Вдогонку про критику. Были и отрицательные отзывы. Например, известный киновед Виктор Дёмин в пух и прах разнёс "Лесные качели" (статья в сборнике "Кинопанорама" за 1977 год). Но Дёмину вообще не нравилось поэтическое кино и лирические сцены. Разнёс, например, за музыкальные вставки фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих", обозвал "Великолепную семёрку" "посредственной стряпнёй". И т.п. Похоже, Дёмину просто нравилось глумиться над тем, что нравилось другим. Причём глумился он почему-то над хорошим кино. Или не слишком хорошим, но обладающим определёнными достоинствами.
Прекрасная работа оператора! Юрий Марухин вообще был замечательным мастером. В его активе - абсолютно шедевральный "Восточный коридор" и великолепные "Могила льва" и "Хроника ночи". В "Лесных качелях" Марухину отлично удались кинопортреты. Оператор словно не снимает, а рисует кинокамерой. Не оторвать глаз от Анны Каменковой и Марины Матвеенко...
Что же до режиссуры... Михаил Пташук, режиссёр фильма, ещё находился в поиске своего творческого пути. И успехи свои он снискал на территории фильмов, связанных с военной тематикой. Детское кино - это всё-таки не его стихия.
... Кстати, критика в своё время к фильму была благосклонно. Но он почему-то не привлёк к себе большого зрительского внимания. Да и по ТВ его редко показывали. По общесоюзному, я имею в виду. Может быть, в Белоруссии его показывали чаще.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)12.10.2022 - 15:03:39
Повесть я не читал, а фильм вроде бы и неплохой, но как-то незаметно прошёл в кинопрокате, по детским сеансам в основном. Снят красиво, музыка хорошая. Но не обсуждают его так, как обсуждали когда-то близкий по теме "Сто дней после детства".
Глядя на Светланку, все всегда и повсюду начинали улыбаться.
Уже одним своим видом Светланка радовала людей. Многие в лагере были тайно и явно влюблены в неё.
И, надо сказать, она того стоила. Ласковая, щедрая, порывистая — хохот её был так заразителен, что подхватывал любого, как песчинку. Но она была фантазёрка и сумасбродка, и не было предела её своеволию.
Ей нравилось поражать, приручать и оживлять людей...
— У тебя улыбка Чеширского кота, живёт сама по себе, отдельно от тебя. Феноменальная улыбка.
А ведь с окончанием сезона жизнь не закончилась))
И события были не менее увлекательные.
Пусть фильм и очень несовершенен, но благодаря ему я познакомился с творчеством Инги Петкевич.
[Спойлер >>] Рослая белокурая девочка лениво пересекала двор с ведром в руке.
— Настя! — крикнул Зуев. — Чего там у тебя, очистки, что ли? Давай сюда!
Настя подняла тяжёлые ресницы и уставилась на Зуева безмятежными светлыми глазами.
— Ну, чего уставилась! — взорвался тот. — Видишь, лошадь, её кормить надо.
И правда, кого угодно мог взбесить этот Настин взгляд. Смысл сказанного доходил до неё так безнадёжно медленно, что это было просто невыносимо. Так и подмывало оттолкнуть её неуклюжее тело и сделать всё самому.
— Недоразвитая! — Зуев выхватил у Насти ведро и поставил его перед лошадью. — У неё не все дома, её в детстве энцефалитный клещ укусил...
Егоров сидел на скамейке возле Насти и следил, как та чистит картошку. Ему было спокойно и удобно тут сидеть. Ножик двигался в Настиных руках как-то по-бабьи уверенно и ловко. Движения девочки были точные, небрежные, будто она чуть дремала и видела чудесные сны, может быть, птичьи, может быть, подводные, но уж точно не человеческие. Было что-то несовременное, бабье и в то же время почти сказочное во всем её облике.
«Царевна-лягушка в переходном возрасте, — усмехнулся про себя Егоров, — уже не лягушка, но ещё не царевна».
Её безучастный, ленивый покой передавался Егорову. Так спокойно и удобно можно было сидеть разве что подле матери или сестры.
Камыши расступились и перед ним открылась картина.
Она была лубочно яркая и такая пронзительно знакомая,
точно сошла с детского коврика, что висел когда-то у него над кроватью.
Совершенно круглый, ярко-голубой омут, окружённый коричневыми камышами,
и белые лилии на его глянцевой поверхности. Синие стрекозы шуршали крыльями.
И даже зной и тишина будто имели цвет и будто были нарисованы…
И в центре всего этого зачарованного мира — Настя.
Она тянулась за лилией, вот-вот перевернётся и бултыхнётся в омут головой.
Это была совсем другая Настя. Будто царевна-лягушка сбросила лягушачью кожу. Полуденный заговор, мираж.
[Спойлер >>] В этой Насте каким-то чудом уцелело слишком много натурального и естественного, давно забытого,
чтобы быть вдруг узнанным и оценённым. По сравнению с модной продукцией ширпотреба, всегда новенькой и соблазнительной, эти непреходящие и вечные ценности человеческие сохраняются, пожалуй, только в одном искусстве — в живописи.
Лицо любой мадонны не получится на фотографии, потому что фотография плоская и поверхностная,
а те лица не только объёмны, но объём их проходит по срезу основных человеческих качеств.
Объём проходит по срезу — парадокс, но в нём заключается искусство.
Настя стояла возле лошади, нелепы были её косолапые босые ноги...
Некоторое время он разглядывал её в упор и с удовольствием отмечал, что в ней не только нет ничего рокового,
но даже наоборот, она олицетворение будничной, по-домашнему ленивой небрежности, и выражение лица у неё тоже полусонное, заторможенное. Почти идиотично приоткрыты пухлые губы, и взгляд под опущенными ресницами тусклый и бессмысленный. А когда она подняла глаза и тревожно огляделась, будто её только что разбудили, он явственно увидал перед собой её портрет...
...И тут у него вдруг опустились руки.
Перед ним было совершенство,
и он бессилен был передать на полотне хотя бы сотую долю этой непостижимой и загадочной живой красоты...
***
Ну кому тут в лагере придет в голову заподозрить в Насте сложную духовную жизнь?
Никого это ни капли не волнует. Настю судят по стоптанным босоножкам, осуждают за нелепые замашки, небрежность в одежде, обособленность и равнодушие к их примитивным затеям и соревнованиям.
Мимо прошаркала своими глупыми стоптанными башмаками эта варёная репа Настя…
Эта тупая, почти неодушевлённая материя торжествовала над ней, Аниной.
Эти телячьи безмятежные глаза, эти кегли в стоптанных башмаках, эта лень, неряшество, тупость.
Настя почувствовала её взгляд, обернулась и посмотрела на неё. Анина вздрогнула под её взглядом.
Она не верила своим глазам. Перед ней была настоящая сказочная красавица, томная, ленивая, большая.
Это была красавица в чистом виде, обыкновенная сказочная красавица.
И её, Анины, отвращение и презрение к Насте свидетельствовали только о несовершенстве самой Анины,
о её слабости и беспомощности.
Впервые в своей жизни перед лицом этой первозданной, натуральной и самобытной красоты Анина поняла всю условность своих суждений о людях.
Настя была рождена, чтобы открывать людям глаза на всю глупость и пошлость таких делений.
Каждый человек иной, каждый имеет право на себя и каждый прекрасен по-своему.
Не замечать Настиной красоты могли только люди с начисто испорченным вкусом, совершенно без всякого вкуса к жизни. О, как давно променяли они натурального соловья на искусственного!
— Здравствуйте, товар-рищи пионер-ры! — бодро и зычно гаркнул он. Так в своё время он приветствовал новобранцев…
Один шустрый и мелкий мальчик выскочил вперед, вытянулся и, приложив руку к панамке, звонко отчеканил:
— Здра жла, товарищ полковник!
— Вольно! — ещё нашёлся скомандовать Егоров. Он подготовил хорошее обращение к ребятам, но смех в рядах озадачил его, и он сбился. Дело в том, что, пока он говорил, из тёмного леса, просвечивая, как луна, тихо вышла белая лошадь и остановилась у него за спиной, пожёвывая и дыша.
Он оглянулся, увидал лошадь, хотел ещё что-то сказать, но вместо этого махнул рукой, сошёл с трибуны, вскочил на лошадь и поскакал по территории лагеря.
— Куда же вы? — кричала ему вдогонку Светланка.— В ночное, — отозвался он.
Реплика была встречена взрывом хохота.
Повесть очень своеобразная - «И жизнь, и слёзы, и любовь»(Любоб).
Жаркое лето 1972 года было ещё в полном разгаре.
Очень сложно показать всё это на экране, чем-то приходится жертвовать.
И в самом деле, похоже, режиссёр не определился, чем именно((
№17 Саздинец
- А ты получил письмо о встрече в 1985 году? — спросил Егоров.
- Все получили, — сказал Зуев. — А вы откуда знаете? — насторожился он.
- Это я написал, — улыбнулся Егоров.
Ахахаха! Да... Как жаль, что в фильме эта тема не раскрыта.
[Спойлер >>]
Зуев поднял письмо, достал из кармана перфорированную карточку, наложил её на шифрованные письмена.
«Зуев, — читал он, время от времени поворачивая перфорированную карточку по часовой стрелке, так что прочитанные буквы прикрывались карточкой, а на подложенном листе бумаги открывались всё новые буквы. — 5 мая 1985 года я буду ждать тебя в Летнем саду в 15 часов».(в фильме - 1981год(?))
Он осторожно огляделся по сторонам и задумался. Достал чистый листок.
«Светлана, — написал он, по-прежнему пользуясь перфорированной карточкой. — Мы никогда с тобой не встретимся и не поговорим, нас разделяет время. Но никогда никто не будет любить тебя больше, чем я, и я уже никого так любить не буду. Никогда не сократится участок пути, который нас разделяет. Я буду взрослым и другим, но расстояние всегда будет постоянным. Вот и останется от этого лета только эта глупая записка.
Пусть хоть она останется»...
...Зуев взял в руки листок и чуть заметно улыбнулся.
— Теперь уже этого никто не прочтёт, — сказал он. — В конце смены мы уничтожили все карточки, при помощи которых это можно прочесть. - А ты получил письмо о встрече в 1985 году? — спросил Егоров.
- Все получили, — сказал Зуев. — А вы откуда знаете? — насторожился он.
- Это я написал, — улыбнулся Егоров.
- Вы?! — В голосе Зуева было даже какое-то разочарование, будто он надеялся, что написал это кто-то другой.
Егоров украдкой наблюдал за ним. Зуев поймал его взгляд и чуть смутился, но тут же засмеялся весело и открыто.
- А вы это дельно придумали, — сказал он. — Забавная будет встреча. - Думаешь, придут? — спросил Егоров.
Зуев увёл взгляд в сторону, чуть подумал о чём-то своём. - Мы с вами придём, — сказал он.
- Да, — согласился Егоров, — мы с тобой придём вместе.
№8 Александр42
Интересно, какой была авторская задумка сценариста.
Знаю, что потом Инга Петкевич опубликовала одноименную повесть в 1985 году.
Очень необычная, глубокая литература, разве что Тарковский или Кончаловский смогли бы сделать что-то соответствующее замыслу. Ну и метраж не на один час((
У Пташука же это второй фильм, первый вообще про шестилетнего мальчугана))
Не было:
Лагеря «Наша смена»,
Избушки на курьих ножках,
Не копались в песке,
Свадьбы,
Зуев - Лёша,
****
Было:
Руки с хлебом за спиной,
Шифровки в книгах,
Бинокль,
Качели,
Кормление лошади,
Побег Зуева,
Письма(кошачья почта),
Укус змеи был, но как показать это:
Сидела на земле та самая девочка с «зеленью», которая приставала однажды к Егорову.
Она была укушена маленькой змейкой-медянкой...
Настя, склонившаяся над девочкой, присосавшаяся к её ноге...
... единственной первозданной Насти, которая останется навсегда в этом знойном лете,
на опушке обгорелого леса, с привкусом змеиного яда на детских губах.
Настя - это вообще песня!
В фильме её просто нет((
Как и Светланки((
№8 Александр42
... Получается, за артистку, которая станет одной из лучших актрис озвучания говорит еще одна из лучших актрис в озвучании. Ирония судьбы получилась)
Фильм неплохой, только без множества пояснений из литературного источника я бы многого не поняла. А жаль, что создатели фильма решили настолько урезать эту историю. Как минимум некоторые подробности о судьбах героев стоило оставить.
№8 Александр42
Пионерский лагерь, в котором несколько сотен детей, а нам показали всего двух взрослых воспитателей (Таисию Семёновну и Матвея Петровича) и одну пионервожатую.
Пионеры запросто уходят из лагеря на целый день и бродят где пожелают.
[Он поклялся погибшему другу, что увидит его сына] Поэтому, я знаю, вы не успокоитесь, пока не повидаете мальчика.
Он сейчас в пионерском лагере «Рабис».Лагерь работников искусств. — Как зовут этого мальчика? — спросил Егоров. - Святослав, - раздельно произнёс Зуев. - Тоже мне святой, - косо усмехнулся он.
Имя совпадало. - А фамилия? — спросил Егоров. - Ларин.
Наконец-то он нашёл этого мальчика.
Вот я и подумала: а почему бы вам не поработать в этом лагере?
Я могу рекомендовать вас туда от лица месткома. Это наш лагерь. Тихая заводь на Карельском перешейке.
[Спойлер >>] Он у нас небольшой, там всего две группы: старшая и младшая. Старшие опекают младших, гуляют с ними, играют и прочее, словом выполняют роль помощников воспитателей или пионервожатых. Мы этот эксперимент сами придумали, а роно поддержало.
Лето — текучка кадров, вот и придумали. Старших детей освободили от КМЛ, и теперь они там хозяйничают, моют, стирают, готовят, возятся с малышами — лагерь почти полностью на самообслуживании.
А вам как раз нечего делать, вы на перепутье, старая жизнь кончилась, новая ещё не началась.
Вот и поезжайте. Вы человек основательный и серьёзный, а там у нас одни бабы. Все мальчишки от рук отбились…
- Да я ничего не смыслю в педагогике, я и детей-то никогда в глаза не видел.
- Не имеет никакого значения, — горячо перебила она. — Вы не видели, зато им будет полезно на вас поглядеть и с вами познакомиться. Они настоящих мужиков, может быть, тоже в глаза не видели. Один вид настоящего мужчины для них сейчас полезнее всех методов и систем педагогики. Акселератики продолговатые, — засмеялась она, — они похожи на растения, которые росли при плохом освещении, им, бедным, всё время приходилось тянуться к свету — вот и вымахали в длину.
Соглашайтесь, вам терять нечего. Я сама схожу с вами в роно и поговорю. У нас пустует место начальника.
Да не пугайтесь вы так, начальник — это фигура почти полностью административно-хозяйственная и представительная. Вопросами воспитания там есть кому заниматься, а вот приструнить при случае, поддержать дисциплину и порядок - некому. И за хозяйством не мешает присмотреть.
Словом, нам нужен как раз такой человек, основательный, внушительный и так далее…
А кем была раньше твоя бабушка? - спросил он. - Певицей, - и она назвала имя, до того громкое,
что у Славы глаза полезли на лоб
Лагерь для детей родителей, имеющих отношение к искусству. А дети и сами таланты - художник, балерина, красавица,
актёр...
Некоторое время он сидел тихо, потом вдруг вскочил с камня, изо всей силы пнул его ногой. Ноге стало больно.
Он дико закричал и, решив, что он — большая подстреленная птица, покатился, полетел вниз с откоса.
Внизу он некоторое время лежал неподвижно, распластав руки-крылья.
«Птица не может зализывать свои раны, птица не собака», — подумал он и поднялся с земли. Зуев(Вадим).
Лошадка(мерин)
- отдельная история))
Зуев достал из кармана хлеб, заложил руку с хлебом за спину и продолжал путь как ни в чем не бывало.
Лошадь, почуяв запах хлеба, шла следом
[Спойлер >>]Егорову не хотелось разоблачать его. Он сразу же заметил, что мальчишка чем-то подманил лошадь и теперь,
строя свои невинные рожи, держит что-то в заложенной за спину руке…
- Это не лошадь, это конь!
- А если тебя за хвост дергать! - У меня нет хвоста.
- Ура, у нас будут уроки верховой езды!
- А где седло и уздечка?
- Дядь, а дядь, вы конюх?
Подошли взрослые, но и от них было не больше толку.
— Ой, какая прелесть! Мы будем кормить её своими полдниками! — воскликнула девушка, красивая и нарядная. — Вы кавалерист? — спросила она. — У нас будет своя кавалерия?
— На роду написано бежать с гусаром, — изрёк молодой человек, похожий на пингвина, в чёрном спортивном костюме. Он посмотрел зачем-то на секундомер, пошевелил ручками-ластами и сделал мужественное лицо
- Вы - лётчик? Самолётов у нас нет. Но куда же девать лошадь? Вы приехали на лошади? - Нет, на поезде. - А лошадь привезли багажом?
- Зуев, — окликнул его Егоров. — Скажи, зачем ты притащил тогда в лагерь эту лошадь? Для куражу, да?
- Нет, — Зуев задумался, будто воспоминание уже принадлежало далёкому прошлому. — Вы тут ни при чём, вы просто подвернулись тогда. Это я для Светланки, она всегда мечтала иметь лошадь, я слышал, она говорила.
отзывы
Что же до режиссуры... Михаил Пташук, режиссёр фильма, ещё находился в поиске своего творческого пути. И успехи свои он снискал на территории фильмов, связанных с военной тематикой. Детское кино - это всё-таки не его стихия.
... Кстати, критика в своё время к фильму была благосклонно. Но он почему-то не привлёк к себе большого зрительского внимания. Да и по ТВ его редко показывали. По общесоюзному, я имею в виду. Может быть, в Белоруссии его показывали чаще.
Например:
Глядя на Светланку, все всегда и повсюду начинали улыбаться.
Уже одним своим видом Светланка радовала людей. Многие в лагере были тайно и явно влюблены в неё.
И, надо сказать, она того стоила. Ласковая, щедрая, порывистая — хохот её был так заразителен, что подхватывал любого, как песчинку. Но она была фантазёрка и сумасбродка, и не было предела её своеволию.
Ей нравилось поражать, приручать и оживлять людей...
— У тебя улыбка Чеширского кота, живёт сама по себе, отдельно от тебя. Феноменальная улыбка.
А ведь с окончанием сезона жизнь не закончилась))
И события были не менее увлекательные.
Пусть фильм и очень несовершенен, но благодаря ему я познакомился с творчеством Инги Петкевич.
Камыши расступились и перед ним открылась картина.
Она была лубочно яркая и такая пронзительно знакомая,
точно сошла с детского коврика, что висел когда-то у него над кроватью.
Совершенно круглый, ярко-голубой омут, окружённый коричневыми камышами,
и белые лилии на его глянцевой поверхности. Синие стрекозы шуршали крыльями.
И даже зной и тишина будто имели цвет и будто были нарисованы…
И в центре всего этого зачарованного мира — Настя.
Она тянулась за лилией, вот-вот перевернётся и бултыхнётся в омут головой.
Это была совсем другая Настя. Будто царевна-лягушка сбросила лягушачью кожу. Полуденный заговор, мираж.
— Здравствуйте, товар-рищи пионер-ры! — бодро и зычно гаркнул он. Так в своё время он приветствовал новобранцев…
Один шустрый и мелкий мальчик выскочил вперед, вытянулся и, приложив руку к панамке, звонко отчеканил:
— Здра жла, товарищ полковник!
— Вольно! — ещё нашёлся скомандовать Егоров. Он подготовил хорошее обращение к ребятам, но смех в рядах озадачил его, и он сбился. Дело в том, что, пока он говорил, из тёмного леса, просвечивая, как луна, тихо вышла белая лошадь и остановилась у него за спиной, пожёвывая и дыша.
Он оглянулся, увидал лошадь, хотел ещё что-то сказать, но вместо этого махнул рукой, сошёл с трибуны, вскочил на лошадь и поскакал по территории лагеря.
— Куда же вы? — кричала ему вдогонку Светланка.— В ночное, — отозвался он.
Реплика была встречена взрывом хохота.
Повесть очень своеобразная - «И жизнь, и слёзы, и любовь»(Любоб).
И в самом деле, похоже, режиссёр не определился, чем именно((
- А ты получил письмо о встрече в 1985 году? — спросил Егоров.
- Все получили, — сказал Зуев. — А вы откуда знаете? — насторожился он.
- Это я написал, — улыбнулся Егоров.
Интересно, какой была авторская задумка сценариста.
Знаю, что потом Инга Петкевич опубликовала одноименную повесть в 1985 году.
У Пташука же это второй фильм, первый вообще про шестилетнего мальчугана))
Не было:
Лагеря «Наша смена»,
Избушки
на курьих ножках,Не копались в песке,
Свадьбы,
Зуев - Лёша,
****
Было:
Руки с хлебом за спиной,
Шифровки в книгах,
Бинокль,
Качели,
Кормление лошади,
Побег Зуева,
Письма(кошачья почта),
Укус змеи был, но как показать это:
Сидела на земле та самая девочка с «зеленью», которая приставала однажды к Егорову.
Она была укушена маленькой змейкой-медянкой...
Настя, склонившаяся над девочкой, присосавшаяся к её ноге...
... единственной первозданной Насти, которая останется навсегда в этом знойном лете,
на опушке обгорелого леса,
с привкусом змеиного яда на детских губах.
Настя - это вообще песня!
В фильме её просто нет((
Как и Светланки((
А музыка хороша, особенно на качелях))
... Получается, за артистку, которая станет одной из лучших актрис озвучания говорит еще одна из лучших актрис в озвучании. Ирония судьбы получилась)
Пионерский лагерь, в котором несколько сотен детей, а нам показали всего двух взрослых воспитателей (Таисию Семёновну и Матвея Петровича) и одну пионервожатую.
Пионеры запросто уходят из лагеря на целый день и бродят где пожелают.
Поэтому, я знаю, вы не успокоитесь, пока не повидаете мальчика.
Он сейчас в пионерском лагере «Рабис».Лагерь работников искусств.
— Как зовут этого мальчика? — спросил Егоров. - Святослав, - раздельно произнёс Зуев. - Тоже мне святой, - косо усмехнулся он.
Имя совпадало. - А фамилия? — спросил Егоров. - Ларин.
Наконец-то он нашёл этого мальчика.
Вот я и подумала: а почему бы вам не поработать в этом лагере?
Я могу рекомендовать вас туда от лица месткома. Это наш лагерь. Тихая заводь на Карельском перешейке.
- отдельная история))
Зуев достал из кармана хлеб, заложил руку с хлебом за спину и продолжал путь как ни в чем не бывало.
Лошадь, почуяв запах хлеба, шла следом