Скорпион (Шадринск)
"Но ведь это не совсем о войне. Вы поняли?"
***
Ей это удалось! Своим знакомым я, советуя посмотреть этот фильм, так и сказал - этот фильм покруче Библии.
1976 год. Лариса Шепитько заканчивает "Восхождение" - фильм о войне, который неизбежно должен попасть на полку, потому что "вместо партизанской истории, - как считают контролирующие органы, - снята "религиозная притча с мистическим оттенком".
Картина на белорусском материале, по мотивам повести Василя Быкова "Сотников"… И муж Ларисы Ефимовны Элем Климов решается на отчаянный шаг. В обход "Мосфильма" он приглашает на специальный просмотр первого секретаря ЦК Белоруссии Машерова, по заказу которого он в это время сам снимает грандиозное военное полотно с апокалипсическим названием "Иди и смотри". Петр Миронович скептически смотрит на "бабью" режиссуру, но все же оказывает Климову такую любезность.
Плёнку привозят в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую. Кое-как заряжают, и через двадцать минут уже ничто не может оторвать Машерова от просмотра. Где-то в середине фильма этот сильный человек, сам партизанивший, плачет, не стесняясь того, что в зале присутствует все руководство республики. По окончании он говорит минут сорок… Его речь взволнована, она одна из лучших, когда-либо слышанных Элемом Германовичем в адрес жены.
Через несколько дней "Восхождение" официально принято и без единой поправки. Лента имеет оглушительный успех и великолепную прокатную судьбу: в Риге она берет главный приз, на Берлинском фестивале - престижнейшую премию ФИНПРЕССИ; и в итоге закупается сорока странами мира.
После просмотров, там, где она представляет фильм сама, у себя ли на Родине, или за границей, к Шепитько подходят люди с заплаканными глазами и благодарят, благодарят…
- Таких партизан еще не было - говорят ей. Но Ларису волнует иное. Пытливо вглядываясь в глаза собеседнику, она обеспокоено спрашивает:
"Но ведь это не совсем о войне. Вы поняли?"
Любая картина личная, но желание поставить "Восхождение" было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни.@Лариса Шепитько
Поражён... Это ШЕДЕВР! Фильм настоящий! Всё из жизни! Конечно, спасибо Быкову за повесть, но Шепитько сотворила достояние! Так снять, так сыграть... Черно-ьелая плёнка... всё вызывает только восхищение!
Плотников - оскароносная роль, даже сомнений нет! Солоницын! По-моему, лучше его никто не сыграл бы. Какой взгляд, как он здорово осмысливает действия Сотникова. Бедный Гостюхин сыграл партизана, испугавшегося смерть и превращение в падшего человека... Но как прекрасно он сыграл! Лучшей роли я у него не видел.
Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля - без вопросов! Смешно читать в 77-м году кучу призов фильма Рокки.
p.s. Как можно, посмотрев такой фильм, писать сценарии, снимать разных Диверсантов, Мы из будущего и другую неправдоподобную чепуху...
:) Лата, ну мне ли доказывать, что "Иуда" - это довольно распространенное имя нарицательное, которым частенько "награждают" предателей в любых ситуациях, даже довольно далеких от Библейской истории?.. Так же как до сих пор разного рода живодеров и просто жестоких людей называют "фашистами", хотя они, может быть (и даже наверняка) не являются членами этой партии... Поэтому факт, на который Вы указываете, увы, не является для меня доказательным :)
Ну, и опять же, Вы ссылаетесь на отклики других читателей. А я повторю, что высказала лишь свою точку зрения. Можно было бы спорить и приводить аргументы (цитаты из повести, те моменты, которые, на мой взгляд, очень удачно были обойдены в фильме..), но боюсь, модераторы данного форума сочтут такой спор не вполне уместным здесь :)
Рада в основном - в том, что фильм одинаково нравится нам обоим :)
Лата, я знаю все это. Но я говорила не о том. Я говорила, что хочу верить, что в каждом из нас, ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ, есть такие глубины, о которых мы даже не подозреваем. И такое кино помогает взглянуть в себя и попытаться (хотя бы) откопать те глубины и понять, чего мы стОим...
А что касается восприятия повести и фильма.. То это - только особенности восприятия каждого человека. Одна и та же фраза может восприниматься разными людими как слишком прямолинейная и как тонко завуалированная... Это все очень сложно, на самом деле... Мой взгляд был и остается таковым, как я сказала прежде.
Виктория, если вы имеете в виду попытку самоповешения Рыбака ("финальная сцена"), то это не "придумка" Шепитько, это (правда, немного в другом виде) идет непосредственно от повести Быкова. Как и все остальные параллели с Евангелием. На мой взгляд Быков слишком прямолинейно дал все эти аналогии, как и слишком однозначно и прямолинейно изобразил двух главных героев: Сотников - рыцарь без страха и упрека, возвышенный и кристально честный, а Рыбак - примитивный, необразованный и чрезвычайно узко мыслящий тип, изначально потенциально расположенный к предательству, поскольку следует только своей личной выгоде... В этом смысле для меня фильм выглядит более тонким, психологичным, ставящим гораздо больше вопросов произведением. Все основные персонажи здесь являют гораздо более широкие характеры, их поступки и мотивации существенно глубже (в том числе и у следователя Портнова..).
А что касается "очевидности" Библейских мотивов.. то я бы не стала бесконечно отсылать к этой теме. Хотя бы потому, что тут можно "накрутить" слишком много всего. К примеру, почему Сотников? Нет ли здесь связи с именем Сотника Лонгина?.. Почему Рыбак? Не оттого ли, что половина апостолов были рыбаками в мирской жизни? Однако Иуда Искариот таковым не являлся.. А вот апостол Петр был рыбаком. И он же трижды отрекся от Христа.. Но Петром в повести зовут старосту... В общем, можно зайти в умозрительные дебри, потеряв суть. Конечно, данная история очень плотно ложится в канву Библейской истории. Но речь здесь все же идет о простых людях, человеческих сынах, не чудотворцах, вся вера которых - только их совесть, а сила и слабость - порой чуть ли не синонимы...
Безусловно Библейские мотивы в фильме очевидны и в самом сюжете: Иуда - Христос - Пилат, ( наверное, это следует из самой повести Быкова), и во внешности Сотникова, В финальной сцене Шепитько пошла напролом и дала фактически прямую кино-цитату из Евангелия, хотя в те времена это было опасно: фильм могли тупо закрыть.
Кстати, максимум, что ВАРИАЦИЯ Понтия Пилата... но, либо это несколько зауженная трактовка у Шепитько, раскрывающая не весь тот Пилатовский спектр, что, простите, в Библии читаем, либо это что поциничнее (да не сочтите за богохульство). И дело тут даже не в растерянности героя Солоницина от бездонной то ли укоряющей, то ли всепрощающей, силы взгляда партизана-математика... Хм-м, или, может быть, надо было делать двухсерийный фильм... давайте, мол, погуще раскроем персонажей. Хотя вряд ли. Всё и так на местах и даёт ценные подсказки.
отзывы
"Но ведь это не совсем о войне. Вы поняли?"
***
Ей это удалось! Своим знакомым я, советуя посмотреть этот фильм, так и сказал - этот фильм покруче Библии.
Картина на белорусском материале, по мотивам повести Василя Быкова "Сотников"… И муж Ларисы Ефимовны Элем Климов решается на отчаянный шаг. В обход "Мосфильма" он приглашает на специальный просмотр первого секретаря ЦК Белоруссии Машерова, по заказу которого он в это время сам снимает грандиозное военное полотно с апокалипсическим названием "Иди и смотри". Петр Миронович скептически смотрит на "бабью" режиссуру, но все же оказывает Климову такую любезность.
Плёнку привозят в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую. Кое-как заряжают, и через двадцать минут уже ничто не может оторвать Машерова от просмотра. Где-то в середине фильма этот сильный человек, сам партизанивший, плачет, не стесняясь того, что в зале присутствует все руководство республики. По окончании он говорит минут сорок… Его речь взволнована, она одна из лучших, когда-либо слышанных Элемом Германовичем в адрес жены.
Через несколько дней "Восхождение" официально принято и без единой поправки. Лента имеет оглушительный успех и великолепную прокатную судьбу: в Риге она берет главный приз, на Берлинском фестивале - престижнейшую премию ФИНПРЕССИ; и в итоге закупается сорока странами мира.
После просмотров, там, где она представляет фильм сама, у себя ли на Родине, или за границей, к Шепитько подходят люди с заплаканными глазами и благодарят, благодарят…
- Таких партизан еще не было - говорят ей. Но Ларису волнует иное. Пытливо вглядываясь в глаза собеседнику, она обеспокоено спрашивает:
"Но ведь это не совсем о войне. Вы поняли?"
Любая картина личная, но желание поставить "Восхождение" было потребностью почти физической. Если бы я не сняла эту картину, это было бы для меня крахом. Я не могла найти другого материала, в котором сумела бы так передать свои взгляды на жизнь, на смысл жизни.@Лариса Шепитько
Плотников - оскароносная роль, даже сомнений нет! Солоницын! По-моему, лучше его никто не сыграл бы. Какой взгляд, как он здорово осмысливает действия Сотникова. Бедный Гостюхин сыграл партизана, испугавшегося смерть и превращение в падшего человека... Но как прекрасно он сыграл! Лучшей роли я у него не видел.
Гран-при «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля - без вопросов! Смешно читать в 77-м году кучу призов фильма Рокки.
p.s. Как можно, посмотрев такой фильм, писать сценарии, снимать разных Диверсантов, Мы из будущего и другую неправдоподобную чепуху...
Христос, обращаясь к нему , говорит: друг...
Ну, и опять же, Вы ссылаетесь на отклики других читателей. А я повторю, что высказала лишь свою точку зрения. Можно было бы спорить и приводить аргументы (цитаты из повести, те моменты, которые, на мой взгляд, очень удачно были обойдены в фильме..), но боюсь, модераторы данного форума сочтут такой спор не вполне уместным здесь :)
Рада в основном - в том, что фильм одинаково нравится нам обоим :)
А что касается восприятия повести и фильма.. То это - только особенности восприятия каждого человека. Одна и та же фраза может восприниматься разными людими как слишком прямолинейная и как тонко завуалированная... Это все очень сложно, на самом деле... Мой взгляд был и остается таковым, как я сказала прежде.
А что касается "очевидности" Библейских мотивов.. то я бы не стала бесконечно отсылать к этой теме. Хотя бы потому, что тут можно "накрутить" слишком много всего. К примеру, почему Сотников? Нет ли здесь связи с именем Сотника Лонгина?.. Почему Рыбак? Не оттого ли, что половина апостолов были рыбаками в мирской жизни? Однако Иуда Искариот таковым не являлся.. А вот апостол Петр был рыбаком. И он же трижды отрекся от Христа.. Но Петром в повести зовут старосту... В общем, можно зайти в умозрительные дебри, потеряв суть. Конечно, данная история очень плотно ложится в канву Библейской истории. Но речь здесь все же идет о простых людях, человеческих сынах, не чудотворцах, вся вера которых - только их совесть, а сила и слабость - порой чуть ли не синонимы...