Фильм не произвел на меня никакого впечатления. Более того, если б я сначала посмотрела его, то уж точно ни за что бы не взялась за книгу... Лиза Калитина тут показана какой-то развязной дурочкой, изредка решающей немного пострадать. Совсем не такой она была и на шею Лаврецкому сама не вешалась, и и не лыбилась так часто, и не была отчаянной девчонкой. Купченко с огромным вырезом, куда так и тянется взгляд Лаврецкого, не из той оперы. И вообще наряды у нее дурацкие - как у престарелой Коломбины.
Соглашусь с №14.
Актеры подобраны прекрасно и всё очень соответствует внешне, это радует. Но очень жаль, что основная идея как-то улетучилась. У Тургенева мне понравилось исключительно всё, у Кончаловского не хватило совсем немного, но важного, и поэтому досадно. У Тургенева у героев всё начало складываться (даже у музыканта получилась гениальная музыка), но высшая сила не разрешила им быть вместе - внезапно начались дурные знаки, их там было много и героиня - как человек высоко верующий поняла это так, что она должна взять на себя этот крест - отказаться от этих радостей и отмолить грехи свои и людей из своего окружения. Для меня Дворянское гнездо Тургенева - про подвиг, подвижничество. У Кончаловского как то это померкло, не очень убедительно поведение героини, хотя передан дух Тургенева, эпохи, хорошая игра, декарации. Фильм и удачный и одновременно не очень удачный.
Фильм очень красивый, но от тургеневского романа мало что осталось. Что самое обидное, исполнители главных ролей были выбраны исключительно удачно - и Ирина Купченко, и Беата Тышкевич, и Леонид Кулагин, но в итоге это какие-то другие люди. К первоисточнику ближе всего Лиза, а самый непохожий. как ни странно, Лаврецкий. В фильме он как раз получился слабым, а у Тургенева он таким не был.
Собственно, все из-за того, что из тургеневского романа решили выбросить всю "политику". Ну и осталась какая-то невнятная мелодрама. Как и в случае с последней экранизацией "Отцов и детей". Картинка красивая, а смысл ушел.
Кстати, обожала в юности этот фильм. Его тогда часто показывали. Там, помнится, Мышкова играла, Яковлев и актриса Гордейчик, очень похожая на Марианну Вертинскую, играла Мисюсь.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)28.07.2010 - 15:39:52
Для ecva. Да, наверное, это так. Тогда тургеневские герои были предшественниками и многих чеховских героев, таких же слабых и плывущих по течению. Например, художника и Мисюсь в "Доме с мезонином". Казалось бы, для их счастья нет непреодолимых препятствий, но они тоже расстались, и в финале звучит лишь фраза: "Мисюсь, где ты?"
Вы сами же и ответили, почему герои не нашли сил бороться за счастье. Потому что именно такими - слабыми, не способными на поступок, боящимися Бога, плывущими по течению и описал их Тургенев.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)28.07.2010 - 14:01:05
Фильм поражает красотой изобразительного решения, хотя по драматургии кажется иногда немного вяловатым. Актерский ансамбль очень хороший, и Беата Тышкевич вполне в него вписывается. Кулагин и Купченко тоже отлично сыграли. Но по поводу собственно самих героев думаешь: почему они не нашли в себе сил бороться за свое счастье? Конечно, развестись в те времена было сложно, но не совсем невозможно. Супружеская неверность Варвары Павловны была достаточно веским поводом для развода, тем более что она долгое время жила отдельно от мужа. У нее была дочь (отсутствующая в фильме), но неизвестно, был ли Лаврецкий отцом этой девочки, Варвара Павловна могла и от любовника родить. Но и Лаврецкий проявил слабость характера, и Лиза предпочла убежать от проблем в монастырь вместо того, чтобы бороться вместе с ним за свое счастье.
Не побоюсь этого слова, но это шедевр ВИЗУАЛЬНОГО искусства и высшая планка операторской работы. Ничего подобного по красоте картинки (имел удовольствие видеть 2 года назад в реставрированном варианте) я не видел ни в отечественном, ни в зарубежном кинематографе. До этого отдельные операторские фокусы впечатлили у Кшиштофа Кеслевського в "Три цвета. Синий", здесь же вообще практически каждый кадр (особенно в начале и середине фильма) - картина Художника. Очень красочно, изобретательно, а местами хочется просто кричать от восторга - так красиво и интересно снято. Отдельно хочется поблагодарить реставраторов от "Крупного плана". Судя по ролику "до и после реставрации", работа была проделана титаническая, за что им огромное человеческое спасибо!
А вот драматургия фильма до его визуальной стороны, увы, не дотягивает. Действия мало, герои фильма получились какими-то плоскими и схематичными, характеры до конца не раскрыты, особенно главной героини. Что за грехи ее тянут в монастырь, я так и не понял. Пересматривал 2 раза исключительно из-за визуального ряда. Получил ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие.
Из тех работ Андрея Кончаловского, что я видел - однозначно его лучшее кино!
Меня всегда немного удивлял голос Леонида Кулагина, особенно в этом фильме. В современном детективном сериале он говорит совсем по-другому. Может здесь его озвучивали?
Романс из этого фильма:
"При дороге ивы, ивушки стояли.
То сплетали косы, то их расплетали.
Кланялися ветрам вслед лозою тонкой.
Предлагали отдых путнику с котомкой.
С двух сторон дорогу обступили ивы -
Как родные сестры все они красивы.
На сестер одна лишь только не похожа,
Словно на колени встав перед прохожим.
Молодая ива скрючена, горбата,
Разметала ветви в стороны куда-то
- Молодая ива, что ж это с тобою?
Почему не смотришь в небо голубое?
Кто повинен, ива, в том, что ты горбата? -
И сказала ива: - Малые ребята,
Малые ребята в праздник с песней звонкой,
До земли пригнули стан мой, ствол мой
тонкий.
Если бы помог мне кто-нибудь в ту пору
И под ствол поставил добрую опору -
Не была б калекой и росла на славу,
И глядела б в небо, а не вниз в канаву."
Наталья Кончаловская
"Дворянское гнездо" мой любимый фильм. Смотрела раз 20. Не надоедает. Каждый раз будит какие-то новые мысли - о себе и о жизни. Сам Кончаловский не называет этот фильм лучшим, хотел бы что-то в нем переделать... Но вот мне лично он попал в душу - четко, точно и прицельно. Марина Меркулова.
Хабиби, Вы, как всегда, правы. Конечно же, художником, а не оператором является Николай Двигубский, и он не раз работал в одной команде с Кончаловским в этом качестве. Талантливые люди всегда умели разделять личное и творческое, поэтому союз Двигубского с Аринбасаровой не мог повлиять на союз художника с режиссером.
Татьяна, Вы вероятно просто перепутали имена. Мне хотелось бы напомнить , что снимал фильм замечательный оператор Рерберг Георгий Иванович. В одном из интервью он рассказывал, что в окончательный монтаж фильма не вошли многие эпизоды. Например, в фильме был такой эпизод по мотивам рассказа "Певцы" из "Записок охотника", где герои Меркурьева и Кулагина в лесной избушке пьют по поводу несостоявшейся любви, а потом начинают состязаться в пении, в котором побеждает герой Кайдановского, но к сожалению метраж фильма уже превышал положенные 90 минут и в окончательный вариант это не попало. Тарковский был в восторге от этого эпизода.
А вот Двигубский был художником-постановщиком на этой картине. Кончаловский достаточно подробно рассказывает о нем в своей книге, но скромно умалчивает, что женой Двигубского около 10 лет была Наталья Аринбасарова. Помните в фильме есть черно-белые эпизоды в Париже, где мы видим знатных дам в роскошных платьях. Так вот, эти замечательные платья придумал к фильму Двигубский. Позже он работал с Кончаловским на фильме "Дядя Ваня", с Тарковским ставил "Зеркало", а также помогал ему в сценическом оформлении оперы "Борис Годунов" в Ковент-Гарден в Лондоне.
отзывы
Актеры подобраны прекрасно и всё очень соответствует внешне, это радует. Но очень жаль, что основная идея как-то улетучилась. У Тургенева мне понравилось исключительно всё, у Кончаловского не хватило совсем немного, но важного, и поэтому досадно. У Тургенева у героев всё начало складываться (даже у музыканта получилась гениальная музыка), но высшая сила не разрешила им быть вместе - внезапно начались дурные знаки, их там было много и героиня - как человек высоко верующий поняла это так, что она должна взять на себя этот крест - отказаться от этих радостей и отмолить грехи свои и людей из своего окружения. Для меня Дворянское гнездо Тургенева - про подвиг, подвижничество. У Кончаловского как то это померкло, не очень убедительно поведение героини, хотя передан дух Тургенева, эпохи, хорошая игра, декарации. Фильм и удачный и одновременно не очень удачный.
Собственно, все из-за того, что из тургеневского романа решили выбросить всю "политику". Ну и осталась какая-то невнятная мелодрама. Как и в случае с последней экранизацией "Отцов и детей". Картинка красивая, а смысл ушел.
А вот драматургия фильма до его визуальной стороны, увы, не дотягивает. Действия мало, герои фильма получились какими-то плоскими и схематичными, характеры до конца не раскрыты, особенно главной героини. Что за грехи ее тянут в монастырь, я так и не понял. Пересматривал 2 раза исключительно из-за визуального ряда. Получил ни с чем не сравнимое эстетическое удовольствие.
Из тех работ Андрея Кончаловского, что я видел - однозначно его лучшее кино!
"При дороге ивы, ивушки стояли.
То сплетали косы, то их расплетали.
Кланялися ветрам вслед лозою тонкой.
Предлагали отдых путнику с котомкой.
С двух сторон дорогу обступили ивы -
Как родные сестры все они красивы.
На сестер одна лишь только не похожа,
Словно на колени встав перед прохожим.
Молодая ива скрючена, горбата,
Разметала ветви в стороны куда-то
- Молодая ива, что ж это с тобою?
Почему не смотришь в небо голубое?
Кто повинен, ива, в том, что ты горбата? -
И сказала ива: - Малые ребята,
Малые ребята в праздник с песней звонкой,
До земли пригнули стан мой, ствол мой
тонкий.
Если бы помог мне кто-нибудь в ту пору
И под ствол поставил добрую опору -
Не была б калекой и росла на славу,
И глядела б в небо, а не вниз в канаву."
Наталья Кончаловская
А вот Двигубский был художником-постановщиком на этой картине. Кончаловский достаточно подробно рассказывает о нем в своей книге, но скромно умалчивает, что женой Двигубского около 10 лет была Наталья Аринбасарова. Помните в фильме есть черно-белые эпизоды в Париже, где мы видим знатных дам в роскошных платьях. Так вот, эти замечательные платья придумал к фильму Двигубский. Позже он работал с Кончаловским на фильме "Дядя Ваня", с Тарковским ставил "Зеркало", а также помогал ему в сценическом оформлении оперы "Борис Годунов" в Ковент-Гарден в Лондоне.