Леонид Филатов о Николае Гриценко: «Когда мы начинали свою передачу «Чтобы помнили», мы думали: а какой же принцип положить в основу? О ком говорить? Не просто же «об умерших актёрах»? Это, в общем-то, идея тоже неплохая, но невыполнима до конца, она, как бы, вечная — всю жизнь будут уходить люди из жизни. Мы решили, как бы ограничить сферу деятельности только теми именами, которые были... испытали какой-то период славы, но были забыты даже ещё при собственной жизни. Так называемые «актёры второго эшелона». «Великих» мы решили не трогать... до поры. Потому что «великие», вроде, настолько постарались, настолько поработали над собственным «бессмертием», что заботиться о них не надо — они сами о себе позаботятся. Но вот прошло время и выяснилось, что не так все просто: и «великие» забываются. Такой мы беспамятный народ, что не помним ничего, вчерашний свой день и то забываем.
Все талантливы, о ком мы говорили в своих передачах. Но, всё-таки, надо сказать, что не ко всем, далеко не ко всем, применимо, вот так, чтобы можно было сказать сразу, безоговорочно — коротенькое и исчерпывающее слово «гений».
А сегодня речь пойдёт о человеке, которого называли гением при жизни. И в глаза, и заглазно. Я говорю о человеке, которого звали Николай Олимпиевич Гриценко.
В день, когда не стало Николая Гриценко, актёры, его коллеги, актёры Театра Вахтангова, ещё не знали о его смерти, и вечером играли очередной спектакль. И вот, когда спектакль закончился, актёры вышли на поклоны, на сцену вдруг вылетел голубь, неизвестно откуда. Подлетел к рампе и стал кланяться вместе с актёрами залу. Конечно, это сразу получило мистическую трактовку, что вот мол, душа Николая Олимпиевича Гриценко прилетела в родной театр попрощаться со зрителями. Я не знаю, что здесь правда, что — нет. Но думаю, в любом случае эта легенда настолько красива и благородна, что в неё хочется верить. Такие легенды придумываются не про всех...»
последнее обновление информации: 18.03.24
обсуждение >>