Удивляюсь тем людям,которые принимают этот фильм за экранизацию исторического факта.Насколько знаю,то роман был осуждён за неправдивость сразу же после выхода самими же поляками.Конечно,когда в Украине такое твориться,почему бы под шумок не сделать так,что украинцы,как самостоятельная нация и не существуют,а так,кучка беглых бандитов из Польши и России.Сам фильм очень красив,история любви трогательна,но я воспринимаю его,как сказку.
Фильм показывает культурных галантных шляхтичей и диких брутальных казаков.
Шляхтичи в течение всего фильма разрываются между патриотическими порывами и пораженческими приказами олигархической администрации.
Причем от олигархии страдают все: бедные но гордые дворяне, православное казачество и даже король.
(Тут вспоминается старорежимное "Царь добрый, да бояре злые и правду от народа скрывают").
Казаки в этом фильме показаны натуральными орками.
Мало того, что они на ровном месте поднимают бунт - бессмысленный и беспощадный.
Так вдобавок ведут на цивилизованную Польшу и татар, и монгол и турецкого султана с янычарами. И у всего этого Гога и Магога
только одна реплика: "Когда начнем грабить?"
Кстати, о репликах. Несмотря на обилие массовых сцен и драматических ситуаций зритель слышит голоса только четырех-пяти центральных персонажей. Все остальные буквально рта не открывают. Даже когда их расстреливают прямой наводкой.
Зато казак, посаженный на кол, даже в таком критическом состоянии не прекращает произносить злобные выпады в сторону красиво марширующих гусар.
Апофеоз катарсиса наступает в финале постановки.
Когда Ян Скшетуский - молодой красивый офицер, рыцарь без страха и упрека - отпускает захваченного в плен казачьего полковника Юрко Богуна - предателя, мародера (разорившего польский католической монастырь), убийцу своей приемной матери и четырех сводных братьев -т.е. убийцу родственников собственной невесты Елены Курцевич (которая стоит и по обыкновению молча на все это действие смотрит красиво так и чуть-чуть индифферентно).
Мало того, что отпускает.
Когда Богун говорит "Ты же знаешь, я вернусь к Хмельницкому" т.е. понимай, что я опять будут убивать, грабить и твою невесту красть -
после этого Скшетуский ......возвращает ему саблю и коня.
Вероятно, чтобы скорее встретиться с Богуном в следующем очень эпическом фильме.
недаром говорят: с лица воду не пить. чтобы понять, почему елена выбрала скшетуского, советую прочитать книгу. пан заглоба, например, глядя на богуна, спрашивал себя: как же так - такой красавец, а не сумел привязать к себе панну елену? скшетуский же, когда случилась возможность отправиться на поиски похищенной богуном невесты, без колебаний отложил ее, ибо посчитал недостойным для себя заниматься личными делами во время войны. такое самопожертвование говорит о многом. кстати, во второй части трилогии ("потоп") так же поступает и пан андрей кмициц, следуя примеру своего друга скшетуского.
очень уважаю и люблю работы гофмана. мало кто из режиссеров умеет так гармонично связать в единое целое и историю, и человеческие взаимоотношения.
Я люблю этот фильм,хотя наверное это не шедевр(не мне судить об этом).Смотрела его несколько раз и всегда с удовольствием.Музыка в фильме прекрасная,очень яркая,но не навязчивая в своих лейтмотивных повторениях.Прекрасные костюмы,пейзажи-всё глаз радует.Отдельное слово об актёрах:бедный Жебровски,играющий идеального рыцаря!Сколько говорили,что он не тянет,что неяркий...это же несправедливо,товарищи!Свою роль он ведёт твёрдо,другое дело,что рядом с ним в фильме,как вихрь в поле, носился Домогаров,сметая всё на своём пути.Это было судьбоносное попадание в роль-счастье для Гоффмана,Домогарова,фильма,и,как выяснилось впоследствии,для всей Польши.Очень яркая игра Домогарова и столь привлекательный образ Богуна нивелировали достоинства образа Скшетусского,подорвали логику выбора Елены в этом фильме.Поэтому в финале,глядя в огромные глаза Домогарова,все женщины кричат:"Какая ты глупая,Елена.Не того выбрала!"
Фильм хороший, но история показана не так, как все было на самом деле. Домогаров в роли атамана просто супер. Фильм конечно очень кровавый, но такое тогда было время. Снят фильм за романом Сенкевича. Польская шляхта сильно идеализируется в книге, а у кино это показано значительно меньше. Хороший фильм, можно смотреть.
отзывы
Шляхтичи в течение всего фильма разрываются между патриотическими порывами и пораженческими приказами олигархической администрации.
Причем от олигархии страдают все: бедные но гордые дворяне, православное казачество и даже король.
(Тут вспоминается старорежимное "Царь добрый, да бояре злые и правду от народа скрывают").
Казаки в этом фильме показаны натуральными орками.
Мало того, что они на ровном месте поднимают бунт - бессмысленный и беспощадный.
Так вдобавок ведут на цивилизованную Польшу и татар, и монгол и турецкого султана с янычарами. И у всего этого Гога и Магога
только одна реплика: "Когда начнем грабить?"
Кстати, о репликах. Несмотря на обилие массовых сцен и драматических ситуаций зритель слышит голоса только четырех-пяти центральных персонажей. Все остальные буквально рта не открывают. Даже когда их расстреливают прямой наводкой.
Зато казак, посаженный на кол, даже в таком критическом состоянии не прекращает произносить злобные выпады в сторону красиво марширующих гусар.
Апофеоз катарсиса наступает в финале постановки.
Когда Ян Скшетуский - молодой красивый офицер, рыцарь без страха и упрека - отпускает захваченного в плен казачьего полковника Юрко Богуна - предателя, мародера (разорившего польский католической монастырь), убийцу своей приемной матери и четырех сводных братьев -т.е. убийцу родственников собственной невесты Елены Курцевич (которая стоит и по обыкновению молча на все это действие смотрит красиво так и чуть-чуть индифферентно).
Мало того, что отпускает.
Когда Богун говорит "Ты же знаешь, я вернусь к Хмельницкому" т.е. понимай, что я опять будут убивать, грабить и твою невесту красть -
после этого Скшетуский ......возвращает ему саблю и коня.
Вероятно, чтобы скорее встретиться с Богуном в следующем очень эпическом фильме.
очень уважаю и люблю работы гофмана. мало кто из режиссеров умеет так гармонично связать в единое целое и историю, и человеческие взаимоотношения.