Это стиль такой - абсурдизм. Герои нарочито шаржируются, изображается все как во сне,в тумане, примитивная речь ... Таких фильмов много выходило в 90-е. - -добрались до абсурда , соцреализм ( что это такое и с чем его едят?) поднадоел, вот и выражались режиссеры, в новой для них эстетике. Когда смотрела в 90-е - все герои казались дебилами, а сейчас отвлеченно стало интересней смотреть.
Все так. Кроме одного: они не моральные уроды, а просто люди, которые вот так беспросветно живут
№177 Levpetroff
Ещё один воскресный дней в маленьком богом забытом городке Необъятного Российского Захолустья, вновь нечего делать и некуда себя приткнуть. Кто-то с дуру идёт купаться в ледяной воде, другие закутавшись в шубы, прилипли к лавочке и перемывают кости завсегдатаям сей богадельни, третьи в грязном трико, нестиранной майке и засаленном пиджаке направляют свои стопы в неизвестность, четвёртые полусонно восседают на кухне, смоля папироской. Никому ненужный лишний здесь житель Коля в поисках ласки и дружеского расположения хоть кого нибудь, тычется туда-сюда и везде находит отказ. И вот что-бы хоть как-то скрасить серые безрадостные скучные дни, он заявляет своим лучшим друзьям о том, что уезжает, вдобавок для верности указывая рукой некое направление, озвучиваемое им как «Дальний Восток», где его как-бы ждёт друг, деньги льются в карман рекой и вообще «много диких обзьян». И тут начинается кипешь, мельтешня ранее безучастных завсегдатаев, почувствовавших внезапное наступление шоу — праздника посреди серых будней с обязательным по случаю возлиянием огненной жидкости, хмельных разглагольствований, плясок и веселых радостных проводов сожителя в Никуда. Режиссёр намеренно гримассно искажает ракурсы физиономий действующих лиц, дабы выявить истинную внутреннюю духовную сущность всех этих моральных уродов. И вот Коле собран огромный чемодан, он пропит и затолкан в пустой автобус, увозящий его прочь от некогда любимого городка собственно в Никуда. Но ничего страшного, ибо где-то там, далеко тоже возможно что-то есть. И тут возникает как-бы раздвоение личности: с одной стороны Коля давно хотел отсюда уехать куда-нибудь в светлое будущее, но всё никак не решался, а тут вдруг добрый боженька словно дал ему волшебного пендаля. Но с другой стороны разве ему здесь было так уж плохо и неуютно: квартирка, душ, тепло, кровать, шкаф, стол, мягкое кресло, и даже невеста у него была, опять-же приёмничек и гитара (и «добрые отзывчивые» соседи, что побыстрому собрали его в дорогу и вытолкали взашей)? Не, не плохо, а уютно и прогнозируемо, просто и понятно. А потому в автобусе у него выступили слёзы — так не хотелось уезжать, он ещё не понял всей доброты Всевышнего, что воспользовавшись подходящим случаем, собрал его в дальнюю дорогу прочь отсюда из этого безпросветного и безпробудного инферно в лучшую жизнь.
Особенно знакомым оказался возглас в конце фильма: "Автобус!" Сразу вспоминается родная деревня. Там тоже ждут подобный автобус.
Фильм чудесный. Запомнился с первого раза, как прошла премьера.
Ещё один воскресный дней в маленьком богом забытом городке Необъятного Российского Захолустья, вновь нечего делать и некуда себя приткнуть. Кто-то с дуру идёт купаться в ледяной воде, другие закутавшись в шубы, прилипли к лавочке и перемывают кости завсегдатаям сей богадельни, третьи в грязном трико, нестиранной майке и засаленном пиджаке направляют свои стопы в неизвестность, четвёртые полусонно восседают на кухне, смоля папироской. Никому ненужный лишний здесь житель Коля в поисках ласки и дружеского расположения хоть кого нибудь, тычется туда-сюда и везде находит отказ. И вот что-бы хоть как-то скрасить серые безрадостные скучные дни, он заявляет своим лучшим друзьям о том, что уезжает, вдобавок для верности указывая рукой некое направление, озвучиваемое им как «Дальний Восток», где его как-бы ждёт друг, деньги льются в карман рекой и вообще «много диких обзьян». И тут начинается кипешь, мельтешня ранее безучастных завсегдатаев, почувствовавших внезапное наступление шоу — праздника посреди серых будней с обязательным по случаю возлиянием огненной жидкости, хмельных разглагольствований, плясок и веселых радостных проводов сожителя в Никуда. Режиссёр намеренно гримассно искажает ракурсы физиономий действующих лиц, дабы выявить истинную внутреннюю духовную сущность всех этих моральных уродов. И вот Коле собран огромный чемодан, он пропит и затолкан в пустой автобус, увозящий его прочь от некогда любимого городка собственно в Никуда. Но ничего страшного, ибо где-то там, далеко тоже возможно что-то есть. И тут возникает как-бы раздвоение личности: с одной стороны Коля давно хотел отсюда уехать куда-нибудь в светлое будущее, но всё никак не решался, а тут вдруг добрый боженька словно дал ему волшебного пендаля. Но с другой стороны разве ему здесь было так уж плохо и неуютно: квартирка, душ, тепло, кровать, шкаф, стол, мягкое кресло, и даже невеста у него была, опять-же приёмничек и гитара (и «добрые отзывчивые» соседи, что побыстрому собрали его в дорогу и вытолкали взашей)? Не, не плохо, а уютно и прогнозируемо, просто и понятно. А потому в автобусе у него выступили слёзы — так не хотелось уезжать, он ещё не понял всей доброты Всевышнего, что воспользовавшись подходящим случаем, собрал его в дальнюю дорогу прочь отсюда из этого безпросветного и безпробудного инферно в лучшую жизнь.
Удивительный фильм. На первый взгляд - началоперестроечная чепуха. Вокруг сплошное серость грязь и гопники всех полов и возрастов. А потом оказывается что это одна из лучших хотя и наверное самая странная советская лирическая комедия. Что странно для перестроечного(всё таки уже перестроечного) фильма, вроде бы - ни одного приятного лица за весь фильм. да что там лица, кадра и то ни одного нет, радующего глаз, но, при этом за весь фильм ни одного ни то что матерного, но даже просто грубого слова не прозвучало. Ни одной постельной сцены(и это для начало то перестройки!). И даже никого не убили.Даже комедией то его называю через силу. Грустная такая комедия. А конец фильма по своей пронзительности так лучше многих работ наших мастодонтов кинематографии. А сама песня "Облако рай"! Вроде бы, те же три аккорда, тот же старый добрый ля-минор и слова, проще некуда. А такая тоска в песне. Причём, я убеждён, что всё это получилось у режиссёра и актёров абсолютно случайно. Потому как просто невозможно просчитать ни режиссёру ни актёрам, как специально пройти по этой грани между шедевром и пошлостью. А вот они прошли и не свалились в пошлость, хотя и время и уже запросы зрителей к этому подталкивали. И то что фильм получился настолько удивительным случайно говорит то, что продолжение этого фильма - "Коля ,перекати поле" прямо скажем ерунда а не фильм, отстой. Они попытались сделать подобное чудо, но, чудо специально сделать нельзя. Просто для фильма "Облако рай" ТАК удачно сложились звёзды. Ну и хорошо.
После 20- летнего перерыва просмотрел фильм повторно . Удивительное , странное кино , совершенно не похожее стилистически ни на какое другое . Редкий случай когда '' странность'' не вызывает раздражения и неприятия . Снятый в разгар постперестроечного криминально-чернушного киномаразма , фильм каким то образом вышел почти сухим из этой грязной воды конца 80-х - начала 90 х . Главный герой , смешной чудаковатый парень , каких мы в жизни видим совсем не редко . Его бесцельные шатания с бормотанием о погоде , наверное к исходу 10-й минуты фильма должны уже поднадоесть и вызвать это самое раздражение . У меня его не случилось . Бесхитростное лицо Коли с его детским , наивным выражением , странным образом притягивает к герою . Никогда не был почитателем Ирины Розановой , ни как актрисы , ни как женщины . Но здесь она естественна и органична , почти без характерного для неё некоего налёта жеманства и искусственности . Необычайно хороши в небольших эпизодах Лев Борисов и Владимир Толоконников . Да , фильм действительно странноватый . Но это хорошая , добрая странность . Жаль что такому интересному артисту как Андрей Жигалов не довелось более сыграть настоящих , интересных ролей в кино .
Фильм о так называемом "обычном", "рядовом" человеке, как говорили в классической литературе "маленьком", и о таких же "маленьких" людях вокруг, снят совершенно без всякой шелухи. Действие течет, течет, как обычнная человеческая жизнь. И во что-то потом выливается.
Я никаких назидательных метафор там не углядела.
Под показанной доведенной до абсурда ситуацией может подразумеваться множество реальных обстоятельств, в которых время от времени оказываются все. Каждый, не будучи удовлетворен, думает, или произносит, или повторяет "разведусь с тобой", "уволюсь", "уеду отсюда" и т.д. и т.п. Это не являетя реальным намерением, лишь эмоциональный всплеск, но обстоятельства могут сложиться так, что можно оказаться заложником брошенной в сердцах угрозы. Авторы в гротескной форме это изобразили. Получилось гениально. Зрительское восхищение связано во многом с проведением аналогий, с узнаванием себя. Он не о беспросветности совсем, не о беспросветности социальной.
№166 Невыспавшийся Фрейд
Но фильм - гениален!
Такими простыми средствами передать такую глубину характера - это что-то!
Согласен.
Чем-то напоминает фильмы Тарковского. Чем? "нудным" сюжетом. И в то же время до советского мэтра далеко.
В общем, получился фильм ни то ни сё. И на Оскар не отправишь, и кассовым не назовёшь.
Можно сравнить с другими российскими о "беспросветности" России. "Мусульманин", "Географ...", "Брат", "Левиафан".
Думаю, почему этот фильм не обсуждался так бурно? Он действительно хуже? Или в нём нет политической составляющей? Или в нём отсутствуют сочные цитаты, маты?
Может, режиссёр снял просто фильм, а не провокацию. Потому и шума меньше. А уровень - не хуже.
Хотя моей нравится... Но вряд ли и она смотрит регулярно... А я регулярно не смотрю - запомнил сразу, а добавлять деталей и впечатлений - увы, нет охоты. Занудство и беспросветность. Нечего и вспомнить, кроме ...рьма жизни.
№167 Невыспавшийся Фрейд
Гена, этот фильм без метафор - ничто!
Просто бессмысленный взгляд в окно :(
Попробуй пересмотреть!
Да понял я эти метафоры с первого же раза!
И стало мне от этого "понимания" так скучно, что словами не передать - и хотя фильм длится всего час с небольшим, но еле-еле заставил себя досмотреть до конца, а ты говоришь - пересмотри...
Вот не люблю я такие фильмы, хоть тресни! :))
Если уж брать именно "перестроечное кино", то мне гораздо ближе по духу драмы, типа, "Маленькой Веры" или трагикомедии, типа, "Фонтана".
А "Облако-рай" - посмотрел, поставил "галочку" и забыл.
№165 Геннадий Воланов
Ну Коля - как персонаж - тоже, вроде, "не без образования"! :))
Осмелюсь ответить за Принцессу - Миронов тут абсолютно не пошел бы!
Турандот права - лицо у него чересчур обезображено интеллектом :)
А Жигалов - самое то!
Ни прибавить, ни убавить!
№165 Геннадий Воланов
Скажу честно; метафорические фильмы для меня - тёмный лес, поэтому, дабы "не позориться"(с), оставлю свой мутный поток сознания при себе! :))
Гена, этот фильм без метафор - ничто!
Просто бессмысленный взгляд в окно :(
Попробуй пересмотреть!
Видел, признаюсь, уже достаточно давно :(
Но фильм - гениален!
Такими простыми средствами передать такую глубину характера - это что-то!
Всем, кто видел, советую посмотреть продолжение: "Коля - перекати поле". Не так сильно, конечно, "торкает", как "Облако рай" - нет уже того ошеломляющего эффекта неожиданной встречи с шедевром, но продолжение весьма достойно :)
отзывы
Ещё один воскресный дней в маленьком богом забытом городке Необъятного Российского Захолустья, вновь нечего делать и некуда себя приткнуть. Кто-то с дуру идёт купаться в ледяной воде, другие закутавшись в шубы, прилипли к лавочке и перемывают кости завсегдатаям сей богадельни, третьи в грязном трико, нестиранной майке и засаленном пиджаке направляют свои стопы в неизвестность, четвёртые полусонно восседают на кухне, смоля папироской. Никому ненужный лишний здесь житель Коля в поисках ласки и дружеского расположения хоть кого нибудь, тычется туда-сюда и везде находит отказ. И вот что-бы хоть как-то скрасить серые безрадостные скучные дни, он заявляет своим лучшим друзьям о том, что уезжает, вдобавок для верности указывая рукой некое направление, озвучиваемое им как «Дальний Восток», где его как-бы ждёт друг, деньги льются в карман рекой и вообще «много диких обзьян». И тут начинается кипешь, мельтешня ранее безучастных завсегдатаев, почувствовавших внезапное наступление шоу — праздника посреди серых будней с обязательным по случаю возлиянием огненной жидкости, хмельных разглагольствований, плясок и веселых радостных проводов сожителя в Никуда. Режиссёр намеренно гримассно искажает ракурсы физиономий действующих лиц, дабы выявить истинную внутреннюю духовную сущность всех этих моральных уродов. И вот Коле собран огромный чемодан, он пропит и затолкан в пустой автобус, увозящий его прочь от некогда любимого городка собственно в Никуда. Но ничего страшного, ибо где-то там, далеко тоже возможно что-то есть. И тут возникает как-бы раздвоение личности: с одной стороны Коля давно хотел отсюда уехать куда-нибудь в светлое будущее, но всё никак не решался, а тут вдруг добрый боженька словно дал ему волшебного пендаля. Но с другой стороны разве ему здесь было так уж плохо и неуютно: квартирка, душ, тепло, кровать, шкаф, стол, мягкое кресло, и даже невеста у него была, опять-же приёмничек и гитара (и «добрые отзывчивые» соседи, что побыстрому собрали его в дорогу и вытолкали взашей)? Не, не плохо, а уютно и прогнозируемо, просто и понятно. А потому в автобусе у него выступили слёзы — так не хотелось уезжать, он ещё не понял всей доброты Всевышнего, что воспользовавшись подходящим случаем, собрал его в дальнюю дорогу прочь отсюда из этого безпросветного и безпробудного инферно в лучшую жизнь.
Фильм чудесный. Запомнился с первого раза, как прошла премьера.
Я никаких назидательных метафор там не углядела.
Но фильм - гениален!
Такими простыми средствами передать такую глубину характера - это что-то!
Чем-то напоминает фильмы Тарковского. Чем? "нудным" сюжетом. И в то же время до советского мэтра далеко.
В общем, получился фильм ни то ни сё. И на Оскар не отправишь, и кассовым не назовёшь.
Можно сравнить с другими российскими о "беспросветности" России. "Мусульманин", "Географ...", "Брат", "Левиафан".
Думаю, почему этот фильм не обсуждался так бурно? Он действительно хуже? Или в нём нет политической составляющей? Или в нём отсутствуют сочные цитаты, маты?
Может, режиссёр снял просто фильм, а не провокацию. Потому и шума меньше. А уровень - не хуже.
Гена, этот фильм без метафор - ничто!
Просто бессмысленный взгляд в окно :(
Попробуй пересмотреть!
И стало мне от этого "понимания" так скучно, что словами не передать - и хотя фильм длится всего час с небольшим, но еле-еле заставил себя досмотреть до конца, а ты говоришь - пересмотри...
Вот не люблю я такие фильмы, хоть тресни! :))
Если уж брать именно "перестроечное кино", то мне гораздо ближе по духу драмы, типа, "Маленькой Веры" или трагикомедии, типа, "Фонтана".
А "Облако-рай" - посмотрел, поставил "галочку" и забыл.
Ну Коля - как персонаж - тоже, вроде, "не без образования"! :))
Турандот права - лицо у него чересчур обезображено интеллектом :)
А Жигалов - самое то!
Ни прибавить, ни убавить!
Скажу честно; метафорические фильмы для меня - тёмный лес, поэтому, дабы "не позориться"(с), оставлю свой мутный поток сознания при себе! :))
Просто бессмысленный взгляд в окно :(
Попробуй пересмотреть!
Но фильм - гениален!
Такими простыми средствами передать такую глубину характера - это что-то!
Всем, кто видел, советую посмотреть продолжение: "Коля - перекати поле". Не так сильно, конечно, "торкает", как "Облако рай" - нет уже того ошеломляющего эффекта неожиданной встречи с шедевром, но продолжение весьма достойно :)