Ну, вы мне ещё про то время расскажите... Я его получше знаю. Никогда этот фильм так не воспринимали. Никогда. Восприняли восторженно, потому что он был новым словом в искусстве. Так школьников, вожатых и взрослых ещё не показывали. Таких героев, как Колпаков ещё не было в кино. И люди тогда ещё верили фильмам.
Вайра, я же делюсь воспоминаниями о том времени. Тогда этот фильм именно так и воспринимался, как советское морализаторство с целью поднять престиж совершенно угасших пионерии да и в целом престиж угасших коммунистических идеалов. Я в школе учился с 1965 по 73 годы и хорошо помню эту атмосферу упадка идеалов. Над всем пионерским мы уже посмеивались, не воспринимали пионерию серьезно. А в фильме пионерия показана серьезно, какие-то красные следопыты показаны серьезно. Уверяю вас, в жизни все было не так. Всё пионерское вызывало улыбку. Например, в нашем классе бытовала такая поговорка: "Гады фашисты, убили Павлика Морозова". И уже только одна эта поговорка убивала любое серьезное отношение к советской коммунистической мифологии. Вы, очевидно, более молодой человек и не помните той атмосферы всеобщего скепсиса к коммунистическим идеалам сильно распространенным в советском обществе второй половины 60-х годов. А уж в 70-е и особенно в 80-е годы никакой веры в коммунизм не было совершенно. Комсомол был абсолютно формализован и забюрократизирован. Вот через фильмы и пытались поднять веру народа в эти идеалы. Но это не очень-то получалось. Фильмам люди не верили.
Ни скуки, ни тем более приукрашивания действительности в фильме отродясь не было, ни в 67, ни в каком другом году. Прекрасный фильм, один из лучших советских. И лучшая роль Прокловой.
Помню как смотрели этот фильм по ТВ. Был это год 67-68. Перед показом фильма Елена Проклова говорила несколько слов об этой своей роли и о фильме. На меня это выступление Елены произвело даже большее впечатление, чем сам фильм. Интересно, сохранились ли сейчас эти кадры? Было бы правильно и сегодня предварять фильм этим коротким рассказом Елены Прокловой. А моей маме фильм не понравился, своим депрессивным действием, советским морализаторством и приукрашиванием действительности. Сейчас фильм смотрится как прекрасный документ времени. 1965 год в Москве навсегда зафиксирован на пленке.
Недавно прочитал книгу Бориса Алмазова Я иду искать (из сборника детские приключения). Она тоже на тему фильма - о красных следопытах. В книге они тоже эдаким фоном идут. Тема отцов и детей тоже хорошо раскрыта. Главный герой растет, равняясь на предприимчивого и меркантильного и всех их раздражает дед (отец матери). Случайным образом ГГ притягивается к работе красных следопытов по изучению жизненного пути безымянных выпускников школы. Тут и начинает меняться ГГ. Потрясающее по силе произведение. Рекомендуется бабушкам и дедушкам, мамам и папам для чтения внукам и детям ч воспитательных целях.
Более всего в этом фильме мне запомнилась роль Роллана Быкова, особенно его эти рассказы о горнисте.
А у Елены Прокловой мои самые роли в этом фильме и роль Герды
А вообще, фильм душевный, хотя вожатый проявил себя формалистом. Особенно на сборе это проявлялось.
Формализм загубил пионерское движение. Я учился в 60-е,и уже было всё малоинтересно. Помню только митинг по поводу событий на Даманском,вечер танцев в классе да КВН один раз. Ещё были какие-то сборы с горном и барабанным боем. Ничего больше вспомнить не могу. Да,ещё ставили спектакль по картине "Ленин читает "Правду". :(
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)01.04.2018 - 12:22:36
№ 73Вадим Ж. (СПб). Сменную обувь в школе ввели позже. Когда я учился (1956 - 1966 годы), в школу носили только тапочки для физкультуры.
И ещё: во многих фильмах про школу, пионеров и т. д. дети только и заняты то сбором металлолома, то тимуровской работой, то cледопытством, а на отряды непременно назначаются вожатые из старших классов. Или я жил в другой стране, или эти формы работы уже тихо скончались (хотя, по идее, не должны были), но таких мероприятий и форм пионерской работы в помине не было. Cтранно.
Многие формы пионерской работы тихо загибались уже в мои годы, проводились во многом формально. Наверное, это зависело и от конкретной школы. В той школе, что в фильме показана, формализм уже преобладал. Тут прямым текстом сказано, чтобы не смели проявлять никакой самодеятельности: предписано быть красными следопытами, так и будьте ими, никаких несанкционированных тимуровцев.
Главная героиня в школе ходит в уличной обуви. Немыслимо. Помню, в нашей школе (пошёл в первый класс в 1978 году) на входе в раздевалку стоял целый частокол из проверяющих: завуч, дежурный учитель, двое учеников из дежурного класса. Без сменки - марш домой! И без разговоров. Или сменную обувь ввели чуть позже? Или это сценарный недосмотр? И ещё: во многих фильмах про школу, пионеров и т. д. дети только и заняты то сбором металлолома, то тимуровской работой, то cледопытством, а на отряды непременно назначаются вожатые из старших классов. Или я жил в другой стране, или эти формы работы уже тихо скончались (хотя, по идее, не должны были), но таких мероприятий и форм пионерской работы в помине не было. Cтранно.
№72 Ланананана
... Это старший пионервожатый. Освобожденный. Он уже мог и не быть учеником. Поэтому и в коридоре.
Как раз ученик. В одном из эпизодов его отчитывает учительница литературы за безграмотно написанное сочинение. Уж больно этот Петя на себя много взвалил: и учёба, и вожатство, и спорт. Да и на десятиклассника Никоненко мало похож: слишком взрослый.
№52 дмироок
... Так ведь Таню никто не отправлял, просто вожатый в личном разговоре сказал ей (кстати почему вожатый и ученик 10 класса во время урока был в коридоре? Тоже выгнали? За что?), что она не активная (в пионерской работе) и в качестве активности привел пример про поиск первых пионеров, это не было ни приказом, ни заданием, а просто пришедшие на ум вожатому первые мысли, о которых он, отойдя, тут же забыл, а она восприняла это как руководство к действию, сам я такими поисками не занимался, но по моему те кто этим занимался, начинали не с обхода квартир, а сначала обращались в жил. контору, в ветеранские организации и по получаемым там координатам отправлялись по адресам
Макулатуру по квартирам не собирал, хватало выписываемых газет и старых тетрадей, в крайнем случаи можно было за копейки до 3кг необходимого минимума и докупить, но обычно своего хватало
Это старший пионервожатый. Освобожденный. Он уже мог и не быть учеником. Поэтому и в коридоре.
Не думаю, что девочка знает смысл текста. Скорее всего, Тане интуитивно близко музыкальное настроение песни, созвучное с тем эмоциональным мотивом, который с некоторых пор поселился в ней самой. Здесь огромная заслуга режиссёра в том, что он так точно подобрал музыкальное сопровождение к своему фильму. Он, вероятно, был осведомлён о чём в ней поётся.
Как верно и, видимо, не случайно вошла в канву фильма песня Non ho l'etа - Я ещё не так взросла, которую Таня слушает в самом начале картины. Сразу видно, девочка переживает первое, робкое прикосновение к великому, хотя и безответному чувству любви.
Я ещё не так взросла,
Я ещё не так взросла, чтобы любить тебя,
Я ещё не так взросла, чтобы гулять с тобой наедине.
И мне даже нечего,
Мне даже нечего тебе сказать,
Потому что ты знаешь о вещах гораздо больше, чем я.
Позволь же мне жить мечтами о романтике, о любви,
И ждать, когда наступит тот прекрасный день,
Но не сейчас...
Я ещё не так взросла,
Я ещё не так взросла, чтобы любить тебя,
Я ещё не так взросла, чтобы гулять с тобой наедине.
Но если ты пожелаешь,
Если ты пожелаешь дождаться меня,
То тем прекрасным днём примешь всю мою любовь.
Позволь же мне жить мечтами о романтике, о любви,
И ждать, когда наступит тот прекрасный день,
Но не сейчас...
Я ещё не так взросла,
Я ещё не так взросла, чтобы любить тебя,
Я ещё не так взросла, чтобы гулять наедине с тобой,
С тобой, с тобой...
отзывы
Вот через фильмы и пытались поднять веру народа в эти идеалы.
А у Елены Прокловой мои самые роли в этом фильме и роль Герды
А вообще, фильм душевный, хотя вожатый проявил себя формалистом. Особенно на сборе это проявлялось.
... Это старший пионервожатый. Освобожденный. Он уже мог и не быть учеником. Поэтому и в коридоре.
... Так ведь Таню никто не отправлял, просто вожатый в личном разговоре сказал ей (кстати почему вожатый и ученик 10 класса во время урока был в коридоре? Тоже выгнали? За что?), что она не активная (в пионерской работе) и в качестве активности привел пример про поиск первых пионеров, это не было ни приказом, ни заданием, а просто пришедшие на ум вожатому первые мысли, о которых он, отойдя, тут же забыл, а она восприняла это как руководство к действию, сам я такими поисками не занимался, но по моему те кто этим занимался, начинали не с обхода квартир, а сначала обращались в жил. контору, в ветеранские организации и по получаемым там координатам отправлялись по адресам
Макулатуру по квартирам не собирал, хватало выписываемых газет и старых тетрадей, в крайнем случаи можно было за копейки до 3кг необходимого минимума и докупить, но обычно своего хватало
Я ещё не так взросла,
Я ещё не так взросла, чтобы любить тебя,
Я ещё не так взросла, чтобы гулять с тобой наедине.
И мне даже нечего,
Мне даже нечего тебе сказать,
Потому что ты знаешь о вещах гораздо больше, чем я.
Позволь же мне жить мечтами о романтике, о любви,
И ждать, когда наступит тот прекрасный день,
Но не сейчас...
Я ещё не так взросла,
Я ещё не так взросла, чтобы любить тебя,
Я ещё не так взросла, чтобы гулять с тобой наедине.
Но если ты пожелаешь,
Если ты пожелаешь дождаться меня,
То тем прекрасным днём примешь всю мою любовь.
Позволь же мне жить мечтами о романтике, о любви,
И ждать, когда наступит тот прекрасный день,
Но не сейчас...
Я ещё не так взросла,
Я ещё не так взросла, чтобы любить тебя,
Я ещё не так взросла, чтобы гулять наедине с тобой,
С тобой, с тобой...