В этом фильме мир впервые увидел ДРУГУЮ войну. Настоящую. Тотальную. Кибальчишовую. Которая "не до ордена - была бы Родина". Которая "одна на всех - мы за ценой не постоим". Которая "убей немца". Не два сценариста с двумя режиссерами, а командир взвода тяжелых танков Сергей Орлов, пехотный капитан Михаил Дудин, стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин и военный стригунок Леонид Менакер показывали человечеству, как войны выигрываются. Их было четверо безымянных солдат, с бору по сосне собранных в смертный экипаж, четверо искалеченных гладиаторов - но утром 22 июня, в годовщину известных событий, они начали свою войну, и госпожа Германия сыпанула в стороны мелким горохом. Утюжа батареи, ломая шлагбаумы, стены, витрины галантерей и статуи Вильгельмов Завоевателей, каких на каждом углу полно на немецком юге, триумфальным маршем шел оживший танк № 23 по глубоким тылам противника, и стелились ему под гусеницы маленькие города большого рейха: Версдорф, Вайсбург, Шпремберг, и в дисках взопревших телефонов отражались танки, танки, танки, рвущие по дорогам совсем уж было победившей сверхдержавы. И потерянные бабы с нашивками Ost совсем иначе начинали смотреть на своих майстеров с хлыстиками, и медленно описывало полный круг недовольное жерло башенной пушки. С урчанием и перевалочкой, микки-маусовыми ушами поднятых люков танк стал пятым в маленькой армии, за считанные годы до своего собрата "Рыжего", разбавившего нерушимый экипаж четырех танкистов с собакой. Толстые фрицы бегали вокруг с овчарками, тянулись во фрунт и кричали "шнель-колоссаль", но даже эти карикатуры старого герасимовского кино не портили яростный восторг праведного боя.
Денис Горелов
Несколько лет назад стало известно из газет о беспримерном подвиге пленных советских танкистов, машину которых фашисты хотели использовать в качестве подвижной мишени на одном из секретных полигонов в глубине Германии.
Эта история вдохновила М.Дудина и С.Орлова - известных советских поэтов - на создание киносценария, по которому режиссеры студии "Ленфильм" Н.Курихин и Л.Менакер создали яркий волнующий фильм "Жаворонок".
... В светлом поднебесье парит жаворонок. Его мирная песня рождает мысли о щедрости и красоте земли, о свободе. Но внизу простирается пыльный, вытоптанный плац, окруженный колючей проволокой, на котором стоят измученные, сумрачные люди. Это - военнопленные, согнанные в Германию со всех концов Европы.
Вдоль молчаливого строя медленно идет группа немецких офицеров. Один задерживается возле коренастого, светловолосого парня. "Ты кто, Иван?" - спрашивает эсэсовец. "Механик-водитель танка Т-34", - с вызовом отвечает тот. "Нет, - усмехается фашист, - настоящий водитель там, на фронте". Танкист промолчал, но лицо его дернулось и в глазах вспыхнул огонь ненависти. Так мы знакомимся с главным героем фильма, в котором воплощены лучшие черты русского солдата. Суровый, весь как бы напружиненный, Иван в исполнении молодого артиста В.Гуренкова, сразу пробуждает в нас интерес и волнение.
... И вот полигон. Сюда приехал важный представитель вермахта, чтобы присутствовать при испытании нового снаряда. Способен ли этот снаряд пробить лобовую броню советского танка Т-34? Немецкие офицеры с беспокойством прильнули к смотровой щели бронированного капонира и следят за тем, как орудия расстреливают идущую по полю, разрытому воронками, машину Ивана. Но водитель с поразительным искусством лавирует под огнем и ни один из снарядов не может настичь цель. Смелость и мастерство даже у гитлеровцев вызывают чувство, близкое к восхищению, но оно тут же переходит в панический ужас: русский танк неожиданно пошел прямо на орудие!.. Вот разбежались перепуганные артиллеристы и пушка смята гусеницами, вот опрокинуто и уничтожено другое орудие, Т-34 мчится уже вдоль широкой автострады...
Фильм "Жаворонок" успешно решен его создателями в трудном, своеобразном жанре романтической баллады. Многие эпизоды произведения достигают высокого патетического звучания.
Журнал "Киномеханик", № 4, 1965 год.
обсуждение >>