№690 Борис Нежданов
№ 689 Критиканша (СПб). ... Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
Были произведения, где у героини оставался ребенок от фронтового романа и никто их не переписывал. Например, роман Николая Грибачева "Здравствуй, комбат!". Мне кажется, все эти слухи о том, что автора заставили затушевать факт романа Матвеева с Раей просто домыслы. Ясно, что она его любила, ясно, что он это понимал, и это даже более выразительно, чем иная ситуация.Введите поисковый запрос
Юлия Друнина
Прощание
Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Дирижеру, что Смертью зовется; покорны.
И хотелось вдове, чтоб они замолчали —
Тот, кого провожали, не сдался б печали.
(Он войну начинал в сорок первом, комбатом,
Он комдивом закончил ее в сорок пятом.)
Он бы крикнул, коль мог:
— Выше голову, черти!
Музыканты, не надо подыгрывать смерти!
Для чего мне рапсодии мрачные ваши?
Вы играйте, солдаты, походные марши!
Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Подошла очень бледная женщина в черном.
Всё дрожали, дрожали припухшие губы,
Всё рыдали, рыдали военные трубы.
И вдова на нее долгим взглядом взглянула:
Да, конечно же, эти высокие скулы!
Ах, комдив! Как хранил он поблекшее фото
Тонкошеей девчонки, связистки из роты.
Освещал ее отблеск недавнего боя
Или, может быть, свет, что зовется любовью.
Погасить этот свет не сумела усталость…
Фотография! Только она и осталась.
Та, что дни отступленья делила с комбатом,
От комдива в победном ушла сорок пятом,
Потому что сказало ей умное сердце:
Никуда он не сможет от прошлого деться —
О жене затоскует, о маленьком сыне…
С той поры не видала комдива доныне,
И встречала восходы, провожала закаты
Все одна да одна — в том война виновата…
Долго снились комдиву припухшие губы,
Снилась шейка, натертая воротом грубым,
И улыбка, и скулы высокие эти!..
Ах, комдив! Нет без горечи счастья на свете!.
А жена никогда ни о чем не спросила,
Потому что таилась в ней умная сила,
Потому что была добротою богата,
Потому что во всем лишь война виновата…
Чутко замерли флейты, застыли валторны,
И молчали, потупясь, две женщины в черном.
Только громко и больно два сердца стучали
В исступленной печали, во вдовьей печали…
№694 Критиканша
... К сожалению, нет данных об актрисе в роли дочки, мне кажется она очень юнно выглядит, и мужики умаялись, спят, очень поздно уже или наоборот рано. Конечно, без парня по ночам тогда было опасно одной гулять. Я не говорю про снобизм конкретно жены Матвеева, а про обстановку в доме, где если ты с виду работяга то твоё место на кухне, и солдат могли бы пустить в дом, за стол, а тут вообще всех гостей разогнали, но чувствуется что уважают больше директора завода и журналиста. Как-то не по русскому обычаю поминки
Да, выглядит девушка юно, но в любом случае она или студентка первых курсов вуза или учится в 10 классе. Возраст - самое то ходить на последние сеансы и бегать по свиданиям.
Меня тоже напрягло - если работяга - то на кухню, а не за общий стол. Даже в голову не пришло спросить (если не ошибаюсь, то это не жена Матвеева, а домработница пригласила Ивана на кухню) - а кем он приходится покойному. Ведь понятно же, что простой человек с улицы, не знакомый с Матвеевым, не придет в дом. Даже если это водитель кого-то из присутствующих, не пригласить его за общий стол, а дать поесть на кухне - это уже не айс. Да и солдат могли из вежливости пригласить за стол или вынести поминальную рюмку или что-то для помина. Странно, что в семье не знают Ивана. Ведь не могли не слышать, о нем.
То, что всех разогнали.. Я (писала здесь ранее) это могу понять т.к. у жены Матвеева - истерика. А сыну поминки - тяжелы. Я сама не хожу на поминки - только на прощание. Поминки своих близких пережила с трудом. Была бы возможность их не делать - не делала бы, но.. традиции и обычаи, а самой хотелось забиться в угол, чтобы никто не видел и умирать от боли, от слез.
Для меня все это - похоронили. (или простились в крематории) тут же выпили-закусили и.. по-домам... А сидение за столом - ой... тяжело...
№693 Лана
... Да нормально для ее возраста. Девочка милая, красивая, наверняка есть парень. Вот и пригласил ее в кино, на последний сеанс, а потом гуляли (он ее провожал). Да и не под утро она пришла.
Я не заметила снобизма в жене Матвеева. Обычная женщина, которая с домработницей коротает вечера.
К сожалению, нет данных об актрисе в роли дочки, мне кажется она очень юнно выглядит, и мужики умаялись, спят, очень поздно уже или наоборот рано. Конечно, без парня по ночам тогда было опасно одной гулять. Я не говорю про снобизм конкретно жены Матвеева, а про обстановку в доме, где если ты с виду работяга то твоё место на кухне, и солдат могли бы пустить в дом, за стол, а тут вообще всех гостей разогнали, но чувствуется что уважают больше директора завода и журналиста. Как-то не по русскому обычаю поминки
№691 Критиканша
... Девчонку сделали совсем юной тоже, даже удивительно, что в таком возрасте где-то ночами бродит. Но факт романа разве не очевиден? Дочка рождена гораздо позже военных времён, от другого. Матвеев вернулся к своей законной, она ещё к тому же генеральская дочка, но какая-то недобрая недушевная снобистская атмосферу в их доме , даже на поминках всё заметно. А Рая - добрая душевная, даже зовёт себя не медсестрой, а сестрой Милосердия, как в Первую мировую. Может Валентин совершил ошибку ? Надо было оставаться с Раей
Да нормально для ее возраста. Девочка милая, красивая, наверняка есть парень. Вот и пригласил ее в кино, на последний сеанс, а потом гуляли (он ее провожал). Да и не под утро она пришла.
Я не заметила снобизма в жене Матвеева. Обычная женщина, которая с домработницей коротает вечера.
Но.. не думаю, что Матвееву тепло было в этой семье. Он же постоянно в разъездах. Я понимаю, что работа. но ощущение, что он просто старался пореже дома бывать. Да и к Рае заходил (думаю, что не раз и не два). Значит душа к Рае тянулась, к простоте и теплоте.
Думаю, что к жене он вернулся не потому, что любил, а из чувства долга, сына пожалел, о карьере задумался (тесть мог ему ее не хило сломать) и пр. Если бы вернулся по-любви к жене - не вспоминал бы Раю и не приходил к ней.
После войны у Матвеева было все, кроме счастья с любимой женщиной. НО... это его выбор. САМ его сделал.
№690 Борис Нежданов
№ 689 Критиканша (СПб). ... Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
Даже если бы не дописали это, все равно в фильме есть факты, что у Матвеева был роман с Раей. Это и фото на стене (Матвеев и Рая) и смущение однополчан, которые не знают как сказать Рае, что Матвеев умер...
Взрослые люди все поймут. А то, что дочь.. Ведь Рая могла остаться совсем одна - много было женщин, которые не смогли создать семью т.к. банально не хватало мужчин (даже родить не от кого было многим т.к. женский коллектив). Много женщин фронтовичек так и остались одни, без детей.
Рая могла тоже остаться без детей т.к. могла просто не найти от кого родить, или ранения. которые бы не позволили ей родить или женские проблемы (застудиться банально могла, вытаскивая солдат в холод и дождь, да и спать на холодной земле, в сырой землянке - это тоже могло отразиться на здоровье женском).
Авторы хоть немного дали счастья женщине, которая воевала, любила и достойна счастья.
№690 Борис Нежданов
№ 689 Критиканша (СПб). ... Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
Девчонку сделали совсем юной тоже, даже удивительно, что в таком возрасте где-то ночами бродит. Но факт романа разве не очевиден? Дочка рождена гораздо позже военных времён, от другого. Матвеев вернулся к своей законной, она ещё к тому же генеральская дочка, но какая-то недобрая недушевная снобистская атмосферу в их доме , даже на поминках всё заметно. А Рая - добрая душевная, даже зовёт себя не медсестрой, а сестрой Милосердия, как в Первую мировую. Может Валентин совершил ошибку ? Надо было оставаться с Раей
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)08.04.2022 - 12:34:49
№ 689 Критиканша (СПб).
Рая же говорит прямо, что Матвеев к ней заезжал и захотел поженить их детей. Разве это не доказательство того, что дочь от другого.
Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
№688 Лана
... Вряд ли это его дочь т.к. девушке, по-виду, лет 17-18. А рассталась Рая, с Валей (это я уже предполагаю) в лучшем случае в 45 году.
Рая просто могла родить для себя т.е. встретила мужчину. родила и все... Возможно. даже не сказала отцу. что родила или скрыла. что от него. В любом случае мы знаем. что Рая - мать одиночка.
.
Рая же говорит прямо, что Матвеев к ней заезжал и захотел поженить их детей. Разве это не доказательство того, что дочь от другого. Может, она и замужем была, мужиков ее возраста не хватало, многие и пользовались , были нарасхват, гуляли, изменяли, бросали жён, разводились, их тут же подхватывали... Вот только действительно дочь Раи выглядит совсем юной, а сын Матвеева взрослый, и захотели бы его жена и тесть родства с дочкой бывшей ппж.Дочь тоже Матвеева помнит и знает, спрашивает , а где он, у матери. И сомнения у дочери не возникало насчёт его отцовства, значит и родного отца помнит. Мне кажется, что Рая конечно давно живёт одна с дочкой без мужчины, а Иван, как хороший товарищ захаживает и помогает, если нужно что по дому сделать.
Вряд ли это его дочь т.к. девушке, по-виду, лет 17-18. А рассталась Рая, с Валей (это я уже предполагаю) в лучшем случае в 45 году.
Рая просто могла родить для себя т.е. встретила мужчину. родила и все... Возможно. даже не сказала отцу. что родила или скрыла. что от него. В любом случае мы знаем. что Рая - мать одиночка.
В те годы много женщин этого возраста (и даже чуть младше) рожали для себя.
Причем, рожали даже в возрасте за 40, хотя в те годы это был уже вполне почтенный возраст (это сейчас за 40 - молодая женщина). Помню, как в д.сад, за девочкой из нашей группы, приходила пожилая женщина (это было в начале 70х). Я маме сказала, что за Таней (так звали эту девочку) - приходит бабушка (она была пожилая. грузная). Мне мама объяснила, что это не бабушка. а мама. Ну мама так мама. Мы не заморачивались в детстве возрастом родителей (нам было наплевать). Уже став взрослой. я прикинула, что мама Тани из поколения рожденного в 20-е годы. и девочки этого поколения и чуть младше, остались одни, т.к. их женихов убили на войне. Вот и рожали они, как и когда могли, для себя, становясь матерями одиночками.
Так и Рая - родила для себя. Видимо от любимого мужчины, почему-то, не получилось родить (а ребенок от любимого мужчины для женщины - самое драгоценное).
№685 Scorpiolga
Они знали, что Рая его любила. И он ее тоже.
Вероятно, понимали, что встреча с его вдовой и семьей будет для нее мучительна. Да она и сама бы не пришла, потому что не хотела, чтоб семья вдруг о чем-то догадалась. На похоронах это трудно было бы скрыть.
...
Они знали, что Рая его любила. И он ее тоже.
Вероятно, понимали, что встреча с его вдовой и семьей будет для нее мучительна. Да она и сама бы не пришла, потому что не хотела, чтоб семья вдруг о чем-то догадалась. На похоронах это трудно было бы скрыть.
№682 Игорь из Минска
Непонятно, почему никто не сообщил Раисе, что умер их однополчанин. Тот же Иван - он знал, где она живет. И телефон (судя по сюжету) у нее есть. А тут пришли к ней, и только когда она спросила, сказали, что он умер, и сегодня хоронили.
Непонятно, почему никто не сообщил Раисе, что умер их однополчанин. Тот же Иван - он знал, где она живет. И телефон (судя по сюжету) у нее есть. А тут пришли к ней, и только когда она спросила, сказали, что он умер, и сегодня хоронили.
№657 Scorpiolga
... Многие песни о войне были написаны в послевоенные годы. В том числе и эта песня Булата Окуджавы.
Известная песня «На безымянной высоте» – из кинофильма Тишина – тоже послевоенная, например.
Много замечательных военных песен были написаны спустя 20 лет, 30 лет, 40 лет после окончания Великой Отечественной войны.
Другая песня Окуджавы "До свидания мальчики" впервые прозвучала в кинофильме "Горизонт" (1961), где её наигрывают ребята-целлиники, отцы которых защищали нашу Родину. Ещё одна популярная песня Булата Шалвовича "Бери шинель" впервые прозвучала в фильме "От зари до зари" (1975). Разве можно подумать, не зная предыстории появления этих песен, что они не военных лет.
"День Победы" написана была в 1975 г, а мы не представляем 9 мая без этой песни Д. Тухманова.
А песня Михаила Ножкина "Последний бой" была написана к фильму "Освобождение" (1971) и к той серии, где показана Битва за Берлин. А всегда, когда звучит эта песня, чувствуешь, что её поют настоящие фронтовики, которые
Мы пол-Европы
По-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец,
Последний бой.
Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
А песни Пахмутовой - "Поклонимся великим тем годам" и "Ты - моя надежда, ты-моя отрада" написаны спустя 40 лет после войны.
отзывы
№ 689 Критиканша (СПб). ... Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
Юлия Друнина
Прощание
Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Дирижеру, что Смертью зовется; покорны.
И хотелось вдове, чтоб они замолчали —
Тот, кого провожали, не сдался б печали.
(Он войну начинал в сорок первом, комбатом,
Он комдивом закончил ее в сорок пятом.)
Он бы крикнул, коль мог:
— Выше голову, черти!
Музыканты, не надо подыгрывать смерти!
Для чего мне рапсодии мрачные ваши?
Вы играйте, солдаты, походные марши!
Тихо плакали флейты, рыдали валторны,
Подошла очень бледная женщина в черном.
Всё дрожали, дрожали припухшие губы,
Всё рыдали, рыдали военные трубы.
И вдова на нее долгим взглядом взглянула:
Да, конечно же, эти высокие скулы!
Ах, комдив! Как хранил он поблекшее фото
Тонкошеей девчонки, связистки из роты.
Освещал ее отблеск недавнего боя
Или, может быть, свет, что зовется любовью.
Погасить этот свет не сумела усталость…
Фотография! Только она и осталась.
Та, что дни отступленья делила с комбатом,
От комдива в победном ушла сорок пятом,
Потому что сказало ей умное сердце:
Никуда он не сможет от прошлого деться —
О жене затоскует, о маленьком сыне…
С той поры не видала комдива доныне,
И встречала восходы, провожала закаты
Все одна да одна — в том война виновата…
Долго снились комдиву припухшие губы,
Снилась шейка, натертая воротом грубым,
И улыбка, и скулы высокие эти!..
Ах, комдив! Нет без горечи счастья на свете!.
А жена никогда ни о чем не спросила,
Потому что таилась в ней умная сила,
Потому что была добротою богата,
Потому что во всем лишь война виновата…
Чутко замерли флейты, застыли валторны,
И молчали, потупясь, две женщины в черном.
Только громко и больно два сердца стучали
В исступленной печали, во вдовьей печали…
1976 г.
... К сожалению, нет данных об актрисе в роли дочки, мне кажется она очень юнно выглядит, и мужики умаялись, спят, очень поздно уже или наоборот рано. Конечно, без парня по ночам тогда было опасно одной гулять. Я не говорю про снобизм конкретно жены Матвеева, а про обстановку в доме, где если ты с виду работяга то твоё место на кухне, и солдат могли бы пустить в дом, за стол, а тут вообще всех гостей разогнали, но чувствуется что уважают больше директора завода и журналиста. Как-то не по русскому обычаю поминки
Меня тоже напрягло - если работяга - то на кухню, а не за общий стол. Даже в голову не пришло спросить (если не ошибаюсь, то это не жена Матвеева, а домработница пригласила Ивана на кухню) - а кем он приходится покойному. Ведь понятно же, что простой человек с улицы, не знакомый с Матвеевым, не придет в дом. Даже если это водитель кого-то из присутствующих, не пригласить его за общий стол, а дать поесть на кухне - это уже не айс. Да и солдат могли из вежливости пригласить за стол или вынести поминальную рюмку или что-то для помина. Странно, что в семье не знают Ивана. Ведь не могли не слышать, о нем.
То, что всех разогнали.. Я (писала здесь ранее) это могу понять т.к. у жены Матвеева - истерика. А сыну поминки - тяжелы. Я сама не хожу на поминки - только на прощание. Поминки своих близких пережила с трудом. Была бы возможность их не делать - не делала бы, но.. традиции и обычаи, а самой хотелось забиться в угол, чтобы никто не видел и умирать от боли, от слез.
Для меня все это - похоронили. (или простились в крематории) тут же выпили-закусили и.. по-домам... А сидение за столом - ой... тяжело...
... Да нормально для ее возраста. Девочка милая, красивая, наверняка есть парень. Вот и пригласил ее в кино, на последний сеанс, а потом гуляли (он ее провожал). Да и не под утро она пришла.
Я не заметила снобизма в жене Матвеева. Обычная женщина, которая с домработницей коротает вечера.
... Девчонку сделали совсем юной тоже, даже удивительно, что в таком возрасте где-то ночами бродит. Но факт романа разве не очевиден? Дочка рождена гораздо позже военных времён, от другого. Матвеев вернулся к своей законной, она ещё к тому же генеральская дочка, но какая-то недобрая недушевная снобистская атмосферу в их доме , даже на поминках всё заметно. А Рая - добрая душевная, даже зовёт себя не медсестрой, а сестрой Милосердия, как в Первую мировую. Может Валентин совершил ошибку ? Надо было оставаться с Раей
Я не заметила снобизма в жене Матвеева. Обычная женщина, которая с домработницей коротает вечера.
Но.. не думаю, что Матвееву тепло было в этой семье. Он же постоянно в разъездах. Я понимаю, что работа. но ощущение, что он просто старался пореже дома бывать. Да и к Рае заходил (думаю, что не раз и не два). Значит душа к Рае тянулась, к простоте и теплоте.
Думаю, что к жене он вернулся не потому, что любил, а из чувства долга, сына пожалел, о карьере задумался (тесть мог ему ее не хило сломать) и пр. Если бы вернулся по-любви к жене - не вспоминал бы Раю и не приходил к ней.
После войны у Матвеева было все, кроме счастья с любимой женщиной. НО... это его выбор. САМ его сделал.
№ 689 Критиканша (СПб). ... Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
Взрослые люди все поймут. А то, что дочь.. Ведь Рая могла остаться совсем одна - много было женщин, которые не смогли создать семью т.к. банально не хватало мужчин (даже родить не от кого было многим т.к. женский коллектив). Много женщин фронтовичек так и остались одни, без детей.
Рая могла тоже остаться без детей т.к. могла просто не найти от кого родить, или ранения. которые бы не позволили ей родить или женские проблемы (застудиться банально могла, вытаскивая солдат в холод и дождь, да и спать на холодной земле, в сырой землянке - это тоже могло отразиться на здоровье женском).
Авторы хоть немного дали счастья женщине, которая воевала, любила и достойна счастья.
№ 689 Критиканша (СПб). ... Безусловно, доказательство. Говорили, правда, что авторов чуть ли не заставили это дописать, чтобы затушевать сам факт фронтового романа Матвеева с Раей, и чтобы у зрителей не возникало лишних вопросов, от кого у Раи дочь.
... А дочь Раи не от его ли?
... Вряд ли это его дочь т.к. девушке, по-виду, лет 17-18. А рассталась Рая, с Валей (это я уже предполагаю) в лучшем случае в 45 году.
Рая просто могла родить для себя т.е. встретила мужчину. родила и все... Возможно. даже не сказала отцу. что родила или скрыла. что от него. В любом случае мы знаем. что Рая - мать одиночка.
.
... А дочь Раи не от его ли?
Рая просто могла родить для себя т.е. встретила мужчину. родила и все... Возможно. даже не сказала отцу. что родила или скрыла. что от него. В любом случае мы знаем. что Рая - мать одиночка.
В те годы много женщин этого возраста (и даже чуть младше) рожали для себя.
Причем, рожали даже в возрасте за 40, хотя в те годы это был уже вполне почтенный возраст (это сейчас за 40 - молодая женщина). Помню, как в д.сад, за девочкой из нашей группы, приходила пожилая женщина (это было в начале 70х). Я маме сказала, что за Таней (так звали эту девочку) - приходит бабушка (она была пожилая. грузная). Мне мама объяснила, что это не бабушка. а мама. Ну мама так мама. Мы не заморачивались в детстве возрастом родителей (нам было наплевать). Уже став взрослой. я прикинула, что мама Тани из поколения рожденного в 20-е годы. и девочки этого поколения и чуть младше, остались одни, т.к. их женихов убили на войне. Вот и рожали они, как и когда могли, для себя, становясь матерями одиночками.
Так и Рая - родила для себя. Видимо от любимого мужчины, почему-то, не получилось родить (а ребенок от любимого мужчины для женщины - самое драгоценное).
Они знали, что Рая его любила. И он ее тоже.
Вероятно, понимали, что встреча с его вдовой и семьей будет для нее мучительна. Да она и сама бы не пришла, потому что не хотела, чтоб семья вдруг о чем-то догадалась. На похоронах это трудно было бы скрыть.
...
Вероятно, понимали, что встреча с его вдовой и семьей будет для нее мучительна. Да она и сама бы не пришла, потому что не хотела, чтоб семья вдруг о чем-то догадалась. На похоронах это трудно было бы скрыть.
Непонятно, почему никто не сообщил Раисе, что умер их однополчанин. Тот же Иван - он знал, где она живет. И телефон (судя по сюжету) у нее есть. А тут пришли к ней, и только когда она спросила, сказали, что он умер, и сегодня хоронили.
... Многие песни о войне были написаны в послевоенные годы. В том числе и эта песня Булата Окуджавы.
Известная песня «На безымянной высоте» – из кинофильма Тишина – тоже послевоенная, например.
Другая песня Окуджавы "До свидания мальчики" впервые прозвучала в кинофильме "Горизонт" (1961), где её наигрывают ребята-целлиники, отцы которых защищали нашу Родину. Ещё одна популярная песня Булата Шалвовича "Бери шинель" впервые прозвучала в фильме "От зари до зари" (1975). Разве можно подумать, не зная предыстории появления этих песен, что они не военных лет.
"День Победы" написана была в 1975 г, а мы не представляем 9 мая без этой песни Д. Тухманова.
А песня Михаила Ножкина "Последний бой" была написана к фильму "Освобождение" (1971) и к той серии, где показана Битва за Берлин. А всегда, когда звучит эта песня, чувствуешь, что её поют настоящие фронтовики, которые
По-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец,
Последний бой.
Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.
А я в Россию домой хочу,
Я так давно не видел маму.