В 1997 году драма Алексея Балабанова /"Счастливые дни", "Замок"/ "Брат" была практически единственным российским игровым фильмом, отобранным для информационного просмотра в Канне. В придачу "Брат" получил приз на "Кинотавре" и попал в число отвергнутых "за пропаганду насилия" на выборгском фестивале "Окно в Европу". Что ж, на первый взгляд, для последней акции у отборочной комиссии "Окна..." были основания: сцен с насилием и убийствами в "Брате" хватает, а главный герой в исполнении Сергея Бодрова /в 1996 он успешно дебютировал в фильме своего отца "Кавказский пленник"/, увы, вовсе не благородный рыцарь без страха и упрека, а обаятельный киллер... Но в том то и дело, что авторы, как мне кажется, убедительно и ясно показывают, что насилие разрушает человеческую суть. Прошедший одну из региональных войн, не приспособленный к обычной жизни, главный герой обречен на существование в параллельном мире, где все решает быстрота реакции и меткость стрельбы, где давно уже забыты такие понятия, как закон и гуманность, а ценность имеют только деньги... Алексей Балабанов умело переносит на российскую почву традиционную рамку классического западного гангстерского фильма, где практически игнорируется существование полиции, а преступление не предполагает наказания, растворяя ее в подробностях питерской жизни 90-х годов. При этом герой Сергея Бодрова, сохранивший понятия о мужском слове и о таких "пережитках", как родственные чувства, действительно, вызывает, скорее, сочувствие, чем осуждение.
Александр Федоров
обсуждение >>