Вот сцены из фильма, доказывающие обратное:
- ... главное - схватить мерзавца... ...а для этого надо понять ход его мыслей. Чего он хочет?
- Я думаю, это очевидно...
- А если я скажу, что все жертвы, кроме проститутки, остались девственницами?
- Откуда это известно?
- Врач осмотрел трупы девушек... ...все они невинны.
и
- Прочтите доклад. Этот человек не может быть нашим убийцей.
- Он во всём сознался. В том числе в убийствах в Грассе.
- Да, но под пыткой. Смотрите. Он признался, что задушил свои жертвы, выдрал им волосы... ...и надругался над ними. Девушки в Грассе убиты одним ударом... ...их волосы аккуратно срезаны, а насилия не было
Подождите, так он использовал проститутку для аромата? Или орудовал параллельно другой? Я невнимательно смотрел фильм? Нет, я правда в замешательстве. Может, действительно что-то упустил? Тем более. Зачем тогда понадобилась проститутка, если ее в романе и в помине не было? Если авторы фильма не отходили от основной концепции романа, так зачем приплели проститутку в конце-концов?)
И ещё - количество убитых девушек в фильме - эта та самая парфюмерная пирамидка - моя любимая метафора этого фильма. Как и парфюмерный орган. Как и легенда, непонятая Демоном - ведь тот самый 13 компонент - личный запах собственной кожи, так как именно он вступает в диалог с духами и по-особому их раскрывает на каждом - с одной стороны и с другой - подчёркивает личный запах тела.
В книге не было цели четкого количества. Я опять что-то упустил?)
Почему же не показали жестокий оскал Гренуя перед публикой после "приворожения"? Суть героев романа и фильма в данном случае совершенно иная. Или я опять не то увидел?)
Простите, но если так сравнивать...Фильм - это фианит. Роман - это бриллиант. Блестят одинаково на глаз. Но фианит это камень-подделка, искуственно созданный. Бриллиант в отличие от своей копии выносила в своей утробе земля миллионы, миллиарды лет (а некоторые вообще бывают метеоритного происхождения в возрасте свыше самой галактики!). Природные бриллианты содержат солнечную энергию, которую копили столько же лет. Образовывались в естественных натуральных условиях. Обладают свойствами, превосходящие свои подделки. Оттого и разница в цене между ними как небо и земля.
А фианит блестит, обвораживает, обманывает. Но это искусная фальшивка. Заменитель. Фильм - это то, что как раз изобличает Зюскинд в своей книге! Парадокс.))) Вороны, сороки, галки любят блестящие предметы и понятия не имеют об их истинной ценности и свойствах. Главное, что красиво. Главное, что блестит. Никого не напоминает?))))
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)25.02.2018 - 04:36:41
154 Тал, спасибо большое!
С удовольствием прочитала Ваши интересные замечания и размышления, но пару своих добавлю.
Для меня образ Гренуя не столь тёмный - в произведении ярко явлены и черты инстинкта - сексуальность (дивной красоты песня и музыка), и мощный политический слой аллюзий (сам писатель говорил о тоталитаризме во всех его проявлениях, а Бен, что играет героя в фильме, говорил о массовой культуре), но повторяться не буду :). И тем более спорить :). Кроме одного:
Кстати, в "Видоке" Алхимик для своей маски также использует девственниц, как основной материал. А вот в фильме ГГ "мочит" всех подряд. Главное, что красивые. Да еще какое-то количество выстраивает. А это вообще прямое вопиющее кощунственное убиение всей идеи романа! Смысл меняется кардинально.
Вот сцены из фильма, доказывающие обратное: - ... главное - схватить мерзавца... ...а для этого надо понять ход его мыслей. Чего он хочет?
- Я думаю, это очевидно...
- А если я скажу, что все жертвы, кроме проститутки, остались девственницами?
- Откуда это известно?
- Врач осмотрел трупы девушек... ...все они невинны.
и - Прочтите доклад. Этот человек не может быть нашим убийцей.
- Он во всём сознался. В том числе в убийствах в Грассе.
- Да, но под пыткой. Смотрите. Он признался, что задушил свои жертвы, выдрал им волосы... ...и надругался над ними. Девушки в Грассе убиты одним ударом... ...их волосы аккуратно срезаны, а насилия не было...
Старые добрые архетипы - нечисть, что не имеет свой тени, отражения или как в данном случае - запаха - одна сторона и невинность - другая.
И ещё - количество убитых девушек в фильме - эта та самая парфюмерная пирамидка - моя любимая метафора этого фильма. Как и парфюмерный орган. Как и легенда, непонятая Демоном - ведь тот самый 13 компонент - личный запах собственной кожи, так как именно он вступает в диалог с духами и по-особому их раскрывает на каждом - с одной стороны и с другой - подчёркивает личный запах тела.
Лаура означает "увенчанная лавром", победительница. Т.е. достижение, победа. Вишенка на торте. Если помните из романа, Лауру (как женщину) хотел даже собственный отец, человек в общем-то хладнокровный, расчетливого склада ума. Но боялся даже себе в этом признаться. А теперь представьте Гренуя супротив Лауры. Извиняюсь, какашка (правда, не пахнущая)) и цветок, не иначе. Лаура - свет, божество, апогей, торжество, жизнь, красота, наполненность... Гренуй - ничтожество, уродство, черная бездна, мрак, пустота... Две противоположности. Поглотив свет, мрак остается мраком. Надо отметить, что Гренуй выходец человеческой клоаки, выкидыш этой утробы. Лаура же наоборот. Любимое дитя обеспеченных родителей, любимая всеми. Опять две противоположности. Свет и тьма...свет и тьма...свет и тьма...
Роман - отображение действительности, своего рода шкала. В истинном человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело.
Кстати, в "Видоке" Алхимик для своей маски также использует девственниц, как основной материал.
А вот в фильме ГГ "мочит" всех подряд. Главное, что красивые. Да еще какое-то количество выстраивает. А это вообще прямое вопиющее кощунственное убиение всей идеи романа! Смысл меняется кардинально.
Таким образом – есть «убийца» в виде всего общества – оно первопричина и уже отдельный «убийца» – отверженец этого общества.
Как любой выкидыш. Мертвый. Здесь для общества. Причем во всех смыслах. Безиндивидуален - без своего запаха. Равно без личностной идентификации. Живой призрак. Без плоти. Почти в буквальном смысле: внешность у ГГ по описанию тоже никакая. Раз нету, не обладает - значит, не способен приносить, отдавать. Только брать, забирать, отнимать. Потому что сам лишен.
О творчестве как смерть. Хе-хе, вспомнилось: творчество хаоса. Материальная суть физического мира. Выделения плоти, умерщвление плоти для изъятия. Запах подобен душе. Похищение души. Демоны похищают души. Невинная прекрасная душа как лакомое. Вспомнить хотя бы "Демона" Лермонтова.
А знаете, что, по мнению оккультистов, бесплотные духи питаются запахами? Испокон веков было принято окуривать помещения, сжигать дары, чтобы исходил дым. Тот же домовой, к примеру, принимая подношения, сами подношения не употребляет, а только запах! Запах воспринимается где-то под коркой. Даже знаменитые приёмы для девушек: хочешь приворожить любимого, поддержи под мышкой пряник, а потом угости его этим пряником. Да-да, запах плоти.)) Запах всегда имел особую власть над живыми тварями. Над человеком и подавно. Считается, что дети пахнут хорошо и лишены взрослых условностей. А женщина - это сама любовь. Невинная девушка подобна налитому бутону. Источает аромат любви. А любовь - это понятие отдающее. Лаура была и прекрасна, и невинна и чиста душой. Своего рода образ совершенства. Образ сущей любви. Любовь - сердце. Сердце - красное. Волосы Лауры рыжие (оттенок красного). Женские волосы источают особые флюиды. По этой причине специалисты советуют мамам ограждать своих мальчиков от частых забав с их волосами. Иначе они рискуют приобрести женские наклонности. Еще издревле сына после определенного возраста отнимали от матери и давали на воспитание отцу. Т.к. мальчики сильнее привязаны к матерям (факт). А дети зачастую общаются тактильно и очень восприимчивы к родительскому запаху, особенно к материнскому. Да и вообще в природе животных мать находит детеныша по запаху, а тот в свою очередь так же ее. Так что именно невинные девушки в романе - это очень даже неспроста. Я уже не говорю про то, что в Тибете девочка до "первой крови" считается воплощением богини. А после - обычной смертной.
Но это так...определенная цепь соображений.
А что тут думать? Красный цвет- это особый цвет. Это цвет крови, жизни, победы, поклонения, огня, страсти, опасности, ярости, секса, красоты, богатства, великолепия и так далее. Мать с дочкой пошли на базар. Какую тебе ленту купить?- спросила мать. Красну- ответила дочь. Даже пчела летит на красный цветок. Л. Н. Толстой.
Произведение по сути является смачным плевком писателя в ...(нужное вставить) физиономию человечества. Пардон.)
Гренуй - это истинный маньяк. Он пустой. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому если не добро, моральные ценности, любовь и тому подобное, следовательно, обратное - злость, ненависть, презрение...ну и, соответственно, тому подобное как двигательная сила. Им направляет навязчивая идея - основа маниакальности. Ему дан дар. Вынюхивания.) Этим даром он практически "видит". Внутренность. Суть каждого человека. По его мнению большинство людей пахнет (а вернее воняют) омерзительно. Это демон, пытающийся создать ангела любви. Вернее маску ангела. Ведь его ангел искусственный. В конце он только утверждается в своем мнении относительно людей. Никто его не раскусил. Люди погрязли намертво. Гренуй ушел без сожаления. "И смеясь надо мной, презирая меня, Люцифер подарил мне шестого коня. И Отчаянье было имя его" (Гумилёв)).
Меня интригует постоянно фигурирующий красный цвет в произведении. Какие мысли на этот счет?
Боже, опять ласка и тепло:) опять из серии: да, он маньяк, да, он садист, да, он живодер, да, он детей насилует, да, он людоед- но он же у детстве ласку не получал и тепло!:) Его же надо было ласкать! И теплом снабжать:) ну, книгу там не то что в руках не держали- ее и в глаза не видели, это понятно:)
Фильм отличный как можно не ждать жестокости от того который,в детстве ничего не получил,ни ласки,ни тепла.он мог стать миллионером,но деньги не интересовали его,он стремился к уникальному аромату.фильм не из серии на один раз,временами пересматриваю,когда желание есть,актеры отличные сюжет тоже,но фильмец не для слабонервных,или у кого слабая психика,а в целом фильм,не хуже книги,стал.необычная история и фильм,рекомедую.а кому не нравится не смотрите!
Хвалить фильм, говорит, не за что:). Это ваших Волчков хвалить не за что и 9 роты. Вот уж грязь и гадость. А этот фильм роскошен. Снят красиво. Работа оператора, композитора, монтажера, актеров, костюмера и так далее. Произведение, по которому снят фильм уже является классикой. Но книга и впрямь жестокая и грязная. В отличие от шикарного фильма.
ЕСТЬ фильмы поужаснее и погаже этого.
Я просто сказала-сильный фильм.И Хорошо,что этого не было в реальности.
Но маньяков и убийц в жизни много...к сожалению!
№147 Елена Самодина
... Может и так. Но только хвалить этот фильм не за что. От него так и прёт разрушительными энергиями.
№146 Ирия Гай
Мне понравилось.Но я стремлюсь к Хорошему!
Смотрела первый раз.Книгу не читала.
Сильный фильм.Рада,что этот урод сдох.
Но я все ждала когда же папаша Лауры его грохнет-то!Так надеялась!
Надеюсь,в жизни Этого ужаса никогда не будет.Хорошо,что это вымысел.
...
Может и так. Но только хвалить этот фильм не за что. От него так и прёт разрушительными энергиями.
Мне понравилось.Но я стремлюсь к Хорошему!
Смотрела первый раз.Книгу не читала.
Сильный фильм.Рада,что этот урод сдох.
Но я все ждала когда же папаша Лауры его грохнет-то!Так надеялась!
Надеюсь,в жизни Этого ужаса никогда не будет.Хорошо,что это вымысел.
№145 Елена Самодина
Такая кака-бяка, люди не смотрите её, если не хотите будоражить тёмные стороны современной человеческой натуры, А стремитесь к гармоничному восприятию мира и себя в нём.
Такая кака-бяка, люди не смотрите её, если не хотите будоражить тёмные стороны современной человеческой натуры, А стремитесь к гармоничному восприятию мира и себя в нём.
Этот фильм- как роскошное и пышное полотно из 18 века, написанное лучшими красками и кистями, рукою великолепного мастера. Пусть картина несколько неправдоподобна и приукрашена, слишком вычурна и слишком тщательно выписаны бархат, кружева, прозрачность винограда и нежная пушистость персика- все равно она роскошна и притягивает взгляд к себе. Эту картину хочется рассматривать. И смотреть.
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)06.12.2016 - 22:50:40
Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далёкий аромат,
И Кёльна дымные громады...
Мы любим плоть - и вкус её, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
А. Блок
Переводчик романа, по моему глубокому убеждению, совершил непростительную ошибку (умолчу про мелочи текста) в названии, которое отразилось и на названии этого фильма. Роман Зюскинда – «Das Parfum». ВСЁ! Дальше идёт подзаголовок – «Die Geschichte eines Mörders». Это как, к примеру, у Тургенева – «Клара Милич» - подзаголовок – «После смерти». Немецкое одно слово das Parfum состоит их двух латинских – «par fumo» - сквозь дым (fumo - дымить, окуривать) и имеет значения – аромат, запах и парфюм, то есть духи, а так как главной темой является человеческий аромат и его отсутствие, то «запах» не подходит – вся фабула парфюмерна во французском производственном значении понятия, потому «аромат» (употребляемый и всеми европейцами, и русскими) в смысле духов и в смысле запаха (человеческого) наиболее подходящий. Таким образом, что роман, что этот фильм переводится – «Аромат» (История одного убийцы), где героем и соответственно убийцей является именно Аромат (и его зеркальный двойник – Отсутствие Аромата). Аромат общества людей «убивает» Гренуя, так как у него нет своего запаха (человеческого аромата) – это очень ярко показано в фильме Тома Тыквера – злобные дети – один полёт яблока чего стоит; и именно поэтому вся эта история начинается с рождения Гренуя, чья мать – детоубийца. Не пахнущий Гренуй, естественно, не остаётся в долгу и «убивает» сам. Таким образом – есть «убийца» в виде всего общества – оно первопричина и уже отдельный «убийца» – отверженец этого общества. Типичный порочный круг. Двойная ответственность – общества и личности.
За что я люблю свою Вселенную, так это за удивительных «близнецов» - «Герой нашего времени» 1840 год Лермонтова и «Дневник Соблазнителя» 1843 год Кьеркегора, «Аромат» 1985 год Зюскинда и «Где сходилось небо с холмами» 1984 год Маканина. Каждая пара творила одновременно, независимо друг от друга, создавая удивительные образы-«близнецы»:
- «клещом был маленький Гренуй»
- «Башилов… лишь чувственная пиявка»
:D
Интереснейший мотив из эпохи модерн переосмысленный в постмодерне – творчество как смерть. Два современных живых классика мировой литературы своих героев-творцов создали «кровососами», что похищают посредством своего творчества душу других людей, доводя тех до физической смерти. К слову - замечу, что повесть соотечественника, на мой взгляд, гораздо дарк и мрак, чем творение немца. Если немецкий шедевр – классика постмодерна, то его русский кузен – в лучших традициях классического прозаического письма – они словно смысловая рифма друг для друга. Имхо. В обоих случаях происходит деконструкция фольклорного мотива о бедной сиротке. Таким образом, проявляет себя уже тема нелюбви. Всё это ярко воплотились в этом фильме – сцена рождения героя максимально живописует нелюбовь, а метафора - парфюм из девушек – творчество есть смерть – начиная с этих изумительных по красоте сцен убийства роскошных цветов, заканчивая муками творчества, прекрасно сыгранными Беном психологически.
Насколько, что в романе, что в фильме проста фабула, настолько же сложен сюжет. Все, кто мог полюбить и приласкать младенца / подростка Гренуя не желают этого делать, за что их карают Высшие силы – детоубийца-мать героя отправилась на виселицу, мадам Гайяр (ирония писателя изумительна – имя говорящее – «здоровая, жизнерадостная» контрастирует с тупой, унылой тёткой, которая не обладает обонянием из-за травмы) была убита, ужасный Грималь (опять ирония – это обрубок королевской фамилии Гримальди («защитники»), а так же знаменитые пещеры во Франции - гроты Гримальди) утоп пьяным, Бальдини («тот, кого защитит Бог» - умирает – опять ирония) – смерть в результате несчастного случая. Все эти смерти в фильме обстоятельно и красочно показаны. Интересна последовательность этих второстепенных персонажей в их умирании – мать-детоубийца – здесь всё ясно, потом женщина «без носа» - казалось бы – уж она-то изведав жизнь с таким изъяном, должна была бы оценить талант мальчишки и отдать его в подмастерье парфюмеру (за что получила бы больше, чем у кожевенника!), но нет! Смерть её заслужена в этике романа и особенно фильма (учитывая, что зрительное восприятие острее). «Грот Грималя» - это преисподняя. Самая Настоящая. В фильме это совершенно очевидно – кожевенная мастерская стоит того, чтобы это увидеть на экране. Даже по цветовому решению. Жестокость кожевенника и значение его фамилии «защитник» - горькая усмешка Судьбы Гренуя. Бальдини отнёсся мягче остальных, но всё-равно эксплуатировал парня. Он так же умер. НО. Как умер?! В отличие от остальных – абсолютно счастливым и во сне, а это уже – милость Высших Сил. Свинское отношение к Греную контрастирует с его удивительным смирением и незлобивостью. Обе стороны изображены утрированно – авторская ирония здесь есть, но и морализация тоже налицо. Бену Уишоу, на мой взгляд, максимально удалось воплотить и смирение и бунт.
Если в романе Гренуй сравнивается с клещом, то в фильме называется «микробом» - цитата из романа, а так же – чудесная визуальная - силуэтная съёмка его подъёма в горы, где создаётся эффект движущегося насекомого. Браво, Том Тыквер! Потрясающий перевод с языка литературного на кинематографический.
Крайне любопытно парфюмерное творчество Жан-Батиста Гренуя. Единственные духи, что он создал – «Амур и Психея» - улучшенный вариант шедевра Пелисье. Самая моя любимейшая сцена фильма! Это было просто гениально! Браво! Потрясающий актёрский дуэт. И снова двойственность. Гренуй не творит «из себя» – он лишь улучшает то, что уже было создано до него, то есть – как-бы и не творчество. И тем не менее – парфюм с любовным настроением и названием. Тема Любви. Известен изысканный состав парфюма Пелисье, но вот что добавил Гренуй для СОВЕРШЕНСТВА – тайна. Творчество (даже такое) – тайна. Сама сцена в фильме потрясающе рисует этот Эдем и Еву, произносящую – «Я люблю тебя!». Не любящий создаёт Любовь. Это не парадокс – это сущность Эроса, единственный греческий бог, кто не любил (пока не взял в жёны земную Деву Психею, разумеется). Не пахнущий создал совершенный Аромат. Тот же принцип. В романе стилистически есть отрицание любви два раза (в начале младенец против Любви, но за Жизнь и в финале взрослый мужчина – любовимнененадоть – пойду самоубьюсь жизньболь жизньненависть) – минус на минус даёт плюс. А к этому «плюсу» добавляется шедевр парфюма – «Совершенство Любви» Гренуя – ему нужна Любовь. Деву с мирабелью он отверг. Потому и кончает с собой. Парфюм, что он делал на продажу Бальдини творчеством не считается, так как – потоковое производство для масс. Это фабула. В сюжете же есть раскрытие темы – некий «парфюм из дев», то есть вдохновение многообразной женской красотой в её душевной чистоте. Это метафора эксплуатации душевной жизни девушек, влюблённых в героя – он же сам был увлечён исключительно творчеством, а их в себя влюблял. Да. Их брал, а себя им не отдавал. Таким же образом «высасывается» душа и героем Маканина, но уже для создания музыкальных произведений. Прямого убийства нет, но этическая оценка такого «высасывания души» в обоих шедеврах очевидна. В романе и особенно в фильме – даже утрированно изображено это метафорическое «убийство» дев – эти крики находящих чего стоят, как и одиночество девушек при «похищении». С той лишь разницей, что оба произведения созданы в эпоху постмодерн, но разными художественными средствами – Зюскинд и Тыквер – посмодерном в чистом виде в методе творения, а Маканин – реализм образца XIX века, но такая стилистика в эпоху постмодерн тоже в итоге игра постмодерна, так что, по большому счёту – одно и тоже.
В своём эссе Зюскинд как раз поднимает тему Смерти и Любви посредствам Творчества, где даёт интерпретацию Орфея Овидия в духе своего же Гренуя! :D «А Любовь точно была властью, которой никакое земное существо не могло избегнуть... достойно того, чтобы помнить – Артист (творческая личность вообще – прим. моё) и, как все артисты, он не свободен от Тщеславия, давайте говорить открыто, что он не свободен от Гордости, он зависит от публики, которая бы видела это творчество, слышала бы, аплодировала этому творчеству или, по крайней мере, реагировала на него, публика, чьё поведение могло бы измерить эффект его Песни. Когда же он снизошёл до подонков общества, эффект этот бросался в глаза. «Бледные души плакали», как пишет Овидий»» (перевод мой, поправкам всегда рада). Что не помешало подонкам общества «сожрать» Орфея, как и Гренуя – с гениями массы всегда так, хнык :(. А шедевр гения и есть лишь – Венерин Платок – напоённый ароматом, сотканным из живых душ и который по достоинству оценивается немногими в плане всей ароматической пирамидки. А самая верхняя нота шедевра – удел для понимания масс. Эта сцена в фильме Тыквера с венериным платком, на мой вкус, просто изумительна! Таким образом, как видно из эссе – Зюскинд казнил своего героя, потому что тот ради творчества и гордости отверг (ну или тупо не заметил за ненадобностью) женскую любовь в её сугубо эротическом значении. Без этого компонента нет творчества. Такова философия Зюскинда как мыслителя. Я в это легко верю, ибо образы, что он использует в своём эссе – ровно те же, что и в романе. А режиссёр Том Тыквер для этого своего фильма навряд ли случайно выбрал такую интерпретацию – сцена визуализации эротической сцены Гренуя с Девой с мирабелью ясно и недвусмысленно выражает философию одного из самых загадочных писателей современности.
Отдельно стоит сказать о символике этой самой мирабели. Её христианское значение я уже упоминала. Здесь интересна этимология, которую гениально, на мой вкус, обыграл Зюскинд и абсолютно гениально воплотил визуально Тыквер. За эту мирабель Тому моё отдельное – СПАСИБО! :) так как он верно понял, что её золотистый цвет = рыжему цвету волос Возлюбленной = сполохам от шедевра-парфюма - Аромата. Мирабель имеет несколько версий происхождения. Греческая – «mirabelle» - сразу несколько слов - миро, (благоухание; источающий миро), баланитес египетский – на основе этого благоухающего масла с древности делали основу парфюма. Французская – от двух слов – удивительная и устойчивого сочетания «belle a voir» - красивый вид – у Дидро – это выражение в смысле – женщина, чья красота достойна публичного восхищения. А, если учесть, что в своём одиночестве Гренуй предавался ольфакторной оргии, где самый–самый аромат был именно девушки с мирабелью, то миро, превращается / сливается в мирро – для ольфакторного священнодейства души героя и именно эти образы, что героя будоражили во снах перенесено в финал – мне это понравилось. И, несмотря на эти совершенные ароматы его дара – он сам – ничто, так как не любит и не любим. Трагическая повесть о Творце, который, мало того, что отвергается обществом в силу своей незаурядности, так и сам хоронит себя в своих чертогах разума, вернее - чертогах аромата.
Вишенка на торте – лучшее описание механизма действия вечного мотива – творчество есть смерть - Уильям Сомерсет Моэм:
- «Все люди – наше сырье. Мы вносим смысл в их существование. Мы берём их глупые мелкие чувства и преобразуем их в произведения искусства, мы создаём из них красоту, их жизненное предназначение – быть зрителями, которые нужны нам для самовыражения. Они инструменты, на которых мы играем, а для чего нужен инструмент, если на нём некому играть?.. Роджер утверждает, что мы не существуем. Как раз наоборот, только мы и существуем. Они тени, мы вкладываем в них телесное содержание. Мы – символы всей этой беспорядочной, бесцельной борьбы, которая называется жизнью, а только символ реален. Говорят: игра – притворство. Это притворство и есть единственная реальность»
Это не только слова персонажа его легендарного творения, это его собственная философия:
- «Людьми вообще я интересуюсь не ради них, а ради моей работы. В каждом человеке я, игнорируя завет Канта, вижу не самоцель, а материал, который может пригодиться мне как писателю. И безвестные люди занимают меня больше, чем известные. Они чаще бывают самими собой»
Творчество – как убийство души живого человека – высасывание его Аромата – неповторимой душевной красоты человека, чтобы этот эфемерный дух благодаря творчеству сделать вечным и бессмертным – и эта работа-творение стоит жизни не только «цветка»-музы (влюблённой женщины или мужчины, интересного объекта), но и жизни самого «садовника»-творца, что: хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки, Он даром славы не берёт.
Актёрский состав великолепен, мне хотелось бы отметить – помимо Бена, разумеется, Дастина Хоффмана – чудесно созданный образ. Понравились девочки, прям очень - Рэйчел Херд-Вуд и Кэролин Херферт. Потрясающая работа оператора Франка Грибе и совершеннейшая роскошь работы художника Ули Ханиш. Recht herzlichen Dank! :D
«Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье - творящий ритм мятежного огня»*
отзывы
- ... главное - схватить мерзавца... ...а для этого надо понять ход его мыслей. Чего он хочет?
- Я думаю, это очевидно...
- А если я скажу, что все жертвы, кроме проститутки, остались девственницами?
- Откуда это известно?
- Врач осмотрел трупы девушек... ...все они невинны.
и
- Прочтите доклад. Этот человек не может быть нашим убийцей.
- Он во всём сознался. В том числе в убийствах в Грассе.
- Да, но под пыткой. Смотрите. Он признался, что задушил свои жертвы, выдрал им волосы... ...и надругался над ними. Девушки в Грассе убиты одним ударом... ...их волосы аккуратно срезаны, а насилия не было
Почему же не показали жестокий оскал Гренуя перед публикой после "приворожения"? Суть героев романа и фильма в данном случае совершенно иная. Или я опять не то увидел?)
Простите, но если так сравнивать...Фильм - это фианит. Роман - это бриллиант. Блестят одинаково на глаз. Но фианит это камень-подделка, искуственно созданный. Бриллиант в отличие от своей копии выносила в своей утробе земля миллионы, миллиарды лет (а некоторые вообще бывают метеоритного происхождения в возрасте свыше самой галактики!). Природные бриллианты содержат солнечную энергию, которую копили столько же лет. Образовывались в естественных натуральных условиях. Обладают свойствами, превосходящие свои подделки. Оттого и разница в цене между ними как небо и земля.
А фианит блестит, обвораживает, обманывает. Но это искусная фальшивка. Заменитель. Фильм - это то, что как раз изобличает Зюскинд в своей книге! Парадокс.))) Вороны, сороки, галки любят блестящие предметы и понятия не имеют об их истинной ценности и свойствах. Главное, что красиво. Главное, что блестит. Никого не напоминает?))))
С удовольствием прочитала Ваши интересные замечания и размышления, но пару своих добавлю.
Для меня образ Гренуя не столь тёмный - в произведении ярко явлены и черты инстинкта - сексуальность (дивной красоты песня и музыка), и мощный политический слой аллюзий (сам писатель говорил о тоталитаризме во всех его проявлениях, а Бен, что играет героя в фильме, говорил о массовой культуре), но повторяться не буду :). И тем более спорить :). Кроме одного:
А вот в фильме ГГ "мочит" всех подряд. Главное, что красивые. Да еще какое-то количество выстраивает. А это вообще прямое вопиющее кощунственное убиение всей идеи романа! Смысл меняется кардинально.
Вот сцены из фильма, доказывающие обратное:
- ... главное - схватить мерзавца... ...а для этого надо понять ход его мыслей. Чего он хочет?
- Я думаю, это очевидно...
- А если я скажу, что все жертвы, кроме проститутки, остались девственницами?
- Откуда это известно?
- Врач осмотрел трупы девушек... ...все они невинны.
и
- Прочтите доклад. Этот человек не может быть нашим убийцей.
- Он во всём сознался. В том числе в убийствах в Грассе.
- Да, но под пыткой. Смотрите. Он признался, что задушил свои жертвы, выдрал им волосы... ...и надругался над ними. Девушки в Грассе убиты одним ударом... ...их волосы аккуратно срезаны, а насилия не было...
Старые добрые архетипы - нечисть, что не имеет свой тени, отражения или как в данном случае - запаха - одна сторона и невинность - другая.
И ещё - количество убитых девушек в фильме - эта та самая парфюмерная пирамидка - моя любимая метафора этого фильма. Как и парфюмерный орган. Как и легенда, непонятая Демоном - ведь тот самый 13 компонент - личный запах собственной кожи, так как именно он вступает в диалог с духами и по-особому их раскрывает на каждом - с одной стороны и с другой - подчёркивает личный запах тела.
Роман - отображение действительности, своего рода шкала. В истинном человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело.
Кстати, в "Видоке" Алхимик для своей маски также использует девственниц, как основной материал.
А вот в фильме ГГ "мочит" всех подряд. Главное, что красивые. Да еще какое-то количество выстраивает. А это вообще прямое вопиющее кощунственное убиение всей идеи романа! Смысл меняется кардинально.
О творчестве как смерть. Хе-хе, вспомнилось: творчество хаоса. Материальная суть физического мира. Выделения плоти, умерщвление плоти для изъятия. Запах подобен душе. Похищение души. Демоны похищают души. Невинная прекрасная душа как лакомое. Вспомнить хотя бы "Демона" Лермонтова.
А знаете, что, по мнению оккультистов, бесплотные духи питаются запахами? Испокон веков было принято окуривать помещения, сжигать дары, чтобы исходил дым. Тот же домовой, к примеру, принимая подношения, сами подношения не употребляет, а только запах! Запах воспринимается где-то под коркой. Даже знаменитые приёмы для девушек: хочешь приворожить любимого, поддержи под мышкой пряник, а потом угости его этим пряником. Да-да, запах плоти.)) Запах всегда имел особую власть над живыми тварями. Над человеком и подавно. Считается, что дети пахнут хорошо и лишены взрослых условностей. А женщина - это сама любовь. Невинная девушка подобна налитому бутону. Источает аромат любви. А любовь - это понятие отдающее. Лаура была и прекрасна, и невинна и чиста душой. Своего рода образ совершенства. Образ сущей любви. Любовь - сердце. Сердце - красное. Волосы Лауры рыжие (оттенок красного). Женские волосы источают особые флюиды. По этой причине специалисты советуют мамам ограждать своих мальчиков от частых забав с их волосами. Иначе они рискуют приобрести женские наклонности. Еще издревле сына после определенного возраста отнимали от матери и давали на воспитание отцу. Т.к. мальчики сильнее привязаны к матерям (факт). А дети зачастую общаются тактильно и очень восприимчивы к родительскому запаху, особенно к материнскому. Да и вообще в природе животных мать находит детеныша по запаху, а тот в свою очередь так же ее. Так что именно невинные девушки в романе - это очень даже неспроста. Я уже не говорю про то, что в Тибете девочка до "первой крови" считается воплощением богини. А после - обычной смертной.
Но это так...определенная цепь соображений.
Гренуй - это истинный маньяк. Он пустой. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Поэтому если не добро, моральные ценности, любовь и тому подобное, следовательно, обратное - злость, ненависть, презрение...ну и, соответственно, тому подобное как двигательная сила. Им направляет навязчивая идея - основа маниакальности. Ему дан дар. Вынюхивания.) Этим даром он практически "видит". Внутренность. Суть каждого человека. По его мнению большинство людей пахнет (а вернее воняют) омерзительно. Это демон, пытающийся создать ангела любви. Вернее маску ангела. Ведь его ангел искусственный. В конце он только утверждается в своем мнении относительно людей. Никто его не раскусил. Люди погрязли намертво. Гренуй ушел без сожаления. "И смеясь надо мной, презирая меня, Люцифер подарил мне шестого коня. И Отчаянье было имя его" (Гумилёв)).
Меня интригует постоянно фигурирующий красный цвет в произведении. Какие мысли на этот счет?
Я просто сказала-сильный фильм.И Хорошо,что этого не было в реальности.
Но маньяков и убийц в жизни много...к сожалению!
... Может и так. Но только хвалить этот фильм не за что. От него так и прёт разрушительными энергиями.
Мне понравилось.Но я стремлюсь к Хорошему!
Смотрела первый раз.Книгу не читала.
Сильный фильм.Рада,что этот урод сдох.
Но я все ждала когда же папаша Лауры его грохнет-то!Так надеялась!
Надеюсь,в жизни Этого ужаса никогда не будет.Хорошо,что это вымысел.
...
Смотрела первый раз.Книгу не читала.
Сильный фильм.Рада,что этот урод сдох.
Но я все ждала когда же папаша Лауры его грохнет-то!Так надеялась!
Надеюсь,в жизни Этого ужаса никогда не будет.Хорошо,что это вымысел.
Такая кака-бяка, люди не смотрите её, если не хотите будоражить тёмные стороны современной человеческой натуры, А стремитесь к гармоничному восприятию мира и себя в нём.
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далёкий аромат,
И Кёльна дымные громады...
Мы любим плоть - и вкус её, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
А. Блок
Переводчик романа, по моему глубокому убеждению, совершил непростительную ошибку (умолчу про мелочи текста) в названии, которое отразилось и на названии этого фильма. Роман Зюскинда – «Das Parfum». ВСЁ! Дальше идёт подзаголовок – «Die Geschichte eines Mörders». Это как, к примеру, у Тургенева – «Клара Милич» - подзаголовок – «После смерти». Немецкое одно слово das Parfum состоит их двух латинских – «par fumo» - сквозь дым (fumo - дымить, окуривать) и имеет значения – аромат, запах и парфюм, то есть духи, а так как главной темой является человеческий аромат и его отсутствие, то «запах» не подходит – вся фабула парфюмерна во французском производственном значении понятия, потому «аромат» (употребляемый и всеми европейцами, и русскими) в смысле духов и в смысле запаха (человеческого) наиболее подходящий. Таким образом, что роман, что этот фильм переводится – «Аромат» (История одного убийцы), где героем и соответственно убийцей является именно Аромат (и его зеркальный двойник – Отсутствие Аромата). Аромат общества людей «убивает» Гренуя, так как у него нет своего запаха (человеческого аромата) – это очень ярко показано в фильме Тома Тыквера – злобные дети – один полёт яблока чего стоит; и именно поэтому вся эта история начинается с рождения Гренуя, чья мать – детоубийца. Не пахнущий Гренуй, естественно, не остаётся в долгу и «убивает» сам. Таким образом – есть «убийца» в виде всего общества – оно первопричина и уже отдельный «убийца» – отверженец этого общества. Типичный порочный круг. Двойная ответственность – общества и личности.
За что я люблю свою Вселенную, так это за удивительных «близнецов» - «Герой нашего времени» 1840 год Лермонтова и «Дневник Соблазнителя» 1843 год Кьеркегора, «Аромат» 1985 год Зюскинда и «Где сходилось небо с холмами» 1984 год Маканина. Каждая пара творила одновременно, независимо друг от друга, создавая удивительные образы-«близнецы»:
- «клещом был маленький Гренуй»
- «Башилов… лишь чувственная пиявка»
:D
Интереснейший мотив из эпохи модерн переосмысленный в постмодерне – творчество как смерть. Два современных живых классика мировой литературы своих героев-творцов создали «кровососами», что похищают посредством своего творчества душу других людей, доводя тех до физической смерти. К слову - замечу, что повесть соотечественника, на мой взгляд, гораздо дарк и мрак, чем творение немца. Если немецкий шедевр – классика постмодерна, то его русский кузен – в лучших традициях классического прозаического письма – они словно смысловая рифма друг для друга. Имхо. В обоих случаях происходит деконструкция фольклорного мотива о бедной сиротке. Таким образом, проявляет себя уже тема нелюбви. Всё это ярко воплотились в этом фильме – сцена рождения героя максимально живописует нелюбовь, а метафора - парфюм из девушек – творчество есть смерть – начиная с этих изумительных по красоте сцен убийства роскошных цветов, заканчивая муками творчества, прекрасно сыгранными Беном психологически.