. Процесс написания картины - очень личное переживание. Я завидую художникам, потому что они могут заниматься своим личным делом в одиночестве, без направленных в лицо юпитеров и кинокамер. Поток времени, полная концентрация, терпение и мужество. Я понимаю, что мне никогда не подняться на уровень самоотдачи Поллока, но я по крайней мере вкусил маленький кусочек пирога, от которого вкушал он на протяжении всей своей жизни. И это мне помогло". (Сидни Перлман. "ВидеМагазин" №313, 2003 год.)
Большое и замечательное)многоплановое кинопроизведение о
искусстве)Очень часто пересматриваю этот фильм)Спасибо режиссёру Эду Харрису,композитору и всем создателям этого кино!
отзывы
"Мой отец был первым человеком, заметившим внешнее сходство между мной и Джексоном Поллоком, - говорит актер и режиссер Эд Харрис, снявший фильм "Поллок". - Дело было в 1986 году. Отец прислал мне на день рождения книгу о Поллоке. В то время отец работал в Чикагском художественном институте, точнее, в книжном магазине при этом институте, и он прислал мне книгу Джеффри Поттера, который был когда-то другом Поллока. Книга называлась "К жестокой могиле", и на ее обложке была фотография Поллока. Собственно говоря, именно эта фотография и привлекла отца. Он был потрясен сходством".
Художник Джексон Поллок в 40-50-е годы революционизировал американское изобразительное искусство. Его необычный метод создания полотен, который он называл "живописью действий", поднял искусство абстрактного экспрессионизма на новый уровень. Поллок был необычной личностью, в его душе жило много демонов, которые в конце концов и привели его к смерти. После 1950 года Поллок практически не выходил из запоев и в 1956 году погиб, врезавшись на машине в дерево.
Посмертная слава Поллока оказалась намного больше прижизненной, но никому не приходило в голову снять о нем фильм, пока этой идеей не заинтересовался Эд Харрис. На ее реализацию потребовалось больше 10 лет.
В 1986 году Харрис с интересом прочитал первую книгу о Поллоке. Через год отец прислал ему еще одну монографию. "Он написал на обложке: "Может быть, ты увидишь в этой книге фильм? - вспоминает Харрис. - Я начал копать глубже и глубже и к началу 90-х годов убедился, что здесь действительно есть материал на целый фильм. Но я не собирался его ставить, я хотел только сыграть Поллока. Для меня эта роль казалась великолепным вызовом, возможностью исследовать любопытнейший характер. Мне хотелось понять этого необычного человека, почувствовать его надежды, его страдания, радости и страхи, талант и стремление к совершенству. Поллак был завораживающим человеком. О нем легко можно было снять четырех-пятичасовой фильм - событий хватило бы. У меня не было такой возможности, но не снять фильм о нем я уже не мог. Чем больше я о нем читал, тем сильнее погружался в его необычный мир. Постепенно я научился ценить и понимать его искусство, уважать его стремление быть не похожим на остальных. Для того времени он был революционером в художественном отношении. А еще он был революционером в быту и личной жизни. Ему было невероятно трудно жить на этой планете. Я очень хорошо его понимаю".
"В обычной жизни Эд переживает такие же чувства, как и его герой, - говорит Марсия Гэй Харден, играющая жену Поллока Ли Краснер. - Думаю, он понимал это с самого начала".
По иронии судьбы Американская киноакадемия обошла Харриса, но наградила "Оскаром" Харден за лучшую роль второго плана. Актриса явно смущается, когда ей об этом напоминают, и горячо уверяет, что ее заслуга в создании фильма невелика по сравнению с заслугами Харриса.
"Эд идеально понимал своего героя, - говорит Харден. - Он понимал те трудности, с которыми Поллок сталкивался в реальном мире, его бескорыстный поиск истины и художественной чистоты. Это было в Поллоке, это есть в Эде. Оба готовы рисковать всем ради искусства. Оба свободны от коммерческих самоограничений, от мнений других людей. Для них искусство - это прежде всего исследование. А ведь большинство актеров просто работают".
Сам Харрис, однако, на вопрос о том, что привлекло его к роли Поллока, предпочитает непрямой ответ. "Почему вы влюбляетесь, почему вы женитесь на ком-то? Об этом трудно рассказать. Когда я прочитал книгу, в моей душе начало что-то расти. Поэтому я и сделал кино. Кино, которое само за себя говорит. Меня привлекло к фильму именно то, что я показал на экране - те куски жизни Поллока, события в его биографии, аспекты его личности... Поэтому выводы делать вам, а не мне. Мне очень трудно говорить о фильме, потому что это очень-очень личный проект. И чем больше я работал над ним, тем более личным он становился. Многие люди, снимая свои первые фильмы, выбирают автобиографический материал - например Гэри Олдман, Тим Рот. Но я не мог сам себе написать сценарий. Я не сценарист, а если бы и был им, вряд ли смог бы написать о своей жизни. Но в личности Поллока я обнаружил что-то удивительно близкое мне. Я решил, что исследовать его личность просто необходимо, чтобы лучше понять себя".
Процесс превращения в Поллока был долгим. Харрис прочитал о своем герое все, что мог найти. Он часами стоял в музеях перед его полотнами, много раз посещал его студию, квартиру Поллока в Ист-Хэмптоне. Он даже стал курить другой сорт сигарет - Camel без фильтра, которые предпочитал Поллок.
Но это были цветочки. Ягодки были впереди - когда Харрис начал учиться рисовать в стиле Поллока.
"Я знал, что он рисовал, разложив холст на полу, - рассказывает Харрис. - Я знал, что он пользуется самыми разными инструментами. И тогда я тоже начал ставить различные эксперименты с холстом, красками и кистями. Пробовал малярную краску, пробовал разные кисти, палки, другие инструменты. Можно испортить кисть, дать краске засохнуть на ней, чтобы она стала плотнее, чтобы ее можно было использовать как черпак. И в какой-то момент процесс становится твоим личным путешествием в мир неизведаннг, попыткой найти новый смысл в старых вещах. Можно писать на металле, на дереве, на холсте - на чем угодно. Здесь главное - сама попытка. Каждый раз, оказавшись перед камерой, я словно раздваивался. С одной стороны, я думал о том, как это мог бы делать реальный Поллок, а с другой - пытался нарисовать что-то свое, оригинальное, чтобы испытать внутреннее состояние, близкое к тому, что переживал Поллок во время работы. Это чисто духовное состояние. Процесс написания картины - очень личное переживание. Я завидую художникам, потому что они могут заниматься своим личным делом в одиночестве, без направленных в лицо юпитеров и кинокамер. Поток времени, полная концентрация, терпение и мужество. Я понимаю, что мне никогда не подняться на уровень самоотдачи Поллока, но я по крайней мере вкусил маленький кусочек пирога, от которого вкушал он на протяжении всей своей жизни. И это мне помогло". (Сидни Перлман. "ВидеМагазин" №313, 2003 год.)
искусстве)Очень часто пересматриваю этот фильм)Спасибо режиссёру Эду Харрису,композитору и всем создателям этого кино!