Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Господин оформитель (1988)

Господин оформитель кадры из фильма
Год
1988
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.511 / 94 голоса

   
Режиссер
Сценарист
Композитор
Страна
СССР
Производство
Ленфильм
Премьера
декабрь 1988
Количество зрителей в СССР
3 200 000
По мотивам рассказа А. Грина "Серый автомобиль".
Действие происходит в 1908—1914 гг. Знаменитый художник-оформитель, Платон Андреевич, хочет продлить жизнь живого человека в скульптуре и на рисунках, он пытается побороть смерть и усовершенствовать окружающий мир с помощью своего таланта.
«— Вы знаете этого, с нимбом на голове? Ну так вот: мы с ним соперники! Он сделает, а я — доделываю.»
Оформитель влюбляется в Анну, девушку, которую он посчитал идеалом красоты, но в 1908 г девушка умирает от чахотки. Позже, в 1914 он встречает ее же — художник уверен, что это она, хотя зовут ее уже Мария, она замужем и у нее другая жизнь. После всех попыток добиться истины, оформитель слышит только:
«— Забудьте об Анне. Ее больше нет».
Платон Андреевич делает предложение девушке, но получает отказ: Мария говорит ему, что он слишком беден. Благодаря невероятному случаю, оформитель выигрывает у мужа Марии огромное состояние и делает предложение снова. И снова получает отказ! Тут понятное течение событий меняет свой ход… наступает страшная развязка: девушка оказывается ожившей скульптурой его работы. Господин оформитель гибнет под колесами серого автомобиля, на котором едет Мария и водитель которого — ее муж.
Фильм полон подтекстов, возможны разночтения.

Мистическая история, поединок, происходящий между художником и его творением-ожившим манекеном прекрасной девушки, разбивающим жизни своих поклонников. Всё действие разворачивается на фоне великолепия дворцов и костюмов эпохи модерна. Фильм пронизан неповторимой загадочностью Серебряного века. Успешный дебют режиссера Олега Тепцова. Музыка написана Сергеем Курехиным.

последнее обновление информации: 21.06.24

награды, призы
Приз за лучшую музыку к фильму - Сергей Курехин, 1987 год, Смотр-конкурс СК Казахстана в Алма-Ате;

Приз за лучшую режиссуру - Олег Тепцов, 1987 год, Смотр-конкурс СК Казахстана в Алма-Ате;

Премия "Ника" - Лариса Конникова (Художник по костюмам), 1988 год.

Фильм Олега Тепцова "Господин оформитель" открыто тяготеет к жанру "фильма ужасов". ...1908 год. Модный художник в одном из бедных кварталов Петербурга покупает право скопировать для воскового манекена смертельно больную девушку. Манекен на короткое время становится городской сенсацией... Проходит шесть нелегких для художника лет. После стремительного взлета неудачи следуют одна за другой. Заказов практически нет. Разорение, затяжной духовный кризис. И вдруг художник встречает женщину, удивительно напоминающую ту самую умершую модель...
Изобразительное решение картины выдержано в стиле модерн русского декаданса начала века. Этой вычурной изысканности подчинена изломанная пластика главного героя, одержимого манией собственной гениальности. Авторам удается передать атмосферу напряженного ожидания, тайны, хотя придирчивый зритель обнаружит в "Господине оформителе" немало огрехов: неточное музыкальное решение, неудачный монтаж нескольких эпизодов и т.д. Но в фильме ощутимо стремление авторов делать жанровое кино с отчетливой идеей невозможности создания прекрасных произведений искусства антигуманными средствами, размышлениями об ответственности художника за свои творения...

Александр Федоров

«Господин оформитель» О. Тепцова (сценарий Ю. Арабова, использовавшего мотив из рассказа А. Грина «Серый автомобиль»), окрестили «фильмом ужасов». Лично я леденящих кровь ужасов там не обнаружила. Обнаружила искусную, высокой культуры стилизацию под русский модерн — не только его фактур, но его духа. Мирочувствие русского декаданса с его культом смерти передано через экспрессивные характеристики персонажей и их взаимоотношения. В основе сюжета — и известный миф о скульпторе Пигмалионе, влюбившемся в собственное творение. Пигмалион из фильма Платон Андреевич (В. Авилов) — художник-оформитель, дизайнер, как сказали бы мы теперь, создает манекен для витрины дорогого ювелирного магазина, используя как модель умирающую от чахотки юную Анну-Марию (А. Демьяненко). По прошествии лет он встречает ее, уже даму, очень изысканную, очень роковую, в доме богатого заказчика и роковым образом влюбляется в нее...
Как ни старалась, не почувствовала дистанции между автором и его героями. Было бы сочувствие или ирония, хоть какая-то содержательная эмоция — в фильме обозначилось бы третье измерение, и можно было бы судить, всерьез все это или всего лишь блажь художника, решившего поиграть с незнакомым материалом. Если всерьез, то я бы присвоила О. Тепцову приз за лучший эскепистский фильм. Дальше уйти от реальности, пожалуй, невозможно — это уже выход по ту ее сторону. Я слышу реплику: в формах бегства от действительности может выражаться протест и тоска по другой жизни. Все верно, может. Но «Господина оформителя» трудно заподозрить в намерении протестовать или совершать социально значимые телодвижения. Скорее это манифестация нового типа художественного сознания, инстинктивно отталкивающегося от идеологем как таковых.
Об отказе от скомпрометировавших себя социальных мифов и стереотипов можно говорить как о родовом признаке нового кино. Новое кино, новое мышление осознает себя на фундаменте программных отказов. От чего же оно отказывается?
От тематического подхода к изображению реальности.
От арифметического расклада на белое и черное и чтоб непременно перевес в сторону белого.
От нормативного положительного героя — он исчез бесследно.

Елена Стишова

«Советский экран» № 1, 1989 год

Многие годы художнику Платону Андреевичу не давала покоя мысль о состязании с Всевышним. Ему, автору великолепных восковых манекенов, хотелось создать нечто совершенное и вечное, не поддающееся течению времени. ...Однажды, находясь в крайней нужде, Платон Андреевич принял предложение некоего богатого дельца Грильо оформить интерьер его дома. Знакомство с женой хозяина Марией привело художника в замешательство. Он был убежден, что несколько лет назад с нее, носящей тогда имя Анны Белецкой, больной чахоткой девушки, он вылепил свой лучший восковой манекен. Анна умерла. Так кто же эта женщина? Предприняв расследование, Платон Андреевич убеждается, что хозяйка дома... - восковая кукла, сошедшая с витрины магазина. Волей злого рока сбылась мечта художника - его творения обрели жизнь. Но... Воплощенная в облике человека вещь переняла самые низкие и разрушительные свойства: Анна-Мария убивает Грильо и завладевает его домом. Ее следующая жертва - художник...

Иванов М.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 236
Альберт (Томск)   20.05.2025 - 10:38
... Из пальца сочилась кровь. Вместе со стариком он возвратился к себе в квартиру, перевязал палец платком и зашел в мастерскую. Под ногой его что-то звякнуло, он нагнулся и с удивлением обнаружил брошку... Брошку... читать далее>>
№ 235
Альберт (Томск)   20.05.2025 - 10:30
... Когда какая-то половица заскрипела, он чуть не лишился чувств, зная, что нет ничего страшнее, если его обнаружат... В спальне Мари было темно, зато в соседней комнате горел свет. Платон Андреевич... читать далее>>
№ 234
Игорь Курляндский   21.02.2025 - 14:19
... Любовь от того, что он долго принимал ее за Анну, пока не засомневался из-за перчатки. Любовь возникла из-за романтических воспоминаний, когда он с ней снова встретился (как сам считал). Решил уничтожить,... читать далее>>
№ 233
Игорь Курляндский   21.02.2025 - 14:01
... Нет, ну там все ясно, в карточной игре, - Анна-Мария подкупила слугу, который подложил джокер Платону вместе с распиской. Она решила предать мужа и заменить на какое-то время художником, организовать... читать далее>>
№ 232
Весна2301 (Москва)   21.02.2025 - 05:56
А вы видели фильм Прикосновение Альберта Мкртчана? Вот где настоящий ужас. читать далее>>
20 мая
Домашний
21 мая
Домашний
23 мая
ТВ-3
23 мая
Домашний
23 мая
ТНТ
24 мая
ТВ-3
24 мая
Россия 1
21 мая
КиноПоиск HD, PREMIER
21 мая
Netflix
23 мая
КиноПоиск HD
23 мая
START
25 мая
Amazon Prime Video
27 мая
START
27 мая
OKKO
27 мая
КиноПоиск HD
29 мая
HBO Max
29 мая
Amazon Prime Video
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен