О Кайтанове и Леле
Кайтанов и Леля проходят по штольне,
Дают указанья своим бригадирам.
Вдруг шепчет она: «Ты такой недовольный,
Иль я тебе в чем-нибудь не угодила?»
Кайтанов глядит на начальницу строго,
По лбу пробежала печальная тучка.
«Все правильно, только обидно немного,
Вот ты ты инженер, а твой муж — недоучка»...
...Шли в Управленье разговоры:
Кайтанов — он такой-сякой,
Поспорит и дойдет до ссоры,
Не ценит собственный покой.
Набрался мудрости на войнах,
Разнес проект в один момент.
Им инженеры недовольны,
Обижен член-корреспондент.
Однако он работник дельный,
Имеет несколько наград…
Пускай на факультет туннельный
Учиться едет в Ленинград.
А как его семья? Теплову
Со стройки отпустить нельзя.
Но разлучаться им не ново,
А вуз ему необходим.
А Ленинград не за горами,
И все условья создадим.
Все ясно, не к чему придраться,
И выдан проездной билет.
Так стал Кайтанов ленинградцем
По крайней мере на пять лет.
От Коли вести слишком кратки,
Он пишет: очень трудный год,
Да телеграмму: «Все в порядке» —
Раз в две недели Леле шлет.
...Ты где живешь?» — «Снимаю угол».
«Пойдем к тебе?» — «Не по пути!»
Ужели он не хочет друга
В свою обитель завести?
Мне это показалось странным.
Ну что ж, на нет и нет суда.
В задорных разговорах Коли
Улыбка прятала тоску.
Но, не назвав ее причины,
Он еле совладал с собой.
Не любят говорить мужчины
О том, что может стать судьбой.
Лет через шесть в степях за Доном
Услышал я его рассказ,
Но, споря с времени законом,
Передаю его сейчас.
Отличный угол снят был Колькой:
Славянским шкафом отделен,
Был со столом, с походной койкой
Дворец студенческих времен.
Хозяйка постояльцу рада:
Зимою страшной у нее
Всех близких отняла блокада,
Оставив горе да жилье.
А как зовут ее? Не важно,
И разве вам не все равно?
На лампе абажур бумажный,
И в комнате полутемно.
Я знаю поколенье женщин,
Которые живут одни,
Достойные любви не меньше,
Чем те, кто счастлив в наши дни.
Заботливы ее вопросы.
Все вечера они вдвоем…
Она свои тугие косы
Завяжет золотым узлом
И сядет рядом, пригорюнясь,
Сомкнув кольцо округлых рук.
Нет, это, кажется, не юность,
Вы поздно встретились, мой друг!
Не очень громко, безыскусно,
Сбиваясь часто, — ну и пусть! —
Она стихи поэтов грустных
Читает Коле наизусть.
Но в этом нету вероломства:
Ведь он до рокового дня
Из всех поэтов (по знакомству)
Читал лишь одного меня.
И вспоминает виновато
Он свой московский непокой:
«Повадка Лели угловата,
И нет в ней тайны никакой?..
А наше первое свиданье
У лунных просек на виду,
И комсомольское собранье
Тогда, в тридцать седьмом году,
И в сорок первом расставанье,
Преодолевшее беду?..»
Все тоньше память жизни прежней,
И вот уже она — как нить.
Любовь ее все безнадежней,
И надо что-нибудь решить,
Иначе этот взгляд печальный,
Где тьма как свет и свет как тьма,
Где встреча длится, как прощанье,
Сведет с ума, сведет с ума.
И голосом глухим, как эхо,
Хозяйке говорит жилец:
«Я в общежитье переехал,
Прости меня. Всему конец».
И зубы стиснуты до боли,
Так тяжко на душе. Но он
Не зачеркнет второй любовью
Все то, во что навек влюблен!
Пускай всегда хранится в тайне
То, что на берегу донском
Мне позже рассказал Кайтанов
О подвиге своем мужском.
Нет, вовсе не о той победе,
Которой хвастают хлюсты,
А о рожденном на рассвете
Высоком чувстве чистоты...
...Кайтанов на проводе. Здравствуй, дружище!»
«Откуда ты взялся?»
«Я с нового места.
Медведицу после на карте отыщешь,
Покамест она никому не известна.
На новую стройку я послан в разведку,
Теперь я сижу на практическом деле:
Закончив студенческую пятилетку,
В степях для воды пробиваю туннели.
Ну просто смотреть невозможно без боли,
Как Леля осунулась и похудела.
«Все ездит, мотается мой благоверный,
Меня не берет он на стройку донскую…
...Всю жизнь проживем мы в разлуке, наверно».
«Ты очень тоскуешь?»
«Немного тоскую».
Вступило строительство в трудную пору,
Об этом мне Леля в Москве рассказала:
«Проходят щиты сквозь песчаную гору,
За месяц случилось четыре обвала».
Я еду на стройку как частный ходатай.
Хоть мне не давала заданья столица,
Решил я спросить Николая: «Когда ты
Сумеешь в московский свой дом возвратиться?
Я в Лелиной маленькой комнате зажил.
(Недавно она погостить приезжала.)
…О личном не смог провести я беседу,
Не вышло у нас разговора с моралью.
Прости меня, Леля! Коль можешь, не сетуй,
Что близость порой измеряется далью....
...Начальника стройки встречает столица,
И вот он, сперва осторожно и робко,
Потом все сильнее в квартиру стучится,
Решив, что сломалась звонковая кнопка.
Не видно в почтовую щелочку света.
Ногою стучит он — все нету ответа.
Друзья мои старые очень упрямы:
В Москву вылетая по срочным приказам,
Не любят к приезду давать телеграммы.
...Не просто увидеть в седом человеке,
Что бродит по станциям в темной шинели,
Того, кто прокладывал первые штреки,
Кто вел в плывунах и девоне туннели.
Не знает никто, что на станции этой,
В фундаменте, в самом ее основаньи,
Бессмертного мужества вечной приметой
Матроса Алеши таится посланье.
Он думал все время о Леле и Славе,
В сияющем поезде стоя у двери,
И вдруг их увидел во встречном составе,
Глазам своим с первых секунд не поверив.
Но это они — никакого сомненья!
Как вырос мальчишка! Он юноша просто.
Рюкзак за плечами — его снаряженье,
И плащ прошлогодний — уже не по росту.
А милые круглые Лелины щеки
Припухли от слез… Ты, моя недотрога,
Не сына ли в путь отправляешь далекий?
Кайтанов стал дергать за ручку дверную,
Но медленно двери расходятся сами.
Он через платформу, колонны минуя,
Бежит, по граниту скользя сапогами,
А двери смыкаются в поезде встречном,
Уходят, мелькают, сияют вагоны,
Как молодость наша в движении вечном,
Ты их не догонишь, ее не догонишь!
Но он все бежит по узорам гранита,
И поезд сиреной откликнулся где-то,
И все впереди, все для жизни открыто,
Омыто потоками ветра и света.
О Славе и Тане
...И солнца первый луч на ощупь
Скользит по линии косой.
И сквозь сиреневую дымку,
Сквозь тополиный теплый снег
С несмелой девушкой в обнимку
Идет военный человек.
Да это ж Слава, право слово!
Он не один! Вот это ново!
Кто эта девушка? Не знаю,
Но вижу, как она, горда
Тем, что влюбилась навсегда.
Ее рука, почти сквозная,
Еще не ведала труда.
Она — другое поколенье,
Что подросло за нашим вслед.
Но Слава ищет повторенья
Неповторимых юных лет.
И иногда бывает страшен
Его печальный долгий взгляд:
Вдруг назовет не Таней — Машей.
И вспыхнет, словно виноват,
И повторяет: «Таня, Таня…»
И снова счастлива она.
А ты готова к испытанью?
А ты готова к расставанью?
Сегодня началась война...
...Со стыда, что в тыл отправили,
Тане писем не писал».
«Ты, Уфимцев, после этого
Сукин сын. Но от души,
Как товарищу, советую —
Ты ей тотчас напиши»...
...Полковник Уфимцев приехал в столицу
С большим чемоданом, с японскою водкой,
С такими рассказами про заграницу,
Что зимняя ночь показалась короткой.
Как будто не старше он стал, а моложе,
Хотя не в одной побывал переделке.
И щеки покрыты пушистою кожей,
И брови как две золотистые стрелки.
Привез кимоно он с драконами Тане,
А Леле такое ж, но только с цветами.
А Славику — куклу в стеклянном футляре:
«Ну как не учел я, что вырос наш парень!»
И сделалось Тане по-взрослому страшно
От звона его орденов и медалей,
От этой повадки его бесшабашной:
Наверно, в разлуке не знал он печалей.
Но утром не прежний — душа нараспашку, —
Задумчивый и совершенно не пьяный,
Сказал он, на брови надвинув фуражку:
«Нам надо пойти прогуляться с Татьяной».
Вот этого Таня как раз и боялась.
Ее никогда он не видел зимою,
А тут еще шубка совсем истрепалась,
И мех на подоле свисает каймою.
Губами сухими, как будто от жажды,
Хотелось Уфимцеву прямо и честно
Сказать, что он видел ее лишь однажды
И как будет дальше, еще неизвестно.
Но вместо того он сказал ей спокойно,
Что в загс они утром отправятся завтра,
Что он ее образ пронес через войны, —
И это была полуложь-полуправда!
А Тане, смущенной, хотелось поведать
Ему о прихлынувшем к горлу мученье,
Что он для нее был мечтой о Победе,
Не Славкой, а Славой — в высоком значеньи.
А нынче шумит он, острит грубовато,
Дымит папиросой, пьет желтую водку…
А может, она перед ним виновата,
Что слишком поверила встрече короткой?
Хотелось сказать ей: «А может, не надо?
Был вечер свиданья и годы разлуки».
Но грустно шепнула она: «Как я рада!» —
Чтоб только конец положить этой муке.
Он вспомнил полячку из города Люблин
И девушку из офицерской столовой
И громко солгал ей: «Легко, когда любишь,
Быть верным возлюбленной в битве суровой"
Они, загрустив, но поверив друг в друга.
И если была в том частица обмана,
То каждый себя обманул, не другого.
…Наутро Уфимцевой стала Татьяна.
Все в мире чудесно, красиво и ново.
Сомненья ушли, унеслись огорченья,
Она дождалась своей радостной доли....
...У дяди Славы перемены:
Он приезжал прощаться к нам,
Он служит где-то возле Вены,
И тетя Таня тоже там....
,,,А ночью звонит он заждавшейся Тане:
«Прости, что не смог я приехать к обеду:
Погода нелетная, небо в тумане,
Не раньше субботы я в город приеду».
(И в мыслях сравнил он жену свою с Машей,
А сравнивать, может быть, вовсе нельзя их,
Поскольку тогда в поколении нашем
Еще не водилось домашних хозяек.)
И трубку кладет он рукою свинцовой,
Согнувшись от невыносимой ломоты.
Синяк на скуле набухает, багровый, —
Наверное, он не пройдет до субботы!
Товарищ Уфимцев, пилот бесшабашный,
Не знал я того, что ты деспот домашний!
Напрасно забыл ты, что очень недавно
Татьяна твоя с Метростроем дружила.
Ты стал в ее жизни событием главным,
Душа ее сжалась, как будто пружина.
Но ты берегись! Развернется однажды —
Тогда устоять ли уютному дому?
И, может случиться, полжизни отдашь ты
За то, чтобы все начинать по-иному.
...Мы дома… Это наш, советский дом,
Здесь люди служат высшим идеалам,
Здесь черный хлеб по карточкам дают,
Он неподкупен — потому и сладок,
Что вспоминать стеклянных вилл уют,
Пуховиков крахмальный беспорядок!
Я тяжело проснулся, весь в огне,
Наверное, не отдохнув и часу.
Почесываясь, Колька буркнул мне:
«Тут от клопов проклятых нету спасу!
Но Николай в пространство смотрит строго.
Он говорит: «За столько лет войны
Я ничего не видел в жизни горше,
И мы запомнить навсегда должны
Ночлег в разбитой, разоренной Орше».
Ну а вот а не приди письмо из Испании от Славы Уфимцева так невероятно вовремя, куда бы отправили уволенного с работы и исключённого из комсомола неизвестно за что Кайтанова?
...Коля клуб обводит взглядом
Грустным, а вернее — злым:
Почему-то место рядом
Оказалось вдруг пустым.
Неужели нас обманет
Вера в наш чудесный мир?
Зал и лица, как в тумане,
Различает бригадир.
Видит он друзей-погодков,
Оробевший коллектив.
И сегодня песни нету,
Лишь тревожный шепоток.
Кто уставился в газету,
Кто — в фанерный потолок,
Кто, доставши папиросы,
Ускользает в коридор.
Персональные вопросы,
Невеселый разговор.
Коля вымолвил: «Друзья!
Это дело мне неясно:
Чем и в чем виновен я?»
Толстый парень с мокрым ртом,
Шепелявя и потея,
Длинно говорит о том,
Что Кайтанов с заграницей
Связан неизвестно как.
Глупый, как телок комолый,
Новичок-молокосос
Исключить из комсомола
Предложенье тут же внес.
Клевета имеет свойство,
Исходя от подлеца,
Сеять в душах беспокойство,
Делать черствыми сердца...
Бабушка в студебеккере, которая "из Парижу, была гражданской военнопленной", когда Кайтанов с Уфимцевым на дороге случайно встретились, эта бабушка не Ефимия Быстрова? Несколько раз эпизод прогнала, по-моему это она
№779 пастор Шлаг или светлый образ его
Вот интересно получается: строительство метро планировалось в Москве в 1914-1920х гг. То есть, если бы правительство не влезло бы в мировую войну, его бы построили?
То, что планировалось в 1914-1920 году, больше напоминало городские электрички. Собственно, при попытках реализации его бы пересматривали в пользу глубокого заложения, и построили бы где-то в 30-х.
пастор Шлаг или светлый образ его (Москва) 01.03.2020 - 20:12:40
Вот интересно получается: строительство метро планировалось в Москве в 1914-1920х гг. То есть, если бы правительство не влезло бы в мировую войну, его бы построили?
пастор Шлаг или светлый образ его (Москва) 01.03.2020 - 19:54:57
№777 AlexandrI
Задан вопрос о том, где сняты кадры строительства. Это Сталинградская ГЭС. Позже, в 1961 году в рамках общей кампании станция была переименована в Волжскую ГЭС. Это нижняя ГЭС Волжского каскада, расположена в районе города Волжский. Любопытно, что в кадр попал самосвал ЯАЗ-222, на подножке которого ехал герой Михаила Александровича Ульянова. Эту модель начали выпускать только в 1958 году, то есть в год выхода кинофильма. А уже в следующем 1959 году выпуск этих машин передали на Кременчугский автомобильный завод, где они получили наименование КрАЗ (в частности КрАЗ-222). Но в кадрах фильма попали как раз относительно немногочисленные машины ЯАЗ.
Задан вопрос о том, где сняты кадры строительства. Это Сталинградская ГЭС. Позже, в 1961 году в рамках общей кампании станция была переименована в Волжскую ГЭС. Это нижняя ГЭС Волжского каскада, расположена в районе города Волжский. Любопытно, что в кадр попал самосвал ЯАЗ-222, на подножке которого ехал герой Михаила Александровича Ульянова. Эту модель начали выпускать только в 1958 году, то есть в год выхода кинофильма. А уже в следующем 1959 году выпуск этих машин передали на Кременчугский автомобильный завод, где они получили наименование КрАЗ (в частности КрАЗ-222). Но в кадрах фильма попали как раз относительно немногочисленные машины ЯАЗ.
Всем привет. Фильм отличный (сюжет, съёмка, игра актёров, сами актёры ). Спорить не хочу ни с кем. Но у меня, после очередного просмотра (думаю, не один десяток раз смотрел ) возник вопрос, буду признателен, если кто подскажет, почти в самом окончании фильма Кайтанов (Ульянов) с д. Серёжей идут по строительству очень серъёзной стройки (там ещё Кайтанов даёт д. Серёже прочитать письмо Микешина, написанное перед гибелью ), кто знает, что за строительство ? "Пробило" на любопытство.
отзывы
Кайтанов и Леля проходят по штольне,
Дают указанья своим бригадирам.
Вдруг шепчет она: «Ты такой недовольный,
Иль я тебе в чем-нибудь не угодила?»
Кайтанов глядит на начальницу строго,
По лбу пробежала печальная тучка.
«Все правильно, только обидно немного,
Вот ты ты инженер, а твой муж — недоучка»...
...Шли в Управленье разговоры:
Кайтанов — он такой-сякой,
Поспорит и дойдет до ссоры,
Не ценит собственный покой.
Набрался мудрости на войнах,
Разнес проект в один момент.
Им инженеры недовольны,
Обижен член-корреспондент.
Однако он работник дельный,
Имеет несколько наград…
Пускай на факультет туннельный
Учиться едет в Ленинград.
А как его семья? Теплову
Со стройки отпустить нельзя.
Но разлучаться им не ново,
А вуз ему необходим.
А Ленинград не за горами,
И все условья создадим.
Все ясно, не к чему придраться,
И выдан проездной билет.
Так стал Кайтанов ленинградцем
По крайней мере на пять лет.
От Коли вести слишком кратки,
Он пишет: очень трудный год,
Да телеграмму: «Все в порядке» —
Раз в две недели Леле шлет.
...Ты где живешь?» — «Снимаю угол».
«Пойдем к тебе?» — «Не по пути!»
Ужели он не хочет друга
В свою обитель завести?
Мне это показалось странным.
Ну что ж, на нет и нет суда.
В задорных разговорах Коли
Улыбка прятала тоску.
Но, не назвав ее причины,
Он еле совладал с собой.
Не любят говорить мужчины
О том, что может стать судьбой.
Лет через шесть в степях за Доном
Услышал я его рассказ,
Но, споря с времени законом,
Передаю его сейчас.
Отличный угол снят был Колькой:
Славянским шкафом отделен,
Был со столом, с походной койкой
Дворец студенческих времен.
Хозяйка постояльцу рада:
Зимою страшной у нее
Всех близких отняла блокада,
Оставив горе да жилье.
А как зовут ее? Не важно,
И разве вам не все равно?
На лампе абажур бумажный,
И в комнате полутемно.
Я знаю поколенье женщин,
Которые живут одни,
Достойные любви не меньше,
Чем те, кто счастлив в наши дни.
Заботливы ее вопросы.
Все вечера они вдвоем…
Она свои тугие косы
Завяжет золотым узлом
И сядет рядом, пригорюнясь,
Сомкнув кольцо округлых рук.
Нет, это, кажется, не юность,
Вы поздно встретились, мой друг!
Не очень громко, безыскусно,
Сбиваясь часто, — ну и пусть! —
Она стихи поэтов грустных
Читает Коле наизусть.
Но в этом нету вероломства:
Ведь он до рокового дня
Из всех поэтов (по знакомству)
Читал лишь одного меня.
И вспоминает виновато
Он свой московский непокой:
«Повадка Лели угловата,
И нет в ней тайны никакой?..
А наше первое свиданье
У лунных просек на виду,
И комсомольское собранье
Тогда, в тридцать седьмом году,
И в сорок первом расставанье,
Преодолевшее беду?..»
Все тоньше память жизни прежней,
И вот уже она — как нить.
Любовь ее все безнадежней,
И надо что-нибудь решить,
Иначе этот взгляд печальный,
Где тьма как свет и свет как тьма,
Где встреча длится, как прощанье,
Сведет с ума, сведет с ума.
И голосом глухим, как эхо,
Хозяйке говорит жилец:
«Я в общежитье переехал,
Прости меня. Всему конец».
И зубы стиснуты до боли,
Так тяжко на душе. Но он
Не зачеркнет второй любовью
Все то, во что навек влюблен!
Пускай всегда хранится в тайне
То, что на берегу донском
Мне позже рассказал Кайтанов
О подвиге своем мужском.
Нет, вовсе не о той победе,
Которой хвастают хлюсты,
А о рожденном на рассвете
Высоком чувстве чистоты...
...Кайтанов на проводе. Здравствуй, дружище!»
«Откуда ты взялся?»
«Я с нового места.
Медведицу после на карте отыщешь,
Покамест она никому не известна.
На новую стройку я послан в разведку,
Теперь я сижу на практическом деле:
Закончив студенческую пятилетку,
В степях для воды пробиваю туннели.
Ну просто смотреть невозможно без боли,
Как Леля осунулась и похудела.
«Все ездит, мотается мой благоверный,
Меня не берет он на стройку донскую…
...Всю жизнь проживем мы в разлуке, наверно».
«Ты очень тоскуешь?»
«Немного тоскую».
Вступило строительство в трудную пору,
Об этом мне Леля в Москве рассказала:
«Проходят щиты сквозь песчаную гору,
За месяц случилось четыре обвала».
Я еду на стройку как частный ходатай.
Хоть мне не давала заданья столица,
Решил я спросить Николая: «Когда ты
Сумеешь в московский свой дом возвратиться?
Я в Лелиной маленькой комнате зажил.
(Недавно она погостить приезжала.)
…О личном не смог провести я беседу,
Не вышло у нас разговора с моралью.
Прости меня, Леля! Коль можешь, не сетуй,
Что близость порой измеряется далью....
...Начальника стройки встречает столица,
И вот он, сперва осторожно и робко,
Потом все сильнее в квартиру стучится,
Решив, что сломалась звонковая кнопка.
Не видно в почтовую щелочку света.
Ногою стучит он — все нету ответа.
Друзья мои старые очень упрямы:
В Москву вылетая по срочным приказам,
Не любят к приезду давать телеграммы.
...Не просто увидеть в седом человеке,
Что бродит по станциям в темной шинели,
Того, кто прокладывал первые штреки,
Кто вел в плывунах и девоне туннели.
Не знает никто, что на станции этой,
В фундаменте, в самом ее основаньи,
Бессмертного мужества вечной приметой
Матроса Алеши таится посланье.
Он думал все время о Леле и Славе,
В сияющем поезде стоя у двери,
И вдруг их увидел во встречном составе,
Глазам своим с первых секунд не поверив.
Но это они — никакого сомненья!
Как вырос мальчишка! Он юноша просто.
Рюкзак за плечами — его снаряженье,
И плащ прошлогодний — уже не по росту.
А милые круглые Лелины щеки
Припухли от слез… Ты, моя недотрога,
Не сына ли в путь отправляешь далекий?
Кайтанов стал дергать за ручку дверную,
Но медленно двери расходятся сами.
Он через платформу, колонны минуя,
Бежит, по граниту скользя сапогами,
А двери смыкаются в поезде встречном,
Уходят, мелькают, сияют вагоны,
Как молодость наша в движении вечном,
Ты их не догонишь, ее не догонишь!
Но он все бежит по узорам гранита,
И поезд сиреной откликнулся где-то,
И все впереди, все для жизни открыто,
Омыто потоками ветра и света.
... Интересно, с какой целью эту старенькую бабушку вообще взяли в плен и увезли аж в самый Париж?
...И солнца первый луч на ощупь
Скользит по линии косой.
И сквозь сиреневую дымку,
Сквозь тополиный теплый снег
С несмелой девушкой в обнимку
Идет военный человек.
Да это ж Слава, право слово!
Он не один! Вот это ново!
Кто эта девушка? Не знаю,
Но вижу, как она, горда
Тем, что влюбилась навсегда.
Ее рука, почти сквозная,
Еще не ведала труда.
Она — другое поколенье,
Что подросло за нашим вслед.
Но Слава ищет повторенья
Неповторимых юных лет.
И иногда бывает страшен
Его печальный долгий взгляд:
Вдруг назовет не Таней — Машей.
И вспыхнет, словно виноват,
И повторяет: «Таня, Таня…»
И снова счастлива она.
А ты готова к испытанью?
А ты готова к расставанью?
Сегодня началась война...
...Со стыда, что в тыл отправили,
Тане писем не писал».
«Ты, Уфимцев, после этого
Сукин сын. Но от души,
Как товарищу, советую —
Ты ей тотчас напиши»...
...Полковник Уфимцев приехал в столицу
С большим чемоданом, с японскою водкой,
С такими рассказами про заграницу,
Что зимняя ночь показалась короткой.
Как будто не старше он стал, а моложе,
Хотя не в одной побывал переделке.
И щеки покрыты пушистою кожей,
И брови как две золотистые стрелки.
Привез кимоно он с драконами Тане,
А Леле такое ж, но только с цветами.
А Славику — куклу в стеклянном футляре:
«Ну как не учел я, что вырос наш парень!»
И сделалось Тане по-взрослому страшно
От звона его орденов и медалей,
От этой повадки его бесшабашной:
Наверно, в разлуке не знал он печалей.
Но утром не прежний — душа нараспашку, —
Задумчивый и совершенно не пьяный,
Сказал он, на брови надвинув фуражку:
«Нам надо пойти прогуляться с Татьяной».
Вот этого Таня как раз и боялась.
Ее никогда он не видел зимою,
А тут еще шубка совсем истрепалась,
И мех на подоле свисает каймою.
Губами сухими, как будто от жажды,
Хотелось Уфимцеву прямо и честно
Сказать, что он видел ее лишь однажды
И как будет дальше, еще неизвестно.
Но вместо того он сказал ей спокойно,
Что в загс они утром отправятся завтра,
Что он ее образ пронес через войны, —
И это была полуложь-полуправда!
А Тане, смущенной, хотелось поведать
Ему о прихлынувшем к горлу мученье,
Что он для нее был мечтой о Победе,
Не Славкой, а Славой — в высоком значеньи.
А нынче шумит он, острит грубовато,
Дымит папиросой, пьет желтую водку…
А может, она перед ним виновата,
Что слишком поверила встрече короткой?
Хотелось сказать ей: «А может, не надо?
Был вечер свиданья и годы разлуки».
Но грустно шепнула она: «Как я рада!» —
Чтоб только конец положить этой муке.
Он вспомнил полячку из города Люблин
И девушку из офицерской столовой
И громко солгал ей: «Легко, когда любишь,
Быть верным возлюбленной в битве суровой"
Они, загрустив, но поверив друг в друга.
И если была в том частица обмана,
То каждый себя обманул, не другого.
…Наутро Уфимцевой стала Татьяна.
Все в мире чудесно, красиво и ново.
Сомненья ушли, унеслись огорченья,
Она дождалась своей радостной доли....
...У дяди Славы перемены:
Он приезжал прощаться к нам,
Он служит где-то возле Вены,
И тетя Таня тоже там....
,,,А ночью звонит он заждавшейся Тане:
«Прости, что не смог я приехать к обеду:
Погода нелетная, небо в тумане,
Не раньше субботы я в город приеду».
(И в мыслях сравнил он жену свою с Машей,
А сравнивать, может быть, вовсе нельзя их,
Поскольку тогда в поколении нашем
Еще не водилось домашних хозяек.)
И трубку кладет он рукою свинцовой,
Согнувшись от невыносимой ломоты.
Синяк на скуле набухает, багровый, —
Наверное, он не пройдет до субботы!
Товарищ Уфимцев, пилот бесшабашный,
Не знал я того, что ты деспот домашний!
Напрасно забыл ты, что очень недавно
Татьяна твоя с Метростроем дружила.
Ты стал в ее жизни событием главным,
Душа ее сжалась, как будто пружина.
Но ты берегись! Развернется однажды —
Тогда устоять ли уютному дому?
И, может случиться, полжизни отдашь ты
За то, чтобы все начинать по-иному.
Здесь люди служат высшим идеалам,
Здесь черный хлеб по карточкам дают,
Он неподкупен — потому и сладок,
Что вспоминать стеклянных вилл уют,
Пуховиков крахмальный беспорядок!
Я тяжело проснулся, весь в огне,
Наверное, не отдохнув и часу.
Почесываясь, Колька буркнул мне:
«Тут от клопов проклятых нету спасу!
Но Николай в пространство смотрит строго.
Он говорит: «За столько лет войны
Я ничего не видел в жизни горше,
И мы запомнить навсегда должны
Ночлег в разбитой, разоренной Орше».
...Коля клуб обводит взглядом
Грустным, а вернее — злым:
Почему-то место рядом
Оказалось вдруг пустым.
Неужели нас обманет
Вера в наш чудесный мир?
Зал и лица, как в тумане,
Различает бригадир.
Видит он друзей-погодков,
Оробевший коллектив.
И сегодня песни нету,
Лишь тревожный шепоток.
Кто уставился в газету,
Кто — в фанерный потолок,
Кто, доставши папиросы,
Ускользает в коридор.
Персональные вопросы,
Невеселый разговор.
Коля вымолвил: «Друзья!
Это дело мне неясно:
Чем и в чем виновен я?»
Толстый парень с мокрым ртом,
Шепелявя и потея,
Длинно говорит о том,
Что Кайтанов с заграницей
Связан неизвестно как.
Глупый, как телок комолый,
Новичок-молокосос
Исключить из комсомола
Предложенье тут же внес.
Клевета имеет свойство,
Исходя от подлеца,
Сеять в душах беспокойство,
Делать черствыми сердца...
Бабушка в студебеккере, которая "из Парижу, была гражданской военнопленной"
Вот интересно получается: строительство метро планировалось в Москве в 1914-1920х гг. То есть, если бы правительство не влезло бы в мировую войну, его бы построили?
Задан вопрос о том, где сняты кадры строительства. Это Сталинградская ГЭС. Позже, в 1961 году в рамках общей кампании станция была переименована в Волжскую ГЭС. Это нижняя ГЭС Волжского каскада, расположена в районе города Волжский. Любопытно, что в кадр попал самосвал ЯАЗ-222, на подножке которого ехал герой Михаила Александровича Ульянова. Эту модель начали выпускать только в 1958 году, то есть в год выхода кинофильма. А уже в следующем 1959 году выпуск этих машин передали на Кременчугский автомобильный завод, где они получили наименование КрАЗ (в частности КрАЗ-222). Но в кадрах фильма попали как раз относительно немногочисленные машины ЯАЗ.