
Рецензии на фильмы
Фильм открытия 47-ого Московского международного кинофестиваля

Лайфстайл
Фотопроект приурочен к выходу альманаха «Слишком хорошая Анна и еще три истории о нас»

Спутник телезрителя
1 мая, 23:20, СТС

Лайфстайл
Актриса поделилась мыслями с журналом "OK!"

Обзор сериалов
Кому же достался (не)счастливый лотерейный билет?

Спутник телезрителя
28 апреля, 23:10, ТНТ

Спутник телезрителя
В ночь с 30 апреля на 1 мая, 00:20, Кинохит

Интервью
Режиссер фильма «Легенды наших предков» о жанре бытовых сказок, путешествиях и культуре малых народов
обсуждение
Очень понравился сюжет и главный герой. Спасибо.
(о спектакле Студии Театра им. Ленсовета «Строитель Сольнес» по мотивам пьесы Г. Ибсена, режисёр Кирилл Фролов)
Когда слышу Ибсен, моя услужливая память подсказывает: «Пер Гюнт» Григ. В десятилетнем возрасте, я был околдован музыкой Эдварда Грига к драме Г. Ибсена, спасибо муз/школе 70-х годов. Только вначале 90-х, увидев на фестивале в БалтДоме, спектакль немецкого театра (не помню имени) по пьесе «Строитель Сольнес», заинтересовался драматургом, говорящем (как мне показалось) на языке Сигизмунда Шломо Фройда. Прочёл толстую монографию о поэте и драматурге Генрике (Хенрике) Ибсене (1828 - 1906), авторе «драматической реформы» XIX века, проповеднике «революции человеческого духа», певце «синтеза духовного и плотского начал в человеке». Потом смотрел в Театре на Литейном (1999) спектакль В. Туманова, а в театр им. Вл. Маяковского (Москва, режиссер Т. Ахрамкова) "Строитель Сольнес" (2002). Не скажу, что эти постановки привели меня в восторг, но к драматургии Ибсена (особенно позднему творчеству) я не равнодушен уже 20 лет. И как уже понятно, новый спектакль Студии Театра им. Ленсовета по мотивам пьесы «Строитель Сольнес» я пропустить не мог!
В суетно-плотном графике новогодних праздников (с 1-го по 13-е) когда каждый вечер расписан, короткий дневной спектакль без антракта – просто подарок. Читаю на сайте театра: режиссёр и художник спектакля Кирилл Фролов (актёр, выпуск 2014), под художественным руководством Ю. Н. Бутусова, это уже звучало интригующе.
Сошлись в одно: гениальный драматург и его сложнейшая (психоделическая) пьеса, молодые выпускники А. Я. Алексахиной и художественное руководство (любимого мной) режиссера Ю. Н. Бутусова. После просмотра спектакля у меня нет однозначного и простого заключения. Но я попробую рассказать, простите, дилетантски и субъективно. Авторская режиссура Кирилла Фролова, сложна, изобилует метафорами и символами. Для не подготовленного зрителя трудно понять сюжет, и без того символической пьесы, в спектакле «по мотивам» где использованы только куски от Ибсена. К сложности самой пьесы, как специально, добавили декорации, в которых трудно просто ходить, а играть ещё сложнее. Элементы пантомимы и клоунады разбавляли, но не могли раскрыть психологическую драму.
Как опытный преподаватель я бы поставил «ЗАЧЁТ» за технические приспособы: бумажная птица дёргающаяся на шнурке, микрофоны на всех дверях декорации, могилки на верёвочках… всё по студенчески остроумно. А вот об игре актёров нет общей оценки. Юстина Вонщик играющая сразу двух (не совместимо разных) главных героинь (Хильда и Фру Алина) – хрупкая девочка с трогательным акцентом держала на себе внимание зала своей внутренней энергией и красотой. Александр Крымов в роли Доктоа Хэрдала, показался приятным и убедительным, как и положено хорошему психиатру. Главный герой: строитель (созидатель) Халвар Сольнес в исполнении Сергея Филатова, философский центр пьесы Г. Ибсона, в постановке выглядел не убедительно простоватым, наверное, потому что был одним из героев спектакля, а не единственным?!
Самое главное в этой дебютной работе студий при Театре им. Ленсовета: все очень старались, все старались по-своему. Зритель пытался понять суть проходящего перед ним действия на крохотной «Камерной сцены», добродушно разгадывая ассоциативный ребус. Три главных актёра напряжённо старались играть трагедию на фоне массовки - «обывательские матроны», которые суетливо отвлекали внимание от главных героев, превращали трагедию в фарс. Пьеса трудная, спектакль сложный, всё не просто и не однозначно. После просмотра, всю ночь, я перечитывал пьесу "Строитель Сольнес" в разных переводах. Не могу не процитировать:
«Сольнес. Когда в вашем городе я строил башню для церкви. Там, видите, на новом месте – мною вновь овладели мои вопросы и сомнения. И вдруг я понял, для чего он отобрал у меня моих деток. Для того, чтобы у меня не было никаких оков, ни любви, ни счастья. Вы понимаете? Я должен быть только строителем. И никем больше. Строить и строить – только для него. Всю жизнь. // И вот, стоя там на высоте и повесив свой венок, я сказал ему: Слушай меня, Всемогущий! Мне нужна свобода. Не хочу подчиняться тебе, не хочу воздвигать тебе храмы: я в своем деле равен тебе. Хочу строить удобные жилища для людей… // Но потом оказалось, что этим я только вернее служил Ему». (Акт III.)
А вот авторитетное мнение Корнея Чуковского, блестящего знатока искусства: «Сольнес – богоборец. Сольнес, отвергший себя во имя Бога, отвергший Бога во имя других, отвергает все во имя мечты своей, во имя Гильды, во имя высоты ибсеновской, захватывающей высоты духа…» «Театральная Россия», № 15 за 1905г.
За 120 лет после первой постановки этой великой символической пьесы накопилось много противоречивых мнений и трактовок. Огромное спасибо молодым студийцам Юрия Бутусова за смелость и хорошую творческую наглость. Спектакль не однозначный, но весьма достойный для театрального Петербурга ХXI века.
Кирилл Фролов в своём дебютном статусе, не испугался ворваться в вековой спор мировых корифеев театра о смысле и значении «Творца небесного и творца земного». Богоборцев много, а творцов мало. Желаю нам зрителям больше таких умных и смелых дебютов. Большое спасибо молодым и бесспорно одаренным «студийцы» театра им. Ленсовета, опять удивили и дали повод подумать о Вечном. Для этого и нужен Театр!
06.01.2015г