Очень интересно было почитать твоё объяснение. А я в детстве думала, что полудница – какой-нибудь страшный зверь и не представляла, что дело связано с полднем. :)
Да, – верно подмечено, особенно на даче это заметно. :)
Точно! У нас в Калужской области сплошь и рядом шумят молодые берёзки да сосёнки там, где лет 20 назад были поля и пастбища. А о потивостоянии мифологических персонажей я узнала на первом курсе, у нас замечательный преподователь фольклористики
А в детстве меня и других детей пугали полудницей, но я до сих пор плохо представляю, кто это такая, и как она выглядит. :)
Полудница, по народным поверьям, - воплощение летнего зноя. Она появляется в самые жаркие часы, в пору жатвы. Выглядит она как высокая женщина с длинными распущенными кудрями, иногда её представляли молодой, иногда старой. По некоторым поверьям, она может менять облик, представляясь то девушкой, то старухой. В "молодом" обличье очень красива, на голове у неё венок из полевых цветов, а в руках - сноп ржаных колосьев. Предпочитает она ржаные поля, а в лес входить не может - её власть заканчивается там, где кончается возделанная земля, зато на вспаханном поле она царит безраздельно. Полудница наказывает ленивых, которые спят в поле в рабочую пору, они могут даже заспаться до смерти, насылает солнечный удар. Как и русалки, полудница может заманивать путников, испытывать их загадками, а то и защекотать или зацеловать. Часто она заманивает детей, потому их и пугали полудницей ("не ходи в рожь, полудница утащит"). По некорым версиям, полудница может брать на воспитание человеческих детей и сама влюбляться в мужчин и даже иметь от связи с человеком дочерей, котрые тоже становятся полудницами. Любит, чтобы ей оставляли подношения, особенно соты, медовуху и кашу из первого зерна.
Это вполне объяснимо: чтобы вспахать поле, наши предки сводили лес под корень, а брошенное поле, в свою очередь, зарастало лесом.
Да, – верно подмечено, особенно на даче это заметно. :)
А в детстве меня и других детей пугали полудницей, но я до сих пор плохо представляю, кто это такая, и как она выглядит. :)
Да, по некотрым поверьям леший не может покидать пределы своих владений, полудница (дух летнего зноя) появляется только в полдень и лишь в поле. Судя по всему, лесные и полевые духи по народным поверьям не ладили. Это вполне объяснимо: чтобы вспахать поле, наши предки сводили лес под корень, а брошенное поле, в свою очередь, зарастало лесом.
Ещё необычным показалось то, как в "Подарке чёрного колдуна" показаны силы природы и окружающий мир. Лес здесь, действительно, мрачный и враждебный, он жесток к людям, под его кронами таится Зло... Все коллизии фильма построены на противопоставлении Леса и Поля. И если Лес олицетворяет злое, демоническое начало (у меня например даже в мои 23 от вида колдуна, выходящего из чащи, или Девицы, появляющейся из тумана, мороз по коже), то Поле - начало доброе, милосердное к людям, дающее жизнь... Это ярко проявляется в начале фильма, когда маленькая Василиса бежит по лугу, и в самом конце, когда Мать-сыра Земля приходит на помощь главным героям.
Я тоже «натыкалась» на эту ленту случайно. Недавно посмотрела её от начала и до конца. Меня удивило обилие жизненной философии, обычно не характерной для фильмов сказок. Ну, или чересчур адаптированной под детское восприятие (как, например, «Огонь, вода и… медные трубы»). И, вместе с тем, у ленты – естественная форма и жанр: ведь в каждой сказке есть доля мудрости. Идея и сюжет вполне самобытны: они о необходимой сдержанности, о самоотверженности, о любви. Я думаю, фильм сильнее «Лесной царевны».
Даже среди немногочисленных "страшных" сказок этот фильм особенно выделяется. Если, например, "Андрея и злого чародея" я иногда пересмартиваю, даже специально ищу, то эту ленту смотрю, только когда случайно "наткнусь" на неё на каком-нибудь телеканале. Правда, всё же не переключаю. Хотя вроде бы, обе сказки о происках злого колдуна, "Подарок" оставляет тяжёлое впечатление, несмотря на благополучную развязку.
Поучительная сказка. В 80-х, по модной зарубежной терминологии, такие фильмы относили к жанру "мистика". Действительно, фильм напоминает сон, причём временами очень тяжёлый. Как-то тяжесть эту пытаются снять два оживших огородных пугала (Виктор Сергачёв и Лия Ахеджакова), но малоубедительно. Очень много мрака. Может это такая задумка была у создателей, но облачи они Девицу (Светлана Орлова) в темные одеяния, мрак был бы просто непролазен.
Выводы из увиденного напрашиваются такие: в жизни эмоции важны, но в их пылу можно очень много дров наломать.
Вот как раз в этой сказке присутствуют отзвуки искомого славянского фольклора, где Лес - это некая сила, равнодушная, в общем-то, к нуждам людским, где есть разные деревья, как покровительствующие человеку, так и вредящие ему. И в конце как бы связываются три понятия мать Василисы, Матерь, и Земля. И именно они оказываются влиятельными, как бы скидывая незримые чары Колдуна, показывая, что вот именно такая сила вечна. Обратила внимание, как включается в действие пейзаж, особенно в конце, когда вот, перемены сейчас будут, поднимается ветер, колышатся травы. потрясающий фильм. особенно радует вторая линия чучелок, которые также рассуждают о людях
"Подарок Чёрного колдуна" оказался своеобразным водоразделом в "сказочном" кинематографе. Нет здесь хорошо узнаваемых за версту фольклорных героев, нет мужественных богатырей, нет и милых бабок-ёжек и развесёлых леших. Да и чудеса, происходящие в этой сказке, практически сплошь являются плодами Зла, предводительствуемого Чёрным колдуном. Впервые в сказке двум влюблённым, Ивану (Борис Щербаков) и Василисе (Елена Кондратьева), приходится противостоять Злу без всякой надежды на помощь со стороны. Впервые сказочный лес выглядел не ясной рощицей (как в фильмах Роу) и не театральным реквизитом (как в фильмах Птушко), а как мрачная обитель нечисти, бесплотной и неуязвимой. Впервые путь героев и цель их путешествия являются абсолютно мнимыми - в лес Василису и Ивана заманивает Чёрный колдун, предлагая им найти "живую воду", чтобы излечить Ивана от слепоты. При этом герои изначально герои находятся в проигрышном положении - ведь условия достижения цели ставит сам Чёрный колдун, заранее знавший, что никакой "живой воды" нет - она только плод его собственного колдовства, нужная для того, чтобы Василиса отдала свою жизнь ради Ивана, но сама лишилась возможности вернуть её себе… Разумеется, сказка заканчивается хорошо - сила Земли возвращает Василисе жизнь и молодость, пожертвованные ей ради любимого. Но силы Зла не гибнут - они только удаляются в Лес. И окончательной победы над нечистью не происходит.
отзывы
А в детстве меня и других детей пугали полудницей, но я до сих пор плохо представляю, кто это такая, и как она выглядит. :)
Выводы из увиденного напрашиваются такие: в жизни эмоции важны, но в их пылу можно очень много дров наломать.