
Фестивальная колонка
«Сталкер» / Открытие
10 декабря в день празднования 60-летия принятия ООН «Всеобщей Декларации прав человека» в Москве открылся фестиваль «Сталкер». Этот фестиваль проводится уже в 14-ый раз. Его цель средствами кино защищать права человека.
отзывы
Что касается социального неблагополучия мальчика,то это некая попытка объяснить его поступки,мотивацию,просто сюжетный ход,на мой взгляд!
P.S. А те фильмы,о которых ведут речь уважаемые дамы в предыдущих постах,естественно о маньяках,(о ком же еще?) а пусковым механизмом для их "деятельности" может быть любая ситуация.
Я как раз не увидела внятной постановки вопроса и искренне не поняла - о чем этот фильм.
Как же я могу объяснить Вам его, как триллер, если я не увидела в нем ни триллера, ни социальной драмы, а только межжанровое месиво, не выстроенное во внятную историю?
Я только подчеркнула (и продолжаю подчеркивать), что главный герой - это душевнобольной ребенок, и, следственно, фильм должен бы быть триллером, но таковым не случился.
Если я Вас правильно поняла, то Вы считаете адекватной такую постановку вопроса: если человеку достались негодящие родители, если ему не объяснили словами, что людей убивать нельзя, и он убил пару-тройку человек, то это ничего страшного, человек ни в чем не виноват, а виновато общество и родители. Поэтому его нужно сильно полюбить - и все наладится. Он больше не будет убивать. Так?
То есть герои Чонишвили и Ломоносовой, следуя Вашей логике, должны усыновить "бедного мальчика", исполнить его простую человеческую мечту. :)
Неважно, ЧТО ИМЕННО совершил этот "бедный мальчик". Неважно, как они (герои Чонишвили и Ломоносовой) друг к другу относятся, хотят ли создавать крепкую здоровую семью - подумаешь, какие глупости! Главное ведь - выстраданная мечта "бедного мальчика", ради осуществления которой он пошел на такие жертвы. Правильно? А если они не захотят исполнить "простую человеческую мечту", и мальчик их за это убьет - и поделом им. Сами виноваты. Мальчик заслужил осуществление "мечты". Так?
Извините, Марина, но я, при всем том, что не в восторге от "кина", не могу предположить в создателях фильма такой уровень интеллекта, который заподозрили в них Вы. По-моему, они (создатели) все-таки вменяемые люди.
И спешу Вас разочаровать. "Основной инстинкт" - это психологический триллер. История о женщине с тяжелейшим психическим расстройством. О маньяке, да. А для Вас это была история о бедной и заблудшей, которую никто вовремя не полюбил? :)) Или о ловкой авантюристке, которая вполне психически здорова, и просто играет в сложные психологические игры с глупцами, которые никак ее не могут поймать? :))
На всякий случай: "Молчание ягнят" - это тоже о маньяке. ОЧЕНЬ образованном и интеллектуально развитом маньяке.
Маньяки - они не бегают с утра до ночи по улицам за гражданами с топорами наперевес, пуская пену изо рта. И даже не выглядят, как Фредди Крюгер.
Они частенько весьма себе миловидны, усваивают манеры, говорят (в "публичном" разделе своей жизни) правильные слова, - и даже, случается, работают много лет школьными учителями.
Поэтому и триллеры, в которых главный действующий герой - опасный душевнобольной, так держат в напряжении: это схватка больного интеллекта со здоровым интеллектом. Это неожиданность (для нормального человека) ходов больного интеллекта. Это удивительная хитрость, изворотливость и самообладание маньяка, его поразительная способность быть убедительным, которую отмечают все без исключения психиатры и клинические психологи.
Видите ли, не надо быть ни режиссером, ни психиатром, чтобы понимать: проблему в фильме ставят (или не ставят) его создатели. И, коль скоро они (предположим) хотели привлечь внимание к проблемам сирот при живых родителях, ее следовало решать не на материале с двумя убийствами. Впрочем, я об этом уже писала.
Боюсь, что я бессильна объяснить Вам, что материал и жанр не должны противоречить друг другу, а должны составлять единое художественное целое.
И сразу "поскучнели" (для меня) такие фильмы как "Основной инстинкт",напр., или наш "Жизнь взаймы" или та же (противная, но все же) "Юленька". Просто фильмы про маньяков. (Или остается попытка "покопаться в головах" душевнобольных героев, но я ж не психиатр)))
Фильм держал в напряжении. Прекрасная игра Чонишвили и Меленчука. Словом, понравилось. Нужная вещь, т.к. вывод напрашивается простой: дети не должны быть брошены, особенно в век стрелялок-догонялок и ужастиков.
Вот и все. Чем плохо? А то, что добавили "перца" в социальную драму (я так трактую) - что ж показали последствия одиночества ребенка в пределе, т.ск-ть.
мальчика мне тоже отчасти жаль, но его надо изолировать безусловно, и чем надежней, тем лучше. не буду входить в вопрос о его нормальности, но он:
- хладнокровно спланировал и совершил оба убийства (да, после первого испугался - он все же ещё ребенок - но восстановился очень быстро);
- у него отсутствуют малейшие представления о чужой жизни, боли, смерти (даже в отношении "приемных родителей");
- для него важен конкретный результат, а последствия он не берет в расчет (думал ли он, что фабрикует улики против "отца", используя в преступлении его мобильный?);
- он поразительно легко втирается в доверие.
А вот то, как происходила сцена "с ножом", как раз во многом имеет значение для дела. Если обратиться к судебной медицине, то поведение мальчика, в частности, испуг, безоглядное бегство, и, наконец, то, что его вырвало, говорит о том, что преступление совершено не рецидивистом или "хладнокровным" убийцей.
В автобусе была такая сцена. Сидела опекаемая бабушкой девочка и разглядывая свою тетрадь с раздражением удивлялась, почему не решается задачка. Алеша стоял рядом и сходу подсказал правильное решение. Во-первых, по-моему, это говорит о его явных математических способностях (что, в частности, и имелось ввиду в № 92). А во-вторых, меня этот пример затронул еще и тем, что у способного мальчика, с его семьей - нет даже нормальных возможностей учиться. Но при этом он все же учится и, очевидно, с интересом. А вот у таких вот "неспособных" капризных и амбициозных девочек есть. Но, видимо, и неохота. Общо говоря: талант - пропадает, а посредственность - процветает.
А чайную коробку Алеша оставил для Галины дома, якобы от врача. Затем смс по телефону, опять-таки от имени врача, заставил ее придти в лабораторию вместе с коробкой.
Мальчик мечтал именно о такой рекламной, глянцево-красивой и счастливой семье.
По поводу ножа, мне показалось, что он воткнул из-за спины, потому, как герой никак не среагировал, хотя, конечно, сути дела это не меняет
Уже давно совершенно понятно, что бесполезно рассчитывать на конструктивную дискуссию с Вами - "бесспорным" режиссером, драматургом" и, видимо, уже психиатром и т.д. И не стану.
Приведу лишь один специфический медицинский анекдот, правда из другой отрасли, но показательный, следующий. Если у пациента отрыжка (симптом заменен на "благопристойный"), то это еще не означает, что у него гастродуоденит. Возможно он просто съел "что-то".
И все-таки, как он эту упаковку исхитрился в лабораторию Галине подложить?
Убийства ни в чем не повинных людей (особенно - малолетним!) есть не "девиантное поведение", а бесспорный признак психического заболевания. Ибо лишение человека жизни - в тех случаях, когда это не было вызвано самозащитой и т.п. - и есть та грань, которая четко отделяет психически нормального человека от психиатрического больного. Про ссылки на специальную литературу, коль скоро у нас с Вами разные представления о здравом смысле, см. выделенное жирным шрифтом.
Психически больных людей - неизлечимо больных людей, представляющих угрозу жизни и здоровью граждан (а это, по всей вероятности, тот самый случай - болезнь проявилась по максимуму еще до пубертата, который обычно вызывает обострения) необходимо изолировать от общества навсегда. Рисковать ради абстрактного "гуманизма" жизнью других ни в чем не повинных людей - это преступление.
О сверхценных идеях и их отличиях от "мечт" психически нормального человека - еще раз см. выделенное жирным шрифтом.
Смешно, право...
Кстати, "моральная идиотия" или "моральное помешательство" - это одно из первых названий органической психопатии. В четвертый раз - см. выделенное жирным шрифтом.
Но в данном случае речь идет о чем-то более серьезном, чем моральная идиотия. У Чикатило было очень горькое детство. Какое счастье, не правда ли, что он в детстве обладал "логичностью поведения" и даже, могу допустить, "ярко-аналитическим умом". И никто не обратил внимания на некоторые "девиации" в его детском поведении. Хоть пожил, бедняга, на свободе. Поадаптировался.
Хотя отдельные кажутся просто "воспаленными" утверждениями. В частности, что мальчик - патологический псих - шизофреник со "сверхценной идеей", от родителей-алкоголиков. Позвольте, из чего же это следует? Не буду останавливаться на описании симптомов этих заболеваний - они широко доступны даже для "неспециалистов". Из данностей фильма таковых не видно. Нам представлен ребенок с очевидной логичностью поведения, с ярко-аналитическим умом. Это следует не только из его продуманных расправ, и поведения с интересующими субъектами, а и из его математических способностей (сцена в автобусе). Родители, очевидно, подвержены бытовому пьянству на фоне жизненной неустроенности. Не более.
Соглашусь с термином "отклонение" (что совсем не равно болезни). У мальчика нарушение социальной адаптации - не вследствие каких-то патологий, а именно из-за неблагоприятного внешнего воздействия (в первую очередь - семьи). Девиантное (отклоняющееся) поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения, в частности преступления. В соответствии с теорией аномии Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. В контексте теории социализации, к девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).
Поэтому, относительно того, "что дальше делать с мальчиком", отчасти соглашусь с:
Элла - "изолировать", но от таких родителей. В теории стигматизации, считается, что появление девиантного поведения становится возможным уже при одном только определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер. И если изолировать мальчика от общества "на время", то вернется он хуже во много раз, и вот тогда его точно уже будет поздно исправлять. А если - "навсегда", тогда что же, организовать своего рода "гетто"?
Olgaa - "лечить", но не в "психушке", где его лишь отупят и обезволят на время, а вернется он опять в те же условия, да еще со справкой "о безнаказанности"? Да и неправильно стремиться объявлять его психически нездоровым (такое, кстати, было бы отчасти резонным как линия адвокатской защиты). Мальчик всего лишь неверно социально адаптирован, следовательно, необходимо исправление именно такой адаптации. А это возможно - в условиях благополучной семьи (об этом много писала ранее). ИМХО.
Кстати, вы заметили, что выход такого фильма согласуется с сегодняшней пропагандой приемных семей? По-моему, это не случайно...
Ваши мысли и мои похожие мысли возникли не на пустом месте - они вытекают из точного рисунка роли, выстроенного актером.