Фильм, мне тоже так кажется, очень далек от хрестоматийного романа. Горький, как известно, не очень-то дружил с большевиками, ужаснулся тому, что они стали творить, придя к власти, потому и прожил на Капри в добровольном изгнании полтора десятка лет. "Мать" - единственное идеологически безвредное по советским стандартам произведение. И вот по его мотивам Панфилов сделал неоднозначный фильм. Он, конечно, о борьбе рабочих за свои права, но таки и "Человек из мрамора" и "Человек из железа" Вайды о том же. О людях, боровшихся за справедливость. Банально звучит, но ведь Ленин-то ни при чем, он еще в декабре 1916-го считал, что при его жизни революции в России не будет. А рабочие ее сделали вопреки вусем теориям.
Панфилов показывает нам капитализм в России - его мощь, Нижний Новгород с трамваями, мощеными тротуарами, фонарями, телефонами. Он не обличает, он объективен. Это не "Россия, которую мы потеряли", это просто "Россия" со всем ее проблемами.
Почеум этот фильм так редко показывают по ТВ? Да потому что рабочие остаются почти в том же положении, что и до революции.Случай с Пикалево - подтверждение. Вот толкьо нет сейчас рабочих лидеров, таких каким в Польше был Лех Валенса. Поэтому у власти аппаратчики, гебисты, бывшие мелкие номенклатурщики, сговорившиеся с олигархами.
Во второй раз смог посмотреть эту кинокартину лишь 20 лет спустя после первого показа. Фильм замечательный. Точный и сильный. Чего-то подобного, как и прежнего киноискусства в целом, мы больше не дождёмся. Эпоха ушла. Теперь - не сезон, и, похоже, для всего. Так, одна слякоть. Вот только последние минуты крепко смутили: показалось, что в ходе показа на "Культуре" из фильма убрали финальный эпизод, там, где Мать уходит от всех - сначала по тонкому льду, а потом и по водам, на другой берег реки, к церкви. Или этот эпизод был не в самом конце? Не знаю, отлучался от "ящика" на пару минут. Может быть, тогда и пропустил эти кадры, на мой взгляд, главные в картине?
Сложно назвать этот фильм экранизацией романа Горького, скорее это взгляд из современности на показанные события. Красной линией через фильм проходит мысль о том, что все эти люди погибали по большей части зря. С этой точки зрения некая холодноватая отстранённость авторов фильма очень даже к месту. Но об этом нет в романе ни слова. А так как Панфилов использовал и горьковских персонажей и имя самого писателя, можно сказать, что экранизация не соответствует первоисточнику. Горький тут только прикрытие. Фильм 1955 года с Марецкой и Баталовым превосходит этот во всём. Чурикова сыграла блестяще, а вот все остальные, особенно итальянка в роли Саши (видимо, утверждение о том, что женщина должна вести общественную работу с оттенком усталой обреченности появилось гораздо раньше) – такие люди революцию совершить не могли.
Фильм просто замечательный..
Спасибо Глебу Панфилову за него..
Инна Чурикова потрясающая в роли Ниловны..
И Дмитрий Певцов и Виктор Раков - в этой картине хороши..
Фильм очень хорош, но мне хочется сделать замечание редактору: режиссер мог пропустить такую мелочь, а редактор не имел на это права. В России того времени не могла прозвучать команда арестантам: "Дистанция - два метра". Могла: "Дистанция - одна сажень!". Метрическую систему нам привез из Парижа В.И.Ульянов (Ленин) лет через 15 после событий, показанных в фильме.
А кто автор замечательного романса, звучащего в фильме "Мать"? Биберган или это использован старинный музыкалтный материал (в титрах об этом ничего нет). Нет ни автора слов, ни исполнителя
Совершенно случайно наткнулась на этот фильм по каналу "Культура". Какой фильм! А почему я до сих пор не видела и даже не слышала об этом фильме? Показывают черте что (например идущий сейчас "Иван Грозный"), а такие фильмы лежат на полке...
В фильме показана история честных, искренних людей, но обманутых, высокой фразой политических авантюристов и заплативших жизнью за политические амбиции других. Панфилов максимально сохранил сюжетную канву романа, несколько дополнив ее мотивами других рассказов Горького. В картине два полюса : Император Николай Второй и лидер большевиков Ленин. Идейные враги, один из которых наделен властью от рождения, а другой борется за нее, оправдывая идеей свое властолюбие, кровь - служением пролетариату. Царь с детским изумлением отстраняется от происходящего в стране, а ЛЕнин из дальних стран пытается руководить людьми, толкнуть их на бой, хотя людей этих он не знает и не узнает никогда. А в России Люди верят , что революция принесет благо. Верит и Павел, поверит и Ниловна. "Мы наш, мы новый мир построим" - пели они. В конце 80-х стало окончательно ясно, какой мир они построили на горе себе и нам. Говорят: "Эксперимент не удался" В Германии , в Венгрии, эти революции грохнулись уже через год, а Панфилов с дистанции почти девяти десятилетий напомнил о цене страшного эксперимента, о силе народа российского, попусту растраченной. И Ниловна - символ этой трагедии!
Вот удивительно - о вожде всех времен и народов И.В.Сталине за последний год-полтора и сериал сняли, и фильм ("Жена Сталина")... Сейчас ещё сериал о Колчаке снимают. Личности яркие и неординарные, спору нет. Но почему о тех людях, которые пришли в революцию из "гущи народной", так сказать, - ничего нет? Почему всегда крайности? Либо романтизируем революционную тематику до сахарной приторности, либо впадаем в прямо противоположную тематику. Почему бы ДО показа той же "Гибели империи" или нового сериала о Колчаке не показать "Запрещенных людей" Панфилова? Революция же не пустом месте случилась, и очень-очень разные люди были и среди "красных", и среди "белых".
отзывы
Панфилов показывает нам капитализм в России - его мощь, Нижний Новгород с трамваями, мощеными тротуарами, фонарями, телефонами. Он не обличает, он объективен. Это не "Россия, которую мы потеряли", это просто "Россия" со всем ее проблемами.
Почеум этот фильм так редко показывают по ТВ? Да потому что рабочие остаются почти в том же положении, что и до революции.Случай с Пикалево - подтверждение. Вот толкьо нет сейчас рабочих лидеров, таких каким в Польше был Лех Валенса. Поэтому у власти аппаратчики, гебисты, бывшие мелкие номенклатурщики, сговорившиеся с олигархами.
Спасибо Глебу Панфилову за него..
Инна Чурикова потрясающая в роли Ниловны..
И Дмитрий Певцов и Виктор Раков - в этой картине хороши..