А хорошо всё-таки, что Куравлёв отказался, и Шукшин сам сыграл эту роль. Мне кажется, лучше, чем он, это никто бы не сыграл. И с Федосеевой они - идеальная пара. Вообще, весь актёрский ансамбль - уникален. Жаль только, что фильм сильно покромсали. Да ещё не просто заставили вырезать сцены, а смыть плёнку.
Совершенно верно! Правильно всё-таки назвали тут проводника ничтожным. Понимаете, для такого человека отказать (или разрешить) - это возможность почувствовать свою значительность.
Сцена с чтением письма и упоминанием политики у меня вызывает другие ассоциации. Мне вспоминаются строки Н. А. Некрасова: В столице шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А здесь, во глубине России,
Здесь вековая тишина.
Вообще фильм глубокий. И корни его - в великой русской литературе с её размышлениями о народе.
Ничего он не отказал. Сказал, что газеты будут на станции. Кстати, сцена с напарницей открывает его с другой стороны. В том и штука, что не вознаграждение ему надо. Он так привык относится к людям, не ко всем конечно, а к самым слабым, в его представлении. Проводник считает, что к деревенскому Ивану так относится ПОЛОЖЕНО. Понимаете, Иван в этом фильме ВСЕМ чужой. Он будто выехал из своей деревни в другую, чужую страну. И милиционер ему тоже чужой, когда спрашивает: "Почему все-таки гражданин, а не товарищ". Иван не знает как себя вести и что ответить. Он неумело дает взятку главврачу, не потому что считает, что взятка-плохо. Он, похоже, вообще с этим явлением никогда не сталкивался. И его письмо, которое читает вся деревня... Помните тот отрывок, когда Иван пишет что-то типа (не помню точно цитату) "В Москве уже давно при социализме (коммунизме) живут". На что один мужик вслух замечает: "Что-то он в политику ударился". Т.е. для деревенского жителя все эти лозунги о "светлом будущем", пятилетках и пр. выражаются одним непонятным словом "политика"! Я всегда удивлялся, как наша советская цензура это пропустила. Просто, недоглядели. Это же антисоветчина ))
Страна не принадлежит вот таким Иванам и именно это показывает Шукшин. И еще, в фильме я вижу другую идею: правительства приходят и уходят, а мужик русский живет своей, только ему ведомой, жизнью.
Кстати. да. И хотя вора профессия обязывает уметь втереться в доверие людям, чтобы потом использовать их, но в данном случае волк был сыт, поскольку ехал уже с добычей, поэтому деньги Расторгуевых не пострадали.
А лакей на что рассчитывает? На вознаграждение. От сердца, от душевной приязни он ничего делать не будет. К сожаления, последний раз я видела фильм давненько, уж больше года назад. Какие-то подробности подзабылись. Но вот профессор его о чём-то спросил, нет ли газеты, что ли, и проводник отказал без всякого сожаления, а потом ещё и в служебном купе пересказывает это своей напарнице, ища сочувствия.
Ещё раз прошу прощения, если ошибаюсь, давно картину не повторяли, а своего варианта у меня нет.
Людмила, да нет, где же Вы это увидели? После того как профессор осадил проводника (когда тот наезжал на Ивана), проводник даже немного обиделся. Обиделся как лакей, услуги которого отверг хозяйн. В самом начале, когда профессор зашел в вагон, проводник заискивал перед ним и старался угодить.
Кстати, в фильме ничтожный проводник (в блестящем исполнении Ивана Рыжова) пренебрежительно относится не только к деревенскому жителю Расторгуеву, но и к профессору-языковеду, роль которого исполнил Всеволод Санаев. И тут играет роль не разница в культурном уровне или по месту рождения. Просто на этих людях ему нельзя поджиться, отсюда и пренебрежение.
Людмила, я имел в виду время после распада СССР. Вадим, я думаю, тоже ))
Насчет референдума. Так и я про тоже! Проголосовал то народ может и за Союз, но вот слушать его ТЕ совсем не собирались. Потому что ЗНАЛИ: никаких последствий для них не будет. Страна УЖЕ распадалась. А проголосовали так.... больше по привычке, ни во что не веря.
Народ проголосовал за сохранение Союза на референдуме.
Ребята, Вадим и Ф, целиком согласна с вашими высказываниями. Единственное - прошу уточнения. О каком вашем времени вы говорите? Может, оно и моё тоже?
Вадим, Вы, вероятно, москвич, раз такие вещи в интернете узнаете :)))
Вы абсолютно верно пишете! В наше время Шукшину было бы гораздо трудней "пробиться" в Москву. Но Шукшин-то ведь писал о ПРОСТЫХ людях, об отношении к ним. О людях,которые не на режиссеров поступать ехали, а просто отдохнуть. Пропасть, во всех отношениях, между городом и провинцией (деревней), высокомерие нашей "интеллигенции" по отношению к деревенскому человеку - все это только ускорило распад страны. Я сам дремучий провинциал. ))) Когда Союз распадался у большинства моих родных и знакомых совершенно не было чувства, что распадается НАША страна. Все решается в Москве! - так все думали. А Москва для нас была как другая планета. Понимаете, распад готовился задолго до перестройки. Птому, народ и не отстоял свою страну, а все решала кучка "демократов"-предателей в Москве.
Читал в интернете, что в наше время Шукшину не удалось бы так с Алтая в Москву приехать и на режиссёра выучиться. Другие были времена. Перебарщивал и утрировал Шукшин в своём освещение отношений деревенские-городские.
Элла.
Неприязни к интеллигенции и к городу, говорите? А эта самая интеллигенция и "город" совсем не причем? В фильме Шукшин, сам выросший в "простой" семье, отлично показал отношение к деревенскому человеку остального общества, которое уже в те годы начинало проявляться в городском жителе и в этой самой "интеллигенции". Он многое чувствовал на своей шкуре, даже когда какие-то слова говорились не в лично его адрес. По фильму, все началось уже в поезде, когда ничтожный проводник выговаривал Расторгуеву: "Ты давай тут тихо себя веди, не дома" (примерно так). Потом приезжая в Москву, когда профессор попросил свою дочь поездить с ними по магазинам - с каким пренебрежением она на них смотрит. Звонит кому-то и говорит: "Это я..... Это мы". Как же, оторвали ее от важных дел, чтобы возить эту деревенщину!
Ну и,наконец, приезд в санаторий. Главврач-психолог отрываясь от своей пациентки, чтобы устроить прибывшую пару в номер, извиняется перед ней и цедит: "Вот видите чем приходится заниматься". Будь вместо Расторгуевых какой-нибудь "интеллигент-горожанин", стал бы он так говорить? А потом еще и пациентка добавила: "СМОТРИТЕ, ТОЖЕ ВЕДЬ ЕДУТ ОТДЫХАТЬ".
Очень глубокий фильм! И совсем не комедия! Он многое помогает понять из того, что же с нами случилось в 80-х годах.
отзывы
п.с. Заболоцкого уже прочитал. Надо же, «Все, ребята, конец!» - это,оказывается, "для русского Ивана" конец.
Сцена с чтением письма и упоминанием политики у меня вызывает другие ассоциации. Мне вспоминаются строки Н. А. Некрасова:
В столице шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А здесь, во глубине России,
Здесь вековая тишина.
Вообще фильм глубокий. И корни его - в великой русской литературе с её размышлениями о народе.
Страна не принадлежит вот таким Иванам и именно это показывает Шукшин. И еще, в фильме я вижу другую идею: правительства приходят и уходят, а мужик русский живет своей, только ему ведомой, жизнью.
Ещё раз прошу прощения, если ошибаюсь, давно картину не повторяли, а своего варианта у меня нет.
Насчет референдума. Так и я про тоже! Проголосовал то народ может и за Союз, но вот слушать его ТЕ совсем не собирались. Потому что ЗНАЛИ: никаких последствий для них не будет. Страна УЖЕ распадалась. А проголосовали так.... больше по привычке, ни во что не веря.
Ребята, Вадим и Ф, целиком согласна с вашими высказываниями. Единственное - прошу уточнения. О каком вашем времени вы говорите? Может, оно и моё тоже?
Вы абсолютно верно пишете! В наше время Шукшину было бы гораздо трудней "пробиться" в Москву. Но Шукшин-то ведь писал о ПРОСТЫХ людях, об отношении к ним. О людях,которые не на режиссеров поступать ехали, а просто отдохнуть. Пропасть, во всех отношениях, между городом и провинцией (деревней), высокомерие нашей "интеллигенции" по отношению к деревенскому человеку - все это только ускорило распад страны. Я сам дремучий провинциал. ))) Когда Союз распадался у большинства моих родных и знакомых совершенно не было чувства, что распадается НАША страна. Все решается в Москве! - так все думали. А Москва для нас была как другая планета. Понимаете, распад готовился задолго до перестройки. Птому, народ и не отстоял свою страну, а все решала кучка "демократов"-предателей в Москве.
Неприязни к интеллигенции и к городу, говорите? А эта самая интеллигенция и "город" совсем не причем? В фильме Шукшин, сам выросший в "простой" семье, отлично показал отношение к деревенскому человеку остального общества, которое уже в те годы начинало проявляться в городском жителе и в этой самой "интеллигенции". Он многое чувствовал на своей шкуре, даже когда какие-то слова говорились не в лично его адрес. По фильму, все началось уже в поезде, когда ничтожный проводник выговаривал Расторгуеву: "Ты давай тут тихо себя веди, не дома" (примерно так). Потом приезжая в Москву, когда профессор попросил свою дочь поездить с ними по магазинам - с каким пренебрежением она на них смотрит. Звонит кому-то и говорит: "Это я..... Это мы". Как же, оторвали ее от важных дел, чтобы возить эту деревенщину!
Ну и,наконец, приезд в санаторий. Главврач-психолог отрываясь от своей пациентки, чтобы устроить прибывшую пару в номер, извиняется перед ней и цедит: "Вот видите чем приходится заниматься". Будь вместо Расторгуевых какой-нибудь "интеллигент-горожанин", стал бы он так говорить? А потом еще и пациентка добавила: "СМОТРИТЕ, ТОЖЕ ВЕДЬ ЕДУТ ОТДЫХАТЬ".
Очень глубокий фильм! И совсем не комедия! Он многое помогает понять из того, что же с нами случилось в 80-х годах.
Я рождённый в СССР !