Размышления над путями развития искусства социалистического общества, проблемами традиций и новаторств, идейности и мастерства, места и роли художника в жизни общества и формировании нового типа личности логически подводят Луначарского к осмыслению проблемы метода, присущего этому новому искусству. Так, в процессе поисков точной формулировки метода советской литературы он употребляет такие понятия: «
героический реализм», «
монументальный реализм», «
новый диалектико-материалистический пролетарский реализм», «
социальный реализм». Потребность в новом определении ощущалось и многими писателями, критиками, о чем свидетельствовали поиски вариантов: «
новый реализм» (А.Воронский), «
тенденциозный реализм» (В.Маяковский), «
монументальный реализм» (А.Толстой), а также «
пролетарский реализм», «
социалистический романтизм» и т.д.
Когда в «Литературной газете» в мае 1932 года впервые появился термин «социалистический реализм», получивший признание широких кругов писательской общественности, Луначарский одобрительно откликнулся на его появление: «
Термин хороший, содержательный, могущий интересно раскрыться при правильном анализе».
Источник: Б. Шляхов «
Идейное наследие А.В.Луначарского и современность»
обсуждение >>