Интересная ситуация. Сугубо по фильму. Рыбак - Иуда (Иуда был рыбаком). Сотников - Христос? Сотникова играет Плотников (Христос был плотником). Где-то прочел, что Шепитько обыскалась в поисках подходящего исполнителя. Внешние данные и фамилия актера более чем подошли для режиссерского замысла. Совпадение?
Показано, кем каждый является по своей изначальной сути. Сотников слаб телом, но велик духом. Рыбак наоборот: силен телом, но слаб душой. Рыбак человек не плохой. Рыбак человек именно СЛАБЫЙ. Первый претерпевает нечеловеческие физические муки, второй попадает в духовный ад. Рыбак - человек ситуации. Началась война, делать нечего - воюет. Послали - пошел. Отстал товарищ - бросил барана, вернулся. Обыкновенные человеческие слабости-жалости-сентименты взыграли, а не четкая стойкая внутренняя позиция. Попал к немцам - стал извиваться, пошел на попятную, начал служить новым господам вопреки воли. Сотников же напротив, указал всем свое место, утвердил себя личностью и умер личностью на СВОЕЙ земле, тем самым намеренно противопоставив себя пришлым и вероломным антагонистам, которые в свой час сдохнут скотами (сцена диалога с Портновым перед казнью). Портнов уверен, что человек по своей природе жалок и ничтожен, точняк ровняя всех по себе и себе подобным. Но проигрывает психологическую дуэль с Сотниковым. Портнов, Рыбак и им подобные не имеют под собой основополагающего фундамента, а следовательно, разве что цепляться до последнего за жалкое существование обречены до конца дней своих. В этом весь их смысл жизни. Сотников другой. Человек идеи, принципов, нравственности, последовательности. Он воспламеняет людей вокруг себя: в одних вселяет огонь, у других испепеляет душу. Таких людей не щадят. Как и Христа в своё время. Эти люди невыносимы, так как причиняют страшные внутренние мучения осознания своей ничтожности. А тут такое время, когда на компромиссы идти ну никак нельзя. Как говорится, картина маслом. Никуда не спрячешься в подобных обстоятельствах.
Об актерской игре. К актерам как раз меньше всего претензий. Очень сильная сцена, когда после пытки Сотников и Портнов обмениваются взглядом. Обыграно бесподобно. Особенно Плотников. А ведь парень дебютант в кино! Вообще весь актерский ансамбль на высоте.
Апогеем же картины является самый финал. Мощнейшая сцена, пробирающая до мурашек! Внутренний ад Рыбака. Гостюхин здесь сразил наповал. Пожалуй, одна из самых страшных сцен за всю историю кинематографа. Идея исполнена гениально в финальном аккорде. Всё, что прошло перед этим на экране, просто меркнет и словно канет в туман. Ощущение, словно ты в шкуре Рыбака.
Другой вопрос, оправдан ли в данном случае пафос и некоторая нарочитость? В ленте всё очень выпукло. Возможно, раскрытие авторской идеи не могло реализоваться иначе.
Отдельные нюансы. Очень много крупных планов лица Сотникова, добрая половина которого приходится на огромные глаза-озера. Актер, может, и красивый малый, но приём воспринимается как-то несколько занудно в целом (сама собой напрашивается мысль, что снимала женщина). И да простят меня за щекотливое замечание: порядочно много сцен телесных контактов между главными героями, некоторые такие сцены будто намеренно затянуты и выделены. Сцена с примерзшим к дереву Сотниковым вообще даже некоторым эротическим налётом отдает. Хотя, может, это только автору данного комментария так сдается.)
Не следует,видимо, Д.М., для понимания "перестроечных поступков" Быкова и Гостюхина привлекать на помощь феномен т.н. "сталинизма", а ,может быть,стоит вспомнить известное изречение Б.Шоу о том,сколько в человечестве думающих людей,сколько-тех,кто воображает,что они думают и сколько тех,кто ни за что не будут думать!?.............
К №170: "Гостюхин осудил Сотникова,...Быков вообще "превратился" в белорусского националиста... Ну,что можно сказать теперь об этих людях?". Можно сказать,что своей позицией они оправдали Рыбака. Ну, он то предал, убоявшись
пыток восхождения, а этим что грозило? Может быть та соц.среда,
которая то же оправдала Рыбака? Как при сталинизме,когда
народ вторил Вышинскому - распни!
№146 Алексей Буркин
Заключительные кадры символизируют экстраполяцию совокупного образа персонажей и межперсонажных отношений на совокупный межличностный образ настоящей и будущей России.
Т.е.: Сотников - это СССР,
а Рыбак - это РФ?
(Раз кликуша - это Иуда, то кто Портнов?)
Это,конечно,выдающийся фильм,не устаревший и для нынешнего времени. Фильм этот также и о том,что не только закоренелые подонки становятся предателями. Заслуженный партизан Рыбак очень сильно испугался за свою жизнь ......и предал! Примечательно ещё вот что. Фильм этот был создан в советские времена, а когда настали "другие времена"-те,когда стало многими принято осуждать всё советское , актёр Гостюхин ..........осудил Сотникова,назвав его "сталинистом", а советский писатель В.Быков вообще "превратился" в белорусского националиста,который любил порассуждать о "русском империализме",за что он весьма почитался (и почитается ныне!) другими белорусскими националистами! Ну,что можно сказать теперь об этих людях?!......
Я бы сказал, что в Библии явные аналогии, ибо Сотниковы и Рыбаки, Христы и Иуды, (кстати, спорный вопрос о предательстве того самого Иуды), предатели были всегда и везде.
Именно из-за этой аналогии была вероятность попасть фильму на полку. Фильм спас тогдашний руководитель Белоруссии. Его родители (или мать) были повешены за связь с партизанами. Именно ему показали фильм.
Спасибо, уважаемый Сеня! Нашла, посмотрела. Сильно.
Да, Машеров спас фильм. Кстати, Машеров погиб аналогично Шепитько.
Я - человек не религиозный, но аналогии слишком уж явные.
Именно из-за этой аналогии была вероятность попасть фильму на полку. Фильм спас тогдашний руководитель Белоруссии. Его родители (или мать) были повешены за связь с партизанами. Именно ему показали фильм.
Подробно о создании фильма рассказывается в документальном фильме, который был показан перед самим фильмом 11 апреля. Думаю, этот документальный фильм можно найти на сайте "Культура".
Книгу Василя Быкова "Сотников" мы проходили в школе, в том числе и по ней я писала сочинения в школе, выпускное и вступительное в институт. Так повезло, что всё время попадались разные вариации на свободную тему "Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет".
Но, так уж получилось, что фильм "Восхождение" я посмотрела только недавно по "Культуре". Не знала, что фильм "Восхождение" снят именно по "Сотникову".
Грандиозный фильм! Очень трагический, ну, так и книга Василя Быкова невероятно тяжёлая. Прекрасные актерские работы, Солоницын - до мурашек!
Но вот каким я задалась вопросом: интересно, Лариса Шепитько первая провела религиозную аналогию в военных событиях? Не случайно фильм переименован из простого и будничного "Сотников" в "Восхождение".
А если идти от частного к общему, то, по сути, весь наш народ взошел тогда на Голгофу, 27 миллионов мучеников, павших в Священной войне - эта та искупительная жертва, которая спасла "благодарное", как мы сейчас видим, человечество.
В итоге была явлена чудотворная Победа. И праздник этот стал, поистине, святым.
Я - человек не религиозный, но аналогии слишком уж явные.
Анатолий Алексеевич весь фильм "перетягивает на себя". Он был актёр для главных ролей. На его мощных, непредсказуемых трактовках, импровизациях можно было построить ещё многие великие фильмы. И здесь этот его масштаб тоже сказывается. Наверное, Василь Быков, работая над повестью, и не предполагал, что в принципе может быть такой Портнов.
Великий фильм!
Вчера ещё раз посмотрел этот шедевр. Давно не видел. Было полное ощущение документалистики. Шепитько Гениальна! Так суметь создать фильм! Всё единое целое - режиссёр, оператор, актёры!
перед начало фильма посмотрел передачу о Шепитько, о том как создавался этот фильм. Почему сейчас нет таких фильмом? Ответ банален - комфортный быт подавил всё творчество, полёт мысли, вдохновение, упорство, великий актёрский труд. Странное совпадение - вчера же мельком прочитал высказывания Акиньшиной, как она выбирает фильмы, в которых будет сниматься. ПО КОМФОРТУ! Что бы не выезжать никуда за МКАД! Чтобы уютненько, сытно и в тепле. А как снимался этот фильм при 35-градусном морозе, да на ветру в поле занесённом снегом! Кто? Кто из сегодняшних режиссёров, актёров, операторов готов сутками мёрзнуть ради идеи?
Вот закончилась очередная мыльная шедевра. Ничего не осталось ни в душе ни сердце. Не мешало бы ТВ-каналам после окончания мыла показывать, для сравнения, вот такие ВЕЛИКИЕ фильмы!
Я благодарен создателям "Восхождения". Великий фильм!
№159 mrPedagog
Интересны находки режиссёра (сцены, отсутствующие в книге): ....сцена попытки самоубийства Рыбака; и другие.
Справедливости ради замечу - попытка самоубийства Рыбака есть и в повести Быкова. Правда в книге она была иной - Рыбак в последнюю минуту обнаружил, что у него нет ремня или чего-то подходящего - и не такой яркой как в фильме.
К сожалению, с начала и до конца смотрел лишь недавно. Для меня - безусловный шедевр среди фильмов на военную тему. Хочется отметить работу оператора - съемки достоверны, просто удивительно, как можно так "видеть" камерой (сцены перестрелки с полицаями, в лесу после ранения Сотникова). Интересны находки режиссёра (сцены, отсутствующие в книге): Рыбак, угодливо кинувшийся поднять упавший листок(и заметивший это следователь); этот же следователь, отодвинутый спинами немецких офицеров во время казни; сцена попытки самоубийства Рыбака; и другие. Спасибо за картину!
отзывы
Показано, кем каждый является по своей изначальной сути. Сотников слаб телом, но велик духом. Рыбак наоборот: силен телом, но слаб душой. Рыбак человек не плохой. Рыбак человек именно СЛАБЫЙ. Первый претерпевает нечеловеческие физические муки, второй попадает в духовный ад. Рыбак - человек ситуации. Началась война, делать нечего - воюет. Послали - пошел. Отстал товарищ - бросил барана, вернулся. Обыкновенные человеческие слабости-жалости-сентименты взыграли, а не четкая стойкая внутренняя позиция. Попал к немцам - стал извиваться, пошел на попятную, начал служить новым господам вопреки воли. Сотников же напротив, указал всем свое место, утвердил себя личностью и умер личностью на СВОЕЙ земле, тем самым намеренно противопоставив себя пришлым и вероломным антагонистам, которые в свой час сдохнут скотами (сцена диалога с Портновым перед казнью). Портнов уверен, что человек по своей природе жалок и ничтожен, точняк ровняя всех по себе и себе подобным. Но проигрывает психологическую дуэль с Сотниковым. Портнов, Рыбак и им подобные не имеют под собой основополагающего фундамента, а следовательно, разве что цепляться до последнего за жалкое существование обречены до конца дней своих. В этом весь их смысл жизни. Сотников другой. Человек идеи, принципов, нравственности, последовательности. Он воспламеняет людей вокруг себя: в одних вселяет огонь, у других испепеляет душу. Таких людей не щадят. Как и Христа в своё время. Эти люди невыносимы, так как причиняют страшные внутренние мучения осознания своей ничтожности. А тут такое время, когда на компромиссы идти ну никак нельзя. Как говорится, картина маслом. Никуда не спрячешься в подобных обстоятельствах.
Об актерской игре. К актерам как раз меньше всего претензий. Очень сильная сцена, когда после пытки Сотников и Портнов обмениваются взглядом. Обыграно бесподобно. Особенно Плотников. А ведь парень дебютант в кино! Вообще весь актерский ансамбль на высоте.
Апогеем же картины является самый финал. Мощнейшая сцена, пробирающая до мурашек! Внутренний ад Рыбака. Гостюхин здесь сразил наповал. Пожалуй, одна из самых страшных сцен за всю историю кинематографа. Идея исполнена гениально в финальном аккорде. Всё, что прошло перед этим на экране, просто меркнет и словно канет в туман. Ощущение, словно ты в шкуре Рыбака.
Другой вопрос, оправдан ли в данном случае пафос и некоторая нарочитость? В ленте всё очень выпукло. Возможно, раскрытие авторской идеи не могло реализоваться иначе.
Отдельные нюансы. Очень много крупных планов лица Сотникова, добрая половина которого приходится на огромные глаза-озера. Актер, может, и красивый малый, но приём воспринимается как-то несколько занудно в целом (сама собой напрашивается мысль, что снимала женщина). И да простят меня за щекотливое замечание: порядочно много сцен телесных контактов между главными героями, некоторые такие сцены будто намеренно затянуты и выделены. Сцена с примерзшим к дереву Сотниковым вообще даже некоторым эротическим налётом отдает. Хотя, может, это только автору данного комментария так сдается.)
пыток восхождения, а этим что грозило? Может быть та соц.среда,
которая то же оправдала Рыбака? Как при сталинизме,когда
народ вторил Вышинскому - распни!
Заключительные кадры символизируют экстраполяцию совокупного образа персонажей и межперсонажных отношений на совокупный межличностный образ настоящей и будущей России.
а Рыбак - это РФ?
(Раз кликуша - это Иуда, то кто Портнов?)
Иуды, (кстати, спорный вопрос о предательстве того самого Иуды), предатели были всегда и везде.Именно из-за этой аналогии была вероятность попасть фильму на полку. Фильм спас тогдашний руководитель Белоруссии. Его родители (или мать) были повешены за связь с партизанами. Именно ему показали фильм.
Да, Машеров спас фильм. Кстати, Машеров погиб аналогично Шепитько.
Я - человек не религиозный, но аналогии слишком уж явные.
Подробно о создании фильма рассказывается в документальном фильме, который был показан перед самим фильмом 11 апреля. Думаю, этот документальный фильм можно найти на сайте "Культура".
Но, так уж получилось, что фильм "Восхождение" я посмотрела только недавно по "Культуре". Не знала, что фильм "Восхождение" снят именно по "Сотникову".
Грандиозный фильм! Очень трагический, ну, так и книга Василя Быкова невероятно тяжёлая. Прекрасные актерские работы, Солоницын - до мурашек!
Но вот каким я задалась вопросом: интересно, Лариса Шепитько первая провела религиозную аналогию в военных событиях? Не случайно фильм переименован из простого и будничного "Сотников" в "Восхождение".
А если идти от частного к общему, то, по сути, весь наш народ взошел тогда на Голгофу, 27 миллионов мучеников, павших в Священной войне - эта та искупительная жертва, которая спасла "благодарное", как мы сейчас видим, человечество.
В итоге была явлена чудотворная Победа. И праздник этот стал, поистине, святым.
Я - человек не религиозный, но аналогии слишком уж явные.
Особенно впечатляет Солоницын! Ну ТАК сыграть,буквально всем лицом! ЭТО не каждому дано! Гостюхин тоже гений!
Вчера ещё раз посмотрел этот шедевр. Давно не видел. Было полное ощущение документалистики. Шепитько Гениальна! Так суметь создать фильм! Всё единое целое - режиссёр, оператор, актёры!
перед начало фильма посмотрел передачу о Шепитько, о том как создавался этот фильм. Почему сейчас нет таких фильмом? Ответ банален - комфортный быт подавил всё творчество, полёт мысли, вдохновение, упорство, великий актёрский труд. Странное совпадение - вчера же мельком прочитал высказывания Акиньшиной, как она выбирает фильмы, в которых будет сниматься. ПО КОМФОРТУ! Что бы не выезжать никуда за МКАД! Чтобы уютненько, сытно и в тепле. А как снимался этот фильм при 35-градусном морозе, да на ветру в поле занесённом снегом! Кто? Кто из сегодняшних режиссёров, актёров, операторов готов сутками мёрзнуть ради идеи?
Вот закончилась очередная мыльная шедевра. Ничего не осталось ни в душе ни сердце. Не мешало бы ТВ-каналам после окончания мыла показывать, для сравнения, вот такие ВЕЛИКИЕ фильмы!
Я благодарен создателям "Восхождения". Великий фильм!
Интересны находки режиссёра (сцены, отсутствующие в книге): ....сцена попытки самоубийства Рыбака; и другие.