...Сценарий Бориса Хлебникова и Александра Родионова плывет по течению ресторанных диалогов то в одну сторону, то в другую, а не формирует из ухваченных реплик некий общий узор. Можно потребовать от этого фильма большей режиссерской определенности, более явного авторского присутствия, но с таким же успехом можно потребовать большей трезвости и твердости походки от посетителя ресторана, на ощупь разыскивающего туалет. И радость от этой находки вполне сопоставима с радостью от фильма Бориса Хлебникова — как и разочарование от излишней честности авторов, которые легко могли бы сделать посетителей "Пушкина" меньшими жлобами и пошляками, чем они есть в действительности. Или, наоборот, большими — наверное, хлебниковской картине не хватает как раз какого-то пьяного впадения в крайности, которое не может компенсировать даже финальная драка персонажей, дружно снимаемая на телефон официантами.
В этой коллективной демократичности, не всегда позволяющей режиссеру проявить себя (он скорее подчиняется коллективному сознанию и от этого часто проигрывает), состоит суть фильма "Пока ночь не разлучит" — в самом его названии отражен ритуальный смысл происходящего, и большинство его персонажей разыгрывают друг перед другом некие ритуалы. В них Борис Хлебников пытается найти смысл с помощью режиссерского метода, который наиболее радикальная часть его поклонников охарактеризовала как "салатное мышление".
Лидия Маслова
Газета "Коммерсантъ", №100 (4885), 05.06.2012
... Фильм получился легким до воздушности, но отнюдь не поверхностным и не благостным. Напротив, едким, метким, точным в деталях. Череда скетчей собралась по воле сценариста Александра Родионова в складную историю. Хлебников — вновь один из лучших молодых российских режиссеров. {}
Каждый сюжетец — краткий эскиз некоей фабулы, предполагаемой системы отношений. Зайти за рамки подслушанного (например, официантом, стоящим за спиной клиента в ожидании заказа) и подсмотренного осторожной камерой Павла Костомарова нам не дано. Это и сообщает деликатность, почти целомудренность тем непотребно-забавным сценкам, которые разыгрывает на глазах у всего мира наш высший свет.{}
Каждый одухотворен в блестящем актерском этюде, ради которого Мария Шалаева или Алиса Хазанова, Артем Семакин или Оксана Фандера, Василий Уткин или Алена Долецкая, Анна Михалкова или Василий Бархатов, как студенты, сыграют в наблюдение за живой натурой.
Фильм длится всего час. Строго говоря, это почти и не фильм, а милый пустяк, безделица, шутка. А вместе с тем, однако, настоящая энциклопедия русской жизни, уложенная в ограниченные хронометраж и бюджет. Сначала долго мечтают о любви и счастье, потом обильно пьют, а в финале привычно засучивают рукава для мордобоя. Какая жизнь, такая и энциклопедия.
Антон Долин
«Эксперт» №23 (806)
обсуждение >>