"После "Гамлета" "Девять дней одного года" был вторым пиком артиста в кино. А затем был "Чайковский" Игоря Таланкина, который все с нетерпением ждали и, в первую очередь, из-за И. М. Смоктуновского в роли гениального композитора. В целом фильм, как я помню, не приняли, даже поругивали, хотя Надежду Филаретовну фон Мекк в исполнении Антонины Шурановой выделяли, как и игру Иннокентия Михайловича.
Я давно не видел этой картины, многое уже забылось, но что я помню точно, так это потрясший меня кусок, сцену, когда П. И. Чайковский плачет над гробом Антона Рубинштейна. Смоктуновский на самом деле сыграл это гениально! Он плакал, как гениальный коллега Рубинштейна, композитор, человек ранимый, тонко чувствующий, он плакал, как может плакать только гомосексуалист...
Эта тема была стыдливо забыта в фильме, какие-то отголоски в сцене со слугой - Е. Леоновым вызывали ироническую усмешку. Но слезы Чайковского над телом ушедшего Рубинштейна врезались в мою память навсегда. И я еще раз поразился бесстыдству мастерства, бесстрашию игры и внутреннему праву на такую игру. Меня это впрямь поразило, потрясло в игре Смоктуновского еще в большей мере, чем его Моцарт в фильме-опере. Там это бесстыдство-бесстрашие только проклюнулось, здесь - потрясло воображение" (Козаков М. М. Встречи и расставания. М., 2011. С. 207).
№85 Елена из Сибири
... Шуранова (только фон Мекк - не Ольга, а Надежда) и для меня здесь практически главное лицо, она привлекает большее внимание, чем главный герой. А знакомый голос Смоктуновского нисколько не смущает, никаких ассоциаций с другими его ролями у меня не возникает совершенно.
Как жаль, что фильм показывают исключительно редко, а его техническое состояние далеко не лучшее.
Да. Вы правы. Надежда конечно. Я ошиблась. Но то, что привлекает большее внимание, это несомненно.
№89, Скорее всего, Елена, 52 года назад фильм показался бы очередным житием композитора, но в отличие от 50-х (прекрасно снятые Римский-Корсаков или Композитор Глинка) исполненным в манере новой волны - с разрывами фабулы, недосказанностью эпизодов и акцентом на внутренний мир героев в заданных схемой обстоятельствах.
Надо было прожить жизнь с этой музыкой, чтобы услышать ее в этом фильме как главное действующее лицо, а не как подложку для кадров несколько сумбурной кинобиографии.
№88 Игого
Представляется, что авторы сделали главным героем картины Музыку. Не странноватую фигуру Чайковского ... и не трагическую Надежду Филаретовну фон-Мекк ...
Нельзя не согласиться! Музыка здесь - естественная основа всего, из неё самой возникает здесь всё, и эта невероятная духовная близость никогда не встречавшихся двух людей. Это действительно трагический романтизм.
не только в этой роли Шуранова выглядит более чем убедительно
Увы, ушедшая так рано. Счастье, что есть те несколько, но каких (!) ролей, забыть которые нельзя.
А ведь кино-то получилось!
И получилось ещё 52 года назад! Жаль, что вы столько времени его не знали.
Не стал смотреть в 69-м, показалось тогда слишком много шума вокруг. А посмотреть стоит, даже сейчас.
Представляется, что авторы сделали главным героем картины Музыку. Не странноватую фигуру Чайковского с неоднозначной личной жизнью (после Мышкина странноватые, если не сказать больше, герои стали пусть фирменным, но все-таки штампом Смоктуновского) и не трагическую Надежду Филаретовну фон-Мекк (не только в этой роли Шуранова выглядит более чем убедительно), а подлинно бессмертные симфонии и оперы, концерты и балеты, которые звучат в голове великого композитора иногда и вне связи с действием на экране и как будто помимо его воли (как отмечал сам Петр Ильич). Редкие паузы музыкального звукоряда тщательно заполнены пением птиц, кваканьем лягушек - самой природой России, вечным фундаментом того поразительного слуха, из которого возникли небесные гармоники произведений Мастера.
Сиюминутность житейских коллизий, несвязные эпизоды сюжета, обрывочные диалоги - все это только подчеркивает мелочную вторичность обстоятельств, сопутствовавших творчеству. Даже сложно оценить работы таких гран-мэтров, как Леонов, Евстигнеев, Лавров, Демидова, Стржельчик или Б.Фрейндлих: сами их персонажи оказались малозначительным фоном грандиозного музыкального действа.
А ведь кино-то получилось! Браво!
№84 Laviva
Особенно впечатлили Антонина Шуранова в роли Ольги фон Мекк и Владислав Стрежельчик в роли Рубинштейна. И отдаю должное гению Смоктуновского.
Шуранова (только фон Мекк - не Ольга, а Надежда) и для меня здесь практически главное лицо, она привлекает большее внимание, чем главный герой. А знакомый голос Смоктуновского нисколько не смущает, никаких ассоциаций с другими его ролями у меня не возникает совершенно.
Как жаль, что фильм показывают исключительно редко, а его техническое состояние далеко не лучшее.
Прекрасный фильм. Смотрела, не отрываясь. Музыка, природа, игра актеров. Особенно впечатлили Антонина Шуранова в роли Ольги фон Мекк и Владислав Стрежельчик в роли Рубинштейна. И отдаю должное гению Смоктуновского. Но вот в этом я согласна с вами.
№78 Марина1969
Бережное отношение к великому Но лучше б Чайковского озвучил другой актер, с более нейтральным, что ли, менее узнаваемым голосом. Смоктуновский не умел менять голос, играть им, как это удавалось, например, Гриценко. А потому хотелось слышать экранного Чайковского, вне зависимости, какой у того был голос, а слышишь заштампованный голос Смоктуновского, каким он говорит из роли в роль с его узнаваемыми, опять же заштампованными, интонациями.
В некоторых эпизодах мне казалось, что говорит Деточкин из "Берегись автомобиля" и даже его некоторые позы были похожи. Но, к счастью, это не испортило впечатления.
Замечательный биографический фильм,пронизанный гениальной музыкой Великого Композитора! Сценарий , режиссура и актерская игра отличная! Смотрела и слушала на одном дыхании ! Большая благодарность за такой шедевр ! Восхищена и ,конечно,буду к нему возвращаться
отзывы
Удивительный фильм, восхитительный фильм.
Два с половиной часа ни о чём! Это надо очень постараться!
Такая точка зрения тоже прекрасна)
Из воспоминаний Михаила Козакова:
...
Я давно не видел этой картины, многое уже забылось, но что я помню точно, так это потрясший меня кусок, сцену, когда П. И. Чайковский плачет над гробом Антона Рубинштейна. Смоктуновский на самом деле сыграл это гениально! Он плакал, как гениальный коллега Рубинштейна, композитор, человек ранимый, тонко чувствующий, он плакал, как может плакать только гомосексуалист...
Эта тема была стыдливо забыта в фильме, какие-то отголоски в сцене со слугой - Е. Леоновым вызывали ироническую усмешку. Но слезы Чайковского над телом ушедшего Рубинштейна врезались в мою память навсегда. И я еще раз поразился бесстыдству мастерства, бесстрашию игры и внутреннему праву на такую игру. Меня это впрямь поразило, потрясло в игре Смоктуновского еще в большей мере, чем его Моцарт в фильме-опере. Там это бесстыдство-бесстрашие только проклюнулось, здесь - потрясло воображение" (Козаков М. М. Встречи и расставания. М., 2011. С. 207).
... Шуранова (только фон Мекк - не Ольга, а Надежда) и для меня здесь практически главное лицо, она привлекает большее внимание, чем главный герой. А знакомый голос Смоктуновского нисколько не смущает, никаких ассоциаций с другими его ролями у меня не возникает совершенно.
Как жаль, что фильм показывают исключительно редко, а его техническое состояние далеко не лучшее.
Надо было прожить жизнь с этой музыкой, чтобы услышать ее в этом фильме как главное действующее лицо, а не как подложку для кадров несколько сумбурной кинобиографии.
Представляется, что авторы сделали главным героем картины Музыку. Не странноватую фигуру Чайковского ... и не трагическую Надежду Филаретовну фон-Мекк ...
Представляется, что авторы сделали главным героем картины Музыку. Не странноватую фигуру Чайковского с неоднозначной личной жизнью (после Мышкина странноватые, если не сказать больше, герои стали пусть фирменным, но все-таки штампом Смоктуновского) и не трагическую Надежду Филаретовну фон-Мекк (не только в этой роли Шуранова выглядит более чем убедительно), а подлинно бессмертные симфонии и оперы, концерты и балеты, которые звучат в голове великого композитора иногда и вне связи с действием на экране и как будто помимо его воли (как отмечал сам Петр Ильич). Редкие паузы музыкального звукоряда тщательно заполнены пением птиц, кваканьем лягушек - самой природой России, вечным фундаментом того поразительного слуха, из которого возникли небесные гармоники произведений Мастера.
Сиюминутность житейских коллизий, несвязные эпизоды сюжета, обрывочные диалоги - все это только подчеркивает мелочную вторичность обстоятельств, сопутствовавших творчеству. Даже сложно оценить работы таких гран-мэтров, как Леонов, Евстигнеев, Лавров, Демидова, Стржельчик или Б.Фрейндлих: сами их персонажи оказались малозначительным фоном грандиозного музыкального действа.
А ведь кино-то получилось! Браво!
Два с половиной часа ни о чём! Это надо очень постараться!
Особенно впечатлили Антонина Шуранова в роли Ольги фон Мекк и Владислав Стрежельчик в роли Рубинштейна. И отдаю должное гению Смоктуновского.
Как жаль, что фильм показывают исключительно редко, а его техническое состояние далеко не лучшее.
Бережное отношение к великому Но лучше б Чайковского озвучил другой актер, с более нейтральным, что ли, менее узнаваемым голосом. Смоктуновский не умел менять голос, играть им, как это удавалось, например, Гриценко. А потому хотелось слышать экранного Чайковского, вне зависимости, какой у того был голос, а слышишь заштампованный голос Смоктуновского, каким он говорит из роли в роль с его узнаваемыми, опять же заштампованными, интонациями.