Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
День дельфина информация о фильме
Оригинальное название
Day of the Dolphin, The
Год
1973
Страна
США
Отзывы
Рейтинг:
  7.778 / 9 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

7
 
Фильм в прокате с треском провалился.
Заслужено.
6
 
Из книги "На экране Америка", 1978.

Пол Циммерман (кинокритик журнала "Ньюсуик", один из авторов книги "Братья Маркс в кино". Преподает в Школе журналистики Колумбийского университета).

/ Величественно появляется оно из морских глубин, это дитя природы, невинное, резвое и свободное. Его зовут Альфа, он - главный герой "Дня дельфина". Для режиссера Майка Николса это великолепное водное млекопитающее воплощает те качества - доверие, преданность, детскую невинность, - которые люди почти утратили. Когда Альфу и его напарницу по бассейну Бету захватывают злые люди, которые, пользуясь доверчивостью животных, хотят превратить их в военное оружие, мы понимаем, что та же глубокая мизантропия, которая заставила Свифта унижать человечество в пользу лошадей, теперь движет Николсом, ставящим дельфинов в пример людям. Наблюдая за Альфой, ихтиолог (Джордж К.Скотт) изрекает: "Мы должны стать такими же, как они, - сплошные инстинкты и жизненная сила". Но вместо этого Скотт вводит дельфинов в мир людей: учит их говорить по-английски.
Николс изо всех сил старается, чтобы мы восхищались его морскими героями. Скотт растолковывает невероятные возможности дельфинов: они могут одновременно разговаривать с соседом и с другим дельфином, находящимся на расстоянии нескольких миль, их язык передает сложную информацию, у них исключительно развиты все чувства. Лирическому танцу фигуристки из "Постижения извечного" здесь соответствует восторженное "па-де-де" дельфинов, выпрыгивающих из моря и опускающихся в глубины под причудливую мелодию.
Такова цель истории, написанной сценаристом Баком Генри на основе романа Робера Мерля, - убедить нас, что дельфины лучше людей. Для этого Николс собирает одну за другой избитые модели: модель воспитания - приемные родители "Па" и "Ма" (Скотт и Триш ван Девер) ласкают, наказывают, учат и, наконец, отрекаются от Альфы и Беты; модель нарушения человеком природных законов - Николс даже научные опыты Скотта показывает в зловещих тонах; модель уничтожения лаборатории Скотта, этого частного рая, - альянс капитана Хука и ЦРУ воплощает всемогущее и всеразрушающее государство.
Но все эти модели вписаны в дешевую мелодраму. Мечтаниями Николса о детской невинности Альфа превращен в диснеевский персонаж, перегруженный марципановой сентиментальностью, что особенно заметно в тех эпизодах, когда Альфа ласкается к Скотту, мурлыча "Фа любит Па" каким-то кошачье-щенячьим голосом. Когда злодеи без опознавательных знаков (известно только, что они директора какого-то "благотворительного фонда") снаряжают Бету взрывчаткой, чтобы взорвать яхту Президента, Альфа несется перехватить ее. Николс настолько циничен, что не считает нужным назвать людей, использующих Бету, или их цели - они выведены просто зловещими силами глобального заговора против жизни, который организовывает "правительство". Пол Сорвино в роли потрепанного шпиона, который помогает Скотту вернуть похищенных "деток", очевидно, воплощает мысль, что человеческая мораль - вечный предмет аукционного торга. Точно так же Николс не уточняет, что за Президент находится на яхте, потому что эта фигура стала уже клише мелодраматических перипетий.
Но основной и самый тяжкий порок фильма состоит в том, что Николс стремится превратить зрителей в марионеток. Он расчетливо заставляет нас негодовать, показывая, как плохие люди обманывают доверчивых дельфинов. Он расчетливо заставляет нас страдать, когда Скотт - который в данном случае не более чем дорогостоящий исполнитель роли традиционного ученого-идеалиста - возвращает любимого Альфу обратно в море, прочь от людского беззакония. Нам хочется плакать, когда Альфа мурлычет "Фа любит Па", хотя мы и понимаем, что эти чувства вытягивает из нас режиссер, прекрасно умеющий играть на них, оставаясь абсолютно холодным. Но именно подлинность чувства всегда отличает искусство от подделки. /
5
 
Фильм очень зрелищный, особенно если смотреть в широкоформатном варианте, хотя сюжетно он довольно сильно отличается от романа Робера Мерля, даже имена героев другие. В финале романа профессор с женой и дельфинами вообще вынуждены бежать из США, потому что разумных дельфинов пытались использовать в военных целях. Я давно читал книгу и подзабыл многое. Кажется, там вообще в результате организованной милитаристскими кругами провокации ситуация была на грани мировой войны.
4
 
Роли исполняли и дублировали:
Джейк Террелл - Джордж К. Скотт (Феликс Яворский)
Мегги Террелл - Триш Ван Девере (Тамара Сёмина)
Гарольд Демайло - Фритц Уивер (Артём Карапетян)
Махони - Пол Сорвино (Владимир Ферапонтов)
Фильм дублирован на киностудии "Мосфильм"
Режиссер дубляжа Евгений Алексеев
Звукооператор Владимир Кузнецов
Русский синхронный текст Геннадия Петрова
Редактор Лидия Балашова
Премьера в СССР - декабрь 1975 года
Широкоформатный фильм
По научно-фантастическому роману РОБЕРА МЕРЛЯ «Разумное животное»

Продолжительность советской прокатной версии : 01:25
сообщение было отредактировано в 20:42
3
 
Конечно, дельфин, почти отчетливо произносящий целые английские предложения – это выдумка автора книги, но если даже и так, все равно жизнь и повадки этих удивительных млекопитающих – предмет особого интереса и бесконечных дискуссий среди ученых на тему, каковы реальные возможности их мозга и как далеко можно зайти в процессе обучения этих животных; показаны несколько сцен, подтверждающих высокие умственные способности дельфинов, и это, пожалуй, все, что достойно внимания в данной картине, так как, в общем, перед нами банальная криминальная история, где на первый план выдвинуты мелкие людские интриги, а не научно-познавательная составляющая.
2
 
Фильм-великолепный!Смотрела его еще в детстве, в кинотеатре-рыдало больше половины кинозала.Странно, никто не заходит на страничку этого фильма.
1
 
Прекрасный фильм.

Афиша кино >>

биография, драма
Китай, Великобритания, Италия, 1987
комедия, роуд-муви
Россия, 2025
фильм-концерт
Россия, 2024
боевик, драма, научная фантастика, триллер, фэнтези
Япония, 2004
фильм ужасов
Колумбия, США, 2025
драма, комедия, фильм о животных, экранизация
США, 2024
комедия, нуар (черный фильм), триллер
Бельгия, Франция, 2024
криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2025
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Бельгия, Франция, 2024
биография, семейное кино, спортивный фильм
США, 2016
романтическая комедия
Россия, 2025
боевик, приключения
Марокко, США, 2025
экранизация
Россия, 2025
фэнтези, экранизация
Южная Корея, США, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен