Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Лесные качели кадры из фильма
Год
1975
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.056 / 36 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
1 2 >

26
 
Неплохой фильм, и актеры есть интересные. А музыка С.Пожлакова, как всегда. великолепна.
25
 
Не самый удачный фильм про подростков. Самое хорошее здесь - музыка Станислава Пожлакова. Но у него плохой не было вообще. Очень душевная.
сообщение было отредактировано в 08:42
24
 
Вдогонку про критику. Были и отрицательные отзывы. Например, известный киновед Виктор Дёмин в пух и прах разнёс "Лесные качели" (статья в сборнике "Кинопанорама" за 1977 год). Но Дёмину вообще не нравилось поэтическое кино и лирические сцены. Разнёс, например, за музыкальные вставки фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", обозвал "Великолепную семёрку" "посредственной стряпнёй". И т.п. Похоже, Дёмину просто нравилось глумиться над тем, что нравилось другим. Причём глумился он почему-то над хорошим кино. Или не слишком хорошим, но обладающим определёнными достоинствами.
23
 
Прекрасная работа оператора! Юрий Марухин вообще был замечательным мастером. В его активе - абсолютно шедевральный "Восточный коридор" и великолепные "Могила льва" и "Хроника ночи". В "Лесных качелях" Марухину отлично удались кинопортреты. Оператор словно не снимает, а рисует кинокамерой. Не оторвать глаз от Анны Каменковой и Марины Матвеенко...
Что же до режиссуры... Михаил Пташук, режиссёр фильма, ещё находился в поиске своего творческого пути. И успехи свои он снискал на территории фильмов, связанных с военной тематикой. Детское кино - это всё-таки не его стихия.
... Кстати, критика в своё время к фильму была благосклонно. Но он почему-то не привлёк к себе большого зрительского внимания. Да и по ТВ его редко показывали. По общесоюзному, я имею в виду. Может быть, в Белоруссии его показывали чаще.
22
 
Повесть я не читал, а фильм вроде бы и неплохой, но как-то незаметно прошёл в кинопрокате, по детским сеансам в основном. Снят красиво, музыка хорошая. Но не обсуждают его так, как обсуждали когда-то близкий по теме "Сто дней после детства".
21
 
Сколько в повести описано характеров...
Например:

Глядя на Светланку, все всегда и повсюду начинали улыбаться.
Уже одним своим видом Светланка радовала людей. Многие в лагере были тайно и явно влюблены в неё.
И, надо сказать, она того стоила. Ласковая, щедрая, порывистая — хохот её был так заразителен, что подхватывал любого, как песчинку. Но она была фантазёрка и сумасбродка, и не было предела её своеволию.
Ей нравилось поражать, приручать и оживлять людей...

— У тебя улыбка Чеширского кота, живёт сама по себе, отдельно от тебя. Феноменальная улыбка.


А ведь с окончанием сезона жизнь не закончилась))
И события были не менее увлекательные.
Пусть фильм и очень несовершенен, но благодаря ему я познакомился с творчеством Инги Петкевич.
20
 
[Спойлер >>]
Рослая белокурая девочка лениво пересекала двор с ведром в руке.
— Настя! — крикнул Зуев. — Чего там у тебя, очистки, что ли? Давай сюда!
Настя подняла тяжёлые ресницы и уставилась на Зуева безмятежными светлыми глазами.
— Ну, чего уставилась! — взорвался тот. — Видишь, лошадь, её кормить надо.
И правда, кого угодно мог взбесить этот Настин взгляд. Смысл сказанного доходил до неё так безнадёжно медленно, что это было просто невыносимо. Так и подмывало оттолкнуть её неуклюжее тело и сделать всё самому.
— Недоразвитая! — Зуев выхватил у Насти ведро и поставил его перед лошадью. — У неё не все дома, её в детстве энцефалитный клещ укусил...

Егоров сидел на скамейке возле Насти и следил, как та чистит картошку. Ему было спокойно и удобно тут сидеть. Ножик двигался в Настиных руках как-то по-бабьи уверенно и ловко. Движения девочки были точные, небрежные, будто она чуть дремала и видела чудесные сны, может быть, птичьи, может быть, подводные, но уж точно не человеческие. Было что-то несовременное, бабье и в то же время почти сказочное во всем её облике.
«Царевна-лягушка в переходном возрасте, — усмехнулся про себя Егоров, — уже не лягушка, но ещё не царевна».
Её безучастный, ленивый покой передавался Егорову. Так спокойно и удобно можно было сидеть разве что подле матери или сестры.



Камыши расступились и перед ним открылась картина.
Она была лубочно яркая и такая пронзительно знакомая,
точно сошла с детского коврика, что висел когда-то у него над кроватью.
Совершенно круглый, ярко-голубой омут, окружённый коричневыми камышами,
и белые лилии на его глянцевой поверхности. Синие стрекозы шуршали крыльями.
И даже зной и тишина будто имели цвет и будто были нарисованы…
И в центре всего этого зачарованного мира — Настя.
Она тянулась за лилией, вот-вот перевернётся и бултыхнётся в омут головой.

Это была совсем другая Настя. Будто царевна-лягушка сбросила лягушачью кожу. Полуденный заговор, мираж.

[Спойлер >>]
В этой Насте каким-то чудом уцелело слишком много натурального и естественного, давно забытого,
чтобы быть вдруг узнанным и оценённым. По сравнению с модной продукцией ширпотреба, всегда новенькой и соблазнительной, эти непреходящие и вечные ценности человеческие сохраняются, пожалуй, только в одном искусстве — в живописи.
Лицо любой мадонны не получится на фотографии, потому что фотография плоская и поверхностная,
а те лица не только объёмны, но объём их проходит по срезу основных человеческих качеств.
Объём проходит по срезу — парадокс, но в нём заключается искусство.

Настя стояла возле лошади, нелепы были её косолапые босые ноги...
Некоторое время он разглядывал её в упор и с удовольствием отмечал, что в ней не только нет ничего рокового,
но даже наоборот, она олицетворение будничной, по-домашнему ленивой небрежности, и выражение лица у неё тоже полусонное, заторможенное. Почти идиотично приоткрыты пухлые губы, и взгляд под опущенными ресницами тусклый и бессмысленный. А когда она подняла глаза и тревожно огляделась, будто её только что разбудили, он явственно увидал перед собой её портрет...
...И тут у него вдруг опустились руки.
Перед ним было совершенство,
и он бессилен был передать на полотне хотя бы сотую долю этой непостижимой и загадочной живой красоты...
***
Ну кому тут в лагере придет в голову заподозрить в Насте сложную духовную жизнь?
Никого это ни капли не волнует. Настю судят по стоптанным босоножкам, осуждают за нелепые замашки, небрежность в одежде, обособленность и равнодушие к их примитивным затеям и соревнованиям.


Мимо прошаркала своими глупыми стоптанными башмаками эта варёная репа Настя…
Эта тупая, почти неодушевлённая материя торжествовала над ней, Аниной.
Эти телячьи безмятежные глаза, эти кегли в стоптанных башмаках, эта лень, неряшество, тупость.
Настя почувствовала её взгляд, обернулась и посмотрела на неё. Анина вздрогнула под её взглядом.
Она не верила своим глазам. Перед ней была настоящая сказочная красавица, томная, ленивая, большая.
Это была красавица в чистом виде, обыкновенная сказочная красавица.
И её, Анины, отвращение и презрение к Насте свидетельствовали только о несовершенстве самой Анины,
о её слабости и беспомощности.
Впервые в своей жизни перед лицом этой первозданной, натуральной и самобытной красоты Анина поняла всю условность своих суждений о людях.
Настя была рождена, чтобы открывать людям глаза на всю глупость и пошлость таких делений.
Каждый человек иной, каждый имеет право на себя и каждый прекрасен по-своему.
Не замечать Настиной красоты могли только люди с начисто испорченным вкусом, совершенно без всякого вкуса к жизни. О, как давно променяли они натурального соловья на искусственного!

Как в неё влюбился Славка... тот... из книги...
Пропал...
19
 

— Здравствуйте, товар-рищи пионер-ры! — бодро и зычно гаркнул он. Так в своё время он приветствовал новобранцев…
Один шустрый и мелкий мальчик выскочил вперед, вытянулся и, приложив руку к панамке, звонко отчеканил:
— Здра жла, товарищ полковник!
— Вольно! — ещё нашёлся скомандовать Егоров. Он подготовил хорошее обращение к ребятам, но смех в рядах озадачил его, и он сбился. Дело в том, что, пока он говорил, из тёмного леса, просвечивая, как луна, тихо вышла белая лошадь и остановилась у него за спиной, пожёвывая и дыша.
Он оглянулся, увидал лошадь, хотел ещё что-то сказать, но вместо этого махнул рукой, сошёл с трибуны, вскочил на лошадь и поскакал по территории лагеря.
— Куда же вы? — кричала ему вдогонку Светланка.— В ночное, — отозвался он.
Реплика была встречена взрывом хохота.


Повесть очень своеобразная - «И жизнь, и слёзы, и любовь»(Любоб).
Жаркое лето 1972 года было ещё в полном разгаре.
Очень сложно показать всё это на экране, чем-то приходится жертвовать.
И в самом деле, похоже, режиссёр не определился, чем именно((
18
 
№17 Саздинец
- А ты получил письмо о встрече в 1985 году? — спросил Егоров.
- Все получили, — сказал Зуев. — А вы откуда знаете? — насторожился он.
- Это я написал, — улыбнулся Егоров.
Ахахаха! Да... Как жаль, что в фильме эта тема не раскрыта.
сообщение было отредактировано в 19:42
17
 
Шифр
[Спойлер >>]
Зуев поднял письмо, достал из кармана перфорированную карточку, наложил её на шифрованные письмена.
«Зуев, — читал он, время от времени поворачивая перфорированную карточку по часовой стрелке, так что прочитанные буквы прикрывались карточкой, а на подложенном листе бумаги открывались всё новые буквы. — 5 мая 1985 года я буду ждать тебя в Летнем саду в 15 часов».(в фильме - 1981год(?))
Он осторожно огляделся по сторонам и задумался. Достал чистый листок.
«Светлана, — написал он, по-прежнему пользуясь перфорированной карточкой. — Мы никогда с тобой не встретимся и не поговорим, нас разделяет время. Но никогда никто не будет любить тебя больше, чем я, и я уже никого так любить не буду. Никогда не сократится участок пути, который нас разделяет. Я буду взрослым и другим, но расстояние всегда будет постоянным. Вот и останется от этого лета только эта глупая записка.
Пусть хоть она останется»...

...Зуев взял в руки листок и чуть заметно улыбнулся.
— Теперь уже этого никто не прочтёт, — сказал он. — В конце смены мы уничтожили все карточки, при помощи которых это можно прочесть. - А ты получил письмо о встрече в 1985 году? — спросил Егоров.
- Все получили, — сказал Зуев. — А вы откуда знаете? — насторожился он.
- Это я написал, — улыбнулся Егоров.
- Вы?! — В голосе Зуева было даже какое-то разочарование, будто он надеялся, что написал это кто-то другой.
Егоров украдкой наблюдал за ним. Зуев поймал его взгляд и чуть смутился, но тут же засмеялся весело и открыто.
- А вы это дельно придумали, — сказал он. — Забавная будет встреча. - Думаешь, придут? — спросил Егоров.
Зуев увёл взгляд в сторону, чуть подумал о чём-то своём. - Мы с вами придём, — сказал он.
- Да, — согласился Егоров, — мы с тобой придём вместе.
1975 - датировка повести.
16
 
№8 Александр42
Интересно, какой была авторская задумка сценариста.
Знаю, что потом Инга Петкевич опубликовала одноименную повесть в 1985 году.
Очень необычная, глубокая литература, разве что Тарковский или Кончаловский смогли бы сделать что-то соответствующее замыслу. Ну и метраж не на один час((
У Пташука же это второй фильм, первый вообще про шестилетнего мальчугана))

Не было:
Лагеря «Наша смена»,
Избушки на курьих ножках,
Не копались в песке,
Свадьбы,
Зуев - Лёша,

****

Было:
Руки с хлебом за спиной,
Шифровки в книгах,
Бинокль,
Качели,
Кормление лошади,
Побег Зуева,
Письма(кошачья почта),
Укус змеи был, но как показать это:

Сидела на земле та самая девочка с «зеленью», которая приставала однажды к Егорову.
Она была укушена маленькой змейкой-медянкой...
Настя, склонившаяся над девочкой, присосавшаяся к её ноге...

... единственной первозданной Насти, которая останется навсегда в этом знойном лете,
на опушке обгорелого леса,

с привкусом змеиного яда на детских губах.

Настя - это вообще песня!
В фильме её просто нет((
Как и Светланки((

А музыка хороша, особенно на качелях))
15
 
№8 Александр42
... Получается, за артистку, которая станет одной из лучших актрис озвучания говорит еще одна из лучших актрис в озвучании. Ирония судьбы получилась)
Здорово подмечено! :)
14
 
Фильм неплохой, только без множества пояснений из литературного источника я бы многого не поняла. А жаль, что создатели фильма решили настолько урезать эту историю. Как минимум некоторые подробности о судьбах героев стоило оставить.
13
 
№8 Александр42
Пионерский лагерь, в котором несколько сотен детей, а нам показали всего двух взрослых воспитателей (Таисию Семёновну и Матвея Петровича) и одну пионервожатую.
Пионеры запросто уходят из лагеря на целый день и бродят где пожелают.
[Он поклялся погибшему другу, что увидит его сына]
Поэтому, я знаю, вы не успокоитесь, пока не повидаете мальчика.

Он сейчас в пионерском лагере «Рабис».Лагерь работников искусств.
— Как зовут этого мальчика? — спросил Егоров. - Святослав, - раздельно произнёс Зуев. - Тоже мне святой, - косо усмехнулся он.
Имя совпадало. - А фамилия? — спросил Егоров. - Ларин.
Наконец-то он нашёл этого мальчика.


Вот я и подумала: а почему бы вам не поработать в этом лагере?
Я могу рекомендовать вас туда от лица месткома. Это наш лагерь. Тихая заводь на Карельском перешейке.

[Спойлер >>] Он у нас небольшой, там всего две группы: старшая и младшая. Старшие опекают младших, гуляют с ними, играют и прочее, словом выполняют роль помощников воспитателей или пионервожатых. Мы этот эксперимент сами придумали, а роно поддержало.
Лето — текучка кадров, вот и придумали. Старших детей освободили от КМЛ, и теперь они там хозяйничают, моют, стирают, готовят, возятся с малышами — лагерь почти полностью на самообслуживании.
А вам как раз нечего делать, вы на перепутье, старая жизнь кончилась, новая ещё не началась.
Вот и поезжайте. Вы человек основательный и серьёзный, а там у нас одни бабы. Все мальчишки от рук отбились…
- Да я ничего не смыслю в педагогике, я и детей-то никогда в глаза не видел.
- Не имеет никакого значения, — горячо перебила она. — Вы не видели, зато им будет полезно на вас поглядеть и с вами познакомиться. Они настоящих мужиков, может быть, тоже в глаза не видели. Один вид настоящего мужчины для них сейчас полезнее всех методов и систем педагогики. Акселератики продолговатые, — засмеялась она, — они похожи на растения, которые росли при плохом освещении, им, бедным, всё время приходилось тянуться к свету — вот и вымахали в длину.
Соглашайтесь, вам терять нечего. Я сама схожу с вами в роно и поговорю. У нас пустует место начальника.
Да не пугайтесь вы так, начальник — это фигура почти полностью административно-хозяйственная и представительная. Вопросами воспитания там есть кому заниматься, а вот приструнить при случае, поддержать дисциплину и порядок - некому. И за хозяйством не мешает присмотреть.
Словом, нам нужен как раз такой человек, основательный, внушительный и так далее…

А кем была раньше твоя бабушка? - спросил он. - Певицей, - и она назвала имя, до того громкое,
что у Славы глаза полезли на лоб

Лагерь для детей родителей, имеющих отношение к искусству. А дети и сами таланты - художник, балерина, красавица,

актёр...

Некоторое время он сидел тихо, потом вдруг вскочил с камня, изо всей силы пнул его ногой. Ноге стало больно.
Он дико закричал и, решив, что он — большая подстреленная птица, покатился, полетел вниз с откоса.
Внизу он некоторое время лежал неподвижно, распластав руки-крылья.
«Птица не может зализывать свои раны, птица не собака», — подумал он и поднялся с земли. Зуев(Вадим).
12
 
Лошадка(мерин)
- отдельная история))

Зуев достал из кармана хлеб, заложил руку с хлебом за спину и продолжал путь как ни в чем не бывало.
Лошадь, почуяв запах хлеба, шла следом


[Спойлер >>]Егорову не хотелось разоблачать его. Он сразу же заметил, что мальчишка чем-то подманил лошадь и теперь,
строя свои невинные рожи, держит что-то в заложенной за спину руке…

- Это не лошадь, это конь!
- А если тебя за хвост дергать! - У меня нет хвоста.
- Ура, у нас будут уроки верховой езды!
- А где седло и уздечка?
- Дядь, а дядь, вы конюх?

Подошли взрослые, но и от них было не больше толку.
— Ой, какая прелесть! Мы будем кормить её своими полдниками! — воскликнула девушка, красивая и нарядная. — Вы кавалерист? — спросила она. — У нас будет своя кавалерия?
— На роду написано бежать с гусаром, — изрёк молодой человек, похожий на пингвина, в чёрном спортивном костюме. Он посмотрел зачем-то на секундомер, пошевелил ручками-ластами и сделал мужественное лицо

- Вы - лётчик? Самолётов у нас нет. Но куда же девать лошадь? Вы приехали на лошади? - Нет, на поезде. - А лошадь привезли багажом?

- Зуев, — окликнул его Егоров. — Скажи, зачем ты притащил тогда в лагерь эту лошадь? Для куражу, да?
- Нет, — Зуев задумался, будто воспоминание уже принадлежало далёкому прошлому. — Вы тут ни при чём, вы просто подвернулись тогда. Это я для Светланки, она всегда мечтала иметь лошадь, я слышал, она говорила.

1 2 >

Афиша кино >>

биография, драма
Китай, Великобритания, Италия, 1987
комедия, роуд-муви
Россия, 2025
фильм-концерт
Россия, 2024
драма, комедия, фильм о животных, экранизация
США, 2024
боевик, драма, научная фантастика, триллер, фэнтези
Япония, 2004
фильм ужасов
Колумбия, США, 2025
комедия, нуар (черный фильм), триллер
Бельгия, Франция, 2024
криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2025
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Бельгия, Франция, 2024
биография, семейное кино, спортивный фильм
США, 2016
романтическая комедия
Россия, 2025
боевик, приключения
Марокко, США, 2025
экранизация
Россия, 2025
фэнтези, экранизация
Южная Корея, США, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен