Это сладкое слово «Свобода»... Сладкое? Но на экране выстрелы, стоны, кровь.
Действие фильма происходит в некой латиноамериканской, судя по именам и костюмам героев, стране. Но не нужно искать более точных указаний. Фильм — вовсе не хроника. У картины несколько иные цели.
Герои роют подкоп, чтобы освободить сидящих в тюрьме сенаторов-коммунистов. Дело это очень сложное. Нужно купить лавку, расположенную в непосредственной близости от тюремных ворот. Нужно научиться хозяйничать в этой лавке так, чтобы никто не распознал в заурядном торговце и его хорошенькой жене людей, занимающихся политикой. Нужно тонны земли вырыть своими руками, и ведрами поднять ее наверх, вывезти за город и выбросить так, чтобы никто этого не заметил. Нужно привыкнуть жить как на вулкане, в постоянной опасности. А опасности подстерегают героев на каждом шагу. То один из тюремных солдат вдруг заподозрил неладное и начинает шантажировать Франсиско. То вдруг в квартале производится внезапный обыск — а владельцы лавки не успели уничтожить следы ночной работы. Все эти неожиданности придают сюжету такую остроту, что моментами фильм смотрится почти как приключенческая лента.
Франсиско, выполняющему поручение партии, противопоставлен в фильме революционер-экстремист Бенедикто. В исполнении Р. Нахапетова это сильный, мужественный человек. Он готов освободить попавших в тюрьму товарищей. Жертва Франсиско гораздо тяжелее. В имя свободы своего народа, своей страны он жертвует своей личной свободой, наконец — правом взять в руки оружие и открыто выступить против ненавистного ему врага, как это делает Бенедикто. Для Бенедикто революция — это только сладкое слово. Для Франсиско — это работа. В финале, когда подкоп уже завершен, сенаторы-коммунисты освобождены и ненавистная лавка — страшная тюрьма Марии и Франциско — наконец оставлена ими, мы видим, как герои приезжают на машине в приморскую деревушку, где живет их маленькая дочь. Черноволосая девочка удивленно разглядывает своих родителей, от которых она успела уже отвыкнуть, потому что росла без них. А Мария и Франсиско спят, сваленные безмерной усталостью, сделавшие больше, чем, кажется, мог сделать и вынести человек.
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина
обсуждение >>