Из книги Исидора Анненского "В театре и кино", 1974
/ В 1963 году меня пригласили на Одесскую киностудию для осуществления постановки фильма «Первый троллейбус» (авторы Ю. Шилов, И. Леонидов). Это был сценарий о рабочей молодежи, о том, как коллектив помогает молодым людям найти свое место в жизни. Несмотря на недостатки, было в сценарии что-то привлекательное – непосредственность, чистота.
Сюжет фильма «Первый троллейбус» прост, незамысловат. Девушка, окончив среднюю школу, решила стать водителем троллейбуса. И стала им. В ранних утренних рейсах она встречается с группой рабочих парней, едущих на работу. Возникает хорошая товарищеская дружба. Среди этих юношей находит героиня и свою любовь.
Мне хотелось воплотить в фильме образ молодого рабочего коллектива, передать романтику юности, влюбленность героев в свой труд, в жизнь, их веру во все доброе и светлое.
Актеры были молоды. Пришлось много поработать с ними. Дружный, молодой актерский ансамбль «подпирали» замечательные мастера, давние мои друзья Лев Наумович Свердлин и Алексей Николаевич Грибов. Они с удовольствием согласились сниматься в эпизодических ролях.
Героиню фильма Светлану играла юная актриса Ирина Губанова. Это был ее дебют, сейчас она хорошо известна многими киноролями.
Лирична и светла в фильме музыка композиторов А. Эшпая и Р. Бойко.
Съемки многих эпизодов проходили на самых людных улицах Одессы. Пассажиры часто путали наш специальный, «кинематографический», троллейбус с городскими машинами и поневоле становились участниками работы над фильмом. Но основной «контингент» пассажиров составляли приглашенные нами на съемку артисты Ленинградского театра комедии, который гастролировал в то лето в Одессе.
На всю жизнь запомнилась мне встреча в один из дней работы над «Первым троллейбусом» – встреча с Михаилом Светловым. Я просил поэта написать текст песни для фильма. Мы сидели в моей комнате за столом и разговаривали.
Михаил Аркадьевич что-то по привычке писал на клочке бумаги. Когда он ушел, я прочитал написанное. Это было начало будущей песни. Вот оно:
Этот город – нигде и везде.
Это утро нас всех ожидает.
Ведь любовь – то сражение, где
Побежденные побеждают…
Я бережно храню маленький клочок с четырьмя светловскими строчками. И с болью, с горечью думаю о том, что смертельная болезнь помешала Михаилу Аркадьевичу среди многого другого – недописанного, незавершенного – дописать и текст песни для нашего фильма. /
Это начало 60-х. Водитель троллейбуса получал 120р.,сомнительно. З/плата инженера в 70-е. На руки. Плюс 13 з/плата. В 60-е люди получали сравнительно мало. 100р. уже считались хорошие деньги.
В предыдущие просмотры этот фильм мне нравился гораздо больше.
Приятно, конечно, погрузиться в атмосферу 60-х, и посмотреть на замечательных актёров. Но драматургия откровенно слабая. Зачем Даль поёт не сам, да и аккомпанемент там явно не только гитарный?..
Кстати - а водители троллейбусов правда тогда зарабатывали 120 рублей в месяц? Разве не больше?
P.S. Водить троллейбус по тогдашним практически пустым улицам - это вам не по нынешним переполненным машинами.
надуманный сюжет, банальный распил тогдашнего бюджета 1963 года ,
безобразное преследование девушки.
- сейчас пилят на сериалах, тогда пилили на таких нелепых фильмах про городскойпролетариат заводскую молодёжь..
№530 Зенов Олег
Только сейчас обратил внимание: водитель Чекан получет журнал и говорит, 213 рейс, а Светлана - 203. Получается он перед ней устроился на работу. Не знаю, почему кому-то фильм не нравится.
Простите, не понял рассуждений и вывода. Очевидно, что Чекан устроился на работу перед ней. А 213 и 203 - это бортовые номера машин, они к стажу работы не имеют никакого отношения.
Фильм, действительно, нравится своей непринужденной атмосферой. Иногда тянет именно такие филмьы пересмотреть. Хотя сказать, чтобы я как-то сильно прониклась к героине - не могу. Фильм, на мой взгляд делает ее окружение, ранние пассажиры.
№638 nord
Буквы исчезают и в фамилиях. Вот всемирно известный гитарист "Роллинг Стоунз" Кит Ричард. Вообще-то он Ричардс. Но "с" исчезло для благозвучия. А сейчас никто и не скажет,какая у него истинная фамилия.
Не свосем для благозвучия.
Менеджер считал, что так придаст ему сходство с другим исполнителем, Клиффом Ричардом. Ричардсу пришлось отстоять свою букву в конце 1970-х)
№643 Лукьян Зареченский
Неплохое , можно сказать милое кино ...Только вряд ли ''ПТ'' можно причислить к той категории фильмов , которые хочется пересматривать неоднократно
Согласна полностью. Причину не смогу конкретизировать, но причёска героини мне не мешает. :)
'показательный процесс'' любвеобильному кавалеру ... Осрамили не только ловеласа, но и его девушку
Возможно, именно для пользы девушки это и было сделано, чтобы открыть ей глаза на сущность этого кавалера.
Троллейбус-от слова троллей. Это токоприёмник на крыше. Последний раз,на днях,посматривал фильм. Что-то он не пошёл. Актриса возрастная. Ей явно не 20 лет. То,что делают герои,не реально. Фильм далёк от жизни. Только отличная песня. Можно посмотреть как ретро-кино.
От затянувшихся филологических изысканий - к самому фильму .
...
Неплохое , можно сказать милое кино ...Только вряд ли ''ПТ'' можно причислить к той категории фильмов , которые хочется пересматривать неоднократно ...Общая тональность картины всё таки какая то пресновато-монотонная ...Этому сюжету не хватает ''взрывчатости '' , остроты конфликтных столкновений - слишком всё сглажено , смягчено , даже чуточку ''припудрено '' ...
О частностях :
Ирина Губанова , наверное выглядела бы в кадре более миловидной и привлекательной ...Если бы не эта причёска ...Которая актрисе совершенно не идёт , не сочетается с её обликом , чертами лица ...
...
Неприятное впечатление произвела сцена , когда в салоне троллейбуса , бригада устроила ''показательный процесс'' любвеобильному кавалеру ...Здесь , во первых , более всего пострадала новая пассия ''Дон Жуана'' - ей то это всё каково было испытывать ? ...В чём ОНА то виновата ? ...Осрамили не только ловеласа , но и его девушку ...Плюс ко всему : Как бы ни относиться к подобной смене пассий одним кавалером - в конце концов - это личное дело каждого ...И подобная ''воспитательная мера'' предпринятая гл .героями картины - не что иное , как беспардонное вмешательство в эту самую , личную жизнь ...
...
Песня , исполняемая Олегом ...Трошиным ...:-) ...ЧТО помешало авторам фильма предоставить возможность спеть самому О.Далю ? ...Ведь внешний облик актёра , тем более ещё такого юного , просто категорически не ''монтируется'' с голосом Владимира Трошина ...Есть такое выражение - '' - Слышу голос не мальчика , но мужа ..''
А в упомянутой сцене - мальчик с голосом мужа ...Нелепо и фальшиво ( не в песенном , а в киношном смысле) ...
№606 nord
Не удивляют ручки в 1970-е годы. Их уже было полно. Но их не было в СССР в 60-е. В Украине были. Там и купил+запасной стержень в комплекте. Хотя изобрели давно. Интернет ошибается,что ручки появились в конце 60-х. А в к/ф смешно выглядит Вицин. :) Очень хороший эпизод. При этом есть ляп. Троллейбус начинает двигаться,а Вицин ещё в дверном проёме. Дверь не закрылась. Нарушение.
НА Украине. Украина - от слова Окраина. Я помню и в к. 60х шариковые ручки, в Ленинграде. Просто в школе нас заставляли писать перьевыми. А на почте, перьевые ручки и чернильницы, использовались еще и в 80е.
Ну, а то, что советские республики снабжались лучше, чем РСФСР - это давно известный факт (жили не по средствам). Даже в простом сельпо в любой республике, можно было купить больше, чем в российском магазине на периферии (некоторые товары даже в Ленинграде и Москве было сложно купить, а в белорусском или украинском и др. сельском магазине - легко).
Не удивляют ручки в 1970-е годы. Их уже было полно. Но их не было в СССР в 60-е. В Украине были. Там и купил+запасной стержень в комплекте. Хотя изобрели давно. Интернет ошибается,что ручки появились в конце 60-х. А в к/ф смешно выглядит Вицин. :) Очень хороший эпизод. При этом есть ляп. Троллейбус начинает двигаться,а Вицин ещё в дверном проёме. Дверь не закрылась. Нарушение.
№604 nord
Оказывается,в 1963 году в СССР уже были шариковые ручки. Но подписывать ими документы было нельзя. Директор отказывается это делать. Просит простую.
Я таки Вас удивлю, но и в 70е, были шариковые ручки, но учителя в школах требовали, чтобы мы писали перьевыми т.е. с чернилами. До сих пор помню свои испачканные руки. А набирать в ручку чернила....
Ручки были как с открытыми, так и с закрытыми перьями. ... Если не ошибаюсь, то моторика при письме ручкой шариковой и перьевой - разная. Тут кто к чему привык.
отзывы
/ В 1963 году меня пригласили на Одесскую киностудию для осуществления постановки фильма «Первый троллейбус» (авторы Ю. Шилов, И. Леонидов). Это был сценарий о рабочей молодежи, о том, как коллектив помогает молодым людям найти свое место в жизни. Несмотря на недостатки, было в сценарии что-то привлекательное – непосредственность, чистота.
Сюжет фильма «Первый троллейбус» прост, незамысловат. Девушка, окончив среднюю школу, решила стать водителем троллейбуса. И стала им. В ранних утренних рейсах она встречается с группой рабочих парней, едущих на работу. Возникает хорошая товарищеская дружба. Среди этих юношей находит героиня и свою любовь.
Мне хотелось воплотить в фильме образ молодого рабочего коллектива, передать романтику юности, влюбленность героев в свой труд, в жизнь, их веру во все доброе и светлое.
Актеры были молоды. Пришлось много поработать с ними. Дружный, молодой актерский ансамбль «подпирали» замечательные мастера, давние мои друзья Лев Наумович Свердлин и Алексей Николаевич Грибов. Они с удовольствием согласились сниматься в эпизодических ролях.
Героиню фильма Светлану играла юная актриса Ирина Губанова. Это был ее дебют, сейчас она хорошо известна многими киноролями.
Лирична и светла в фильме музыка композиторов А. Эшпая и Р. Бойко.
Съемки многих эпизодов проходили на самых людных улицах Одессы. Пассажиры часто путали наш специальный, «кинематографический», троллейбус с городскими машинами и поневоле становились участниками работы над фильмом. Но основной «контингент» пассажиров составляли приглашенные нами на съемку артисты Ленинградского театра комедии, который гастролировал в то лето в Одессе.
На всю жизнь запомнилась мне встреча в один из дней работы над «Первым троллейбусом» – встреча с Михаилом Светловым. Я просил поэта написать текст песни для фильма. Мы сидели в моей комнате за столом и разговаривали.
Михаил Аркадьевич что-то по привычке писал на клочке бумаги. Когда он ушел, я прочитал написанное. Это было начало будущей песни. Вот оно:
Этот город – нигде и везде.
Это утро нас всех ожидает.
Ведь любовь – то сражение, где
Побежденные побеждают…
Я бережно храню маленький клочок с четырьмя светловскими строчками. И с болью, с горечью думаю о том, что смертельная болезнь помешала Михаилу Аркадьевичу среди многого другого – недописанного, незавершенного – дописать и текст песни для нашего фильма. /
Кстати - а водители троллейбусов правда тогда зарабатывали 120 рублей в месяц? Разве не больше?
Приятно, конечно, погрузиться в атмосферу 60-х, и посмотреть на замечательных актёров. Но драматургия откровенно слабая. Зачем Даль поёт не сам, да и аккомпанемент там явно не только гитарный?..
Кстати - а водители троллейбусов правда тогда зарабатывали 120 рублей в месяц? Разве не больше?
P.S. Водить троллейбус по тогдашним практически пустым улицам - это вам не по нынешним переполненным машинами.
безобразное преследование девушки.
- сейчас пилят на сериалах, тогда пилили на таких нелепых фильмах про
городскойпролетариатзаводскую молодёжь..Только сейчас обратил внимание: водитель Чекан получет журнал и говорит, 213 рейс, а Светлана - 203. Получается он перед ней устроился на работу. Не знаю, почему кому-то фильм не нравится.
Буквы исчезают и в фамилиях. Вот всемирно известный гитарист "Роллинг Стоунз" Кит Ричард. Вообще-то он Ричардс. Но "с" исчезло для благозвучия. А сейчас никто и не скажет,какая у него истинная фамилия.
Менеджер считал, что так придаст ему сходство с другим исполнителем, Клиффом Ричардом. Ричардсу пришлось отстоять свою букву в конце 1970-х)
Неплохое , можно сказать милое кино ...Только вряд ли ''ПТ'' можно причислить к той категории фильмов , которые хочется пересматривать неоднократно
...
Неплохое , можно сказать милое кино ...Только вряд ли ''ПТ'' можно причислить к той категории фильмов , которые хочется пересматривать неоднократно ...Общая тональность картины всё таки какая то пресновато-монотонная ...Этому сюжету не хватает ''взрывчатости '' , остроты конфликтных столкновений - слишком всё сглажено , смягчено , даже чуточку ''припудрено '' ...
О частностях :
Ирина Губанова , наверное выглядела бы в кадре более миловидной и привлекательной ...Если бы не эта причёска ...Которая актрисе совершенно не идёт , не сочетается с её обликом , чертами лица ...
...
Неприятное впечатление произвела сцена , когда в салоне троллейбуса , бригада устроила ''показательный процесс'' любвеобильному кавалеру ...Здесь , во первых , более всего пострадала новая пассия ''Дон Жуана'' - ей то это всё каково было испытывать ? ...В чём ОНА то виновата ? ...Осрамили не только ловеласа , но и его девушку ...Плюс ко всему : Как бы ни относиться к подобной смене пассий одним кавалером - в конце концов - это личное дело каждого ...И подобная ''воспитательная мера'' предпринятая гл .героями картины - не что иное , как беспардонное вмешательство в эту самую , личную жизнь ...
...
Песня , исполняемая Олегом ...Трошиным ...:-) ...ЧТО помешало авторам фильма предоставить возможность спеть самому О.Далю ? ...Ведь внешний облик актёра , тем более ещё такого юного , просто категорически не ''монтируется'' с голосом Владимира Трошина ...Есть такое выражение - '' - Слышу голос не мальчика , но мужа ..''
А в упомянутой сцене - мальчик с голосом мужа ...Нелепо и фальшиво ( не в песенном , а в киношном смысле) ...
Не удивляют ручки в 1970-е годы. Их уже было полно. Но их не было в СССР в 60-е. В Украине были. Там и купил+запасной стержень в комплекте. Хотя изобрели давно. Интернет ошибается,что ручки появились в конце 60-х. А в к/ф смешно выглядит Вицин. :) Очень хороший эпизод. При этом есть ляп. Троллейбус начинает двигаться,а Вицин ещё в дверном проёме. Дверь не закрылась. Нарушение.
Ну, а то, что советские республики снабжались лучше, чем РСФСР - это давно известный факт (жили не по средствам). Даже в простом сельпо в любой республике, можно было купить больше, чем в российском магазине на периферии (некоторые товары даже в Ленинграде и Москве было сложно купить, а в белорусском или украинском и др. сельском магазине - легко).
Оказывается,в 1963 году в СССР уже были шариковые ручки. Но подписывать ими документы было нельзя. Директор отказывается это делать. Просит простую.
Ручки были как с открытыми, так и с закрытыми перьями. ... Если не ошибаюсь, то моторика при письме ручкой шариковой и перьевой - разная. Тут кто к чему привык.