11 марта в московском кинотеатре «Иллюзион» стартует пятый фестиваль
«Из Венеции в Москву». По традиции, во время его работы можно будет посмотреть лучшие итальянские фильмы из официальной программы
Венецианского кинофестиваля, отметившего в этом году свое
70-летие. В юбилейной программе – победитель кинобиеннале, увенчанный «Золотым львом», а также другие картины – и соперничавшие в основном конкурсе, и представленные в параллельных секциях – ничуть не менее интересны. Просмотр
фильмов гарантирует незабываемое кинопутешествие по стране: из Рима – в Милан, из Гориции – на Сицилию.
В гости на фестиваль в этом году приедут актриса
Анита Каприоли, режиссер и актер
Маттео Олеотто, режиссер, монтажер, сценарист и композитор
Вальтер Фазано, а также создатель идеи проекта «Сакро ГРА»
Николо Бассетти.
Расписание:
12 марта
19:00 Первый снег
В
2011 году тысячи беженцев из охваченной гражданской войной Ливии оказались в Италии и были распределены правительством по разным регионам. Местом действия этой картины стал регион Трентино – в местную деревушку, основанную когда-то немецкими иммигрантами, вместе с дочерью-младенцем угодил потерявший жену африканец Дани. На фоне дивных альпийских пейзажей разворачивается история его дружбы со стариком-лесником Пьетро и его шкодливым внуком, белокурым Микеле, упрямым пацаном, предпочитающем лес и аккордеон школе...
У этого окутанного горным туманом, пахнущего медом и деревом фильма очень верная интонация: он не пропагандирует назойливо
«мир и дружбу между народами», не смотрит на мир через
«розовые очки», но показывает добрые, основанные на понимании и взаимовыручке отношения как естественную часть природы. Это не подвиг, не достижение – это норма, такая же вечная и неколебимая как вершины Альп.
Q&A: Анита Каприоли
21:40 Бертолуччи о Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи – один из последних живых богов современного кино, автор, в частности, «Конформиста», «Последнего танго в Париже», «ХХ века», «Маленького Будды» и «Мечтателей», режиссер, в чьём творчестве равно запечатлены и сексуальные, и духовные поиски. Чего только не писали о нём – признавая одаренность и ценя за членство в компартии – в советской прессе. Да и не только в советской: «Последнее танго в Париже» было запрещено в ряде европейских стран, а в США и Великобритании носило порнографический рейтинг «Х». Враг ханжей и охранителей, Бертолуччи активен – даром, что в последние годы передвигается в кресле-каталке – и сегодня: именно он возглавлял жюри 70-го Венецианского кинофестиваля, где прошла премьера фильма о нём. Бертолуччи – не просто главный, но единственный герой этой картины. Ее режиссёры-монтажёры совершили титанический труд, перелопатив сотни видео-интервью мэтра. Из их фрагментов и состоит фильм, где снятые в разные годы речи великого Бернардо Бертолуччи складываются в единый монолог. И исповедь, и мастер-класс одновременно.
Q&A: Вальтер Фазано
13 марта
19:00 Одинокий герой
Из Рима переместимся в Милан, где живет Антонио Пане, человек многогранных талантов. Он – как персонаж поэта Некрасова:
«В понедельник Савка мельник, а во вторник Савка шорник, с середы до четверга Савка в комнате слуга». Только Антонио меняет занятия – монтажника-высотника на хлебопека, расклейщика афиш или водителя трамвая – не по барскому принуждению, а по доброте душевной: он, всегда неунывающий и трудоспособный, подменяет людей на больничном. Вот только себе замену не найти, и отношения со взрослым сыном Антонио придется строить самостоятельно...
Фильм Джанни Амелио, самого титулованного итальянского мастера, в коллекции которого есть и венецианское «золото», и премии Европейской киноакадемии, похож на современную сказку, снятую с очаровательной старомодностью и уважением к великому прошлому итальянского кино. Это сладкая грёза, сделанная с любовью – и к героям, и к зрителям, чьё соучастие и сопереживание может сделать экранные приключения добряка Антонио интерактивными.
21:15 Пророчество: Африка Пазолини
Вот ещё один монтажный фильм о классике – Пьере Паоло Пазолини, чья поэтическая и бунтарская жизнь и жуткая смерть по сей день будоражат людей, неравнодушных к кино. Игровой фильм о гениальном борце снимает сейчас американец Абель Феррара, а в Венеции прошла премьера неигровой картины, сделанной соотечественниками Пазолини. В её основе – путешествие Пазолини из римских трущоб, где разыгрывалось действие ранних картин, в Африку. На континент мечты, землю обетованную, обернувшуюся вместилищем жестоких противоречий. В конечном счете – фильм-портрет режиссера, вся жизнь которого была поиском рая, увенчавшимся крахом иллюзий.
14 марта
19:00 Сакро ГРА
Заглавное ГРА, точнее GRA – аббревиатура опоясывающей Рим кольцевой автодороги Grande Raccordo Anulare, этакий итальянский МКАД, с иронией нареченный в этом фильме священным. Впрочем, легкой иронией режиссер
Джанфранко Рози – выдающийся современный документалист, мастер облачать непридуманные сюжеты в изысканную кинематографическую форму – маскирует искреннюю завороженность асфальтовой змеёй, заключившей вечный город в объятья. Рози уподобляет дорогу кольцу Сатурна, подчёркивая, что и на нашей планете жизнь может быть неизведанной и захватывающей. Даже если это жизнь самых обычных людей – а именно они, живущие и работающие в домах, построенных вдоль ГРА, стали героями фильма, увенчанного в юбилейной Венеции-70 главным призом, «Золотым львом». Квартиросъёмщики панельных многоэтажек и владелец палаццо, сдающий его для съемок и торжеств, одержимый рыбак, коротающий век с украинской эмигранткой, проститутка, ботаник, исцеляющий пальмы от жуков-вредителей – их истории свершают медленный, печальный и очень красивый круг. Будто в самом деле
Рози снимает не про
«замкадышей», а про космос.
Q&A: Николо Бассетти
21:00 Улица в Палермо
Ещё одна точка на кинематографической карте Италии – Палермо, город, раскаленный солнцем и древними законами кровной мести. На его узкой улице невозможно разъехаться двум автомобилям – но даже такой пустячный конфликт под сицилийским небом приобретает размах шекспировской трагедии. Вы скажете: анекдот, но даже анекдот, напоминающий стишок Сергея Михалкова о двух баранах, разрастается на этой пропитанной кровью и потом почве до саги циклопических размеров.
Это взвинченное, экзальтированное кино о двух упрямых женщинах – пожилой сицилийской вдове и приехавшей на ненавидимую родину северянке – стало кинематографическим дебютом актрисы, писательницы и театральной постановщицы
Эммы Данте (несколько лет назад фестиваль NET привозил в Москву её замечательный пластический спектакль “mPalermu”). Она же и сыграла роль Розы: автор и героиня разделяют сильные и противоречивые чувства к Палермо. И в целом – к сицилийскому духу и его взрывоопасной силе.
15 марта
17:00 Мы были не только похитителями велосипедов...
Важная внеконкурсная часть Венецианского кинофестиваля – программа «Венецианская классика», включающая и отреставрированные шедевры, и новейшие документальные фильмы о кино. Этот посвящен не только гениальной картине Витторио Де Сики «Похитители велосипедов», но всему итальянскому неореализму, одному из самых влиятельных кинематографических течений ХХ века. Фильм начинается в весьма неожиданном месте – музее истории науки. Режиссер Карло Лидзани задает его директору вопрос:
«Есть ли параллель между революционным направлением в итальянском кино – неореализмом 1940-х – и ренессансом?» – и получает уверенно утвердительный, подкрепленный научным бэкграундом ответ. Лидзани – главный, но не единственный рассказчик и проводник в историю: к участию в его живой лекции привлечены Умберто Эко и братья Тавиани, Бернардо Бертолуччи и Эрманно Ольми. Замечательные люди – о замечательных фильмах.
18:35 Зоран, мой племянник-идиот
Паоло – житель поселка близ Гориции, небольшого городка на границе со Словенией, служит в местной гостинице менеджером, попивает на досуге вино в захламленном бистро, готовит фрикадельки для престарелых и дребезжит по любому поводу точь-в-точь, как его рыжий фургон-развалюха. Паоло – брюзга раблезианского масштаба, недовольной миной он встречает и пару полицейских, заявившихся с утра пораньше:
«Вы не можете арестовать меня за вождение пьяным сейчас, потому что надо было сделать это накануне». Но у сотрудников правоохранительных органов другая весть: умерла словенская родственница Паоло Анья Ковач, оставив в качестве
«наследства» фарфорового пса и пятнадцатилетнего очкарика Зорана, аутичного подростка, который должен провести с новоявленным
«дядей» пять дней до отправки в сиротский приют. Эта встреча окажется судьбоносной для обоих... На Венецианском кинофестивале этот фильм показывали в секции «Неделя критики», награда которой вручается как раз по итогам зрительского голосования. «Зоран» победил – что неудивительно: славное кино плюс настоящий актерский бенефис длинноволосого гиганта Джузеппе Баттистона (в «Первом снеге» он играет небольшую роль второго плана), обаяние которого не скрыть никаким напускным ворчанием.
Q&A: Маттео Олеотто
21:15 Руки над городом
Захватывающий, снятый с документальной дотошностью фильм-расследование, почти репортаж – он датирован
1963-м годом, но по сей день остается эталоном социально-политического кино. Поводом для этого кинематографического дознания становится разрушение жилого дома, построенного в Неаполе в годы «экономического чуда». Косвенный виновник катастрофы – строительный магнат, депутат от правой партии и владелец концерна, намеревающегося серьезно видоизменить город. Этот герой, Эдуардо Ноттола, выдумка сценаристов, но, как гласит финальный титр,
«пусть действующие лица вымышлены, действительность, породившая их, – подлинная». Вопросы, поставленные Рози – он верил, что кино должно служить поводом для дебатов – актуальны и по сей день. И вопросы эти непросты: фильм Рози не только восстаёт против коррупции и лицемерия властей, он задевает весьма болезненную тему – уязвимости благородства в политике. Кино, обязательное к просмотру, – как лекарство против социальной спячки и бездействия.
обсуждение >>