Сегодня,
24 августа, исполнилось
25 лет со дня смерти известного советского и американского писателя
Сергея Донатовича Довлатова.
Сергей Довлатов родился
3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра
Доната Исааковича Мечика и актрисы, а впоследствии корректора
Норы Степановны Довлатовой.
С 1944 года будущий писатель жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета
Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Общался с ленинградскими поэтами
Евгением Рейном,
Анатолием Найманом,
Иосифом Бродским, писателем
Сергеем Вольфом и художником
Александром Неждановым. Из университета был исключён за неуспеваемость.
Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми. Как вспоминал
Бродский,
Сергей вернулся из армии
«как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».
Довлатов поступил на факультет журналистики
ЛГУ, работал в студенческой многотиражке
Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. Был приглашён в группу
«Горожане», основанную писателями
Владимиром Марамзиным,
Игорем Ефимовым,
Борисом Вахтиным и
Владимиром Губиным. Работал литературным секретарём
Веры Пановой.
С сентября 1972-го по март 1975 года жил в Эстонии. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты
«Советская Эстония». Позже его приняли на работу в выпускавшуюся
Эстонским морским пароходством еженедельную газету
«Моряк Эстонии». Являлся внештатным сотрудником городской газеты
«Вечерний Таллин». Летом 1972-го принят на работу в отдел информации газеты
«Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу
«Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента
«Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги
«Пять углов» в издательстве
«Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.
В 1975 году писатель вернулся в Ленинград, где устроился в журнал
«Костёр». Писал прозу, но журналы, в основном, отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему
«Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале
«Юность». Публиковался в самиздате и в эмигрантских журналах
«Континент»,
«Время и мы». В 1976-м был исключён из
Союза журналистов СССР.
В 1978 году писатель эмигрировал в США, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты
«Новый американец». Членами его редколлегии были
Борис Меттер,
Александр Генис,
Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф
Нина Аловерт, поэт и эссеист
Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах
«Partisan Review» и
«The New Yorker». За
12 лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио
«Свобода».
Умер
24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище
«Маунт-Хеброн» в нью-йоркском районе Куинс.
Произведения
Довлатова экранизировались лишь дважды. Впервые к его прозе обратились в 1992 году. Режиссёры
Владимир Студенников и
Михаил Григорьев создали
«Комедия строгого режима», взяв за основу фрагмент повести
«Зона (Записки надзирателя)». А в 2015 году появилась картина
Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи» с участием
Ивана Колесникова,
Фёдора Добронравова,
Сергея Гармаша,
Светланы Ходченковой,
Бориса Каморзина и других популярных актёров. Фильм, представляющий собой экранизацию сборника рассказов
«Компромисс», открыл
26-ой открытый российский кинофестиваль «Кинотавр».
Куда лучше обстоит дело с театральными постановками, основанными на произведениях писателя. В частности, повесть
«Заповедник», в которой описаны впечатления писателя от летней работы экскурсоводом в
Пушкинском музее в Михайловском, была перенесена на сцену в московском
Театре имени Моссовета и петербургском
Театре имени Ленсовета. По
«Компромиссу» поставлен спектакль в театре
«Комедианты». В
МХТ им. Чехова с 1994 года идёт
«Новый американец» Петра Штейна, основанный на произведениях Довлатова.
В настоящий момент книги
Сергея Довлатова (
«Зона»,
«Чемодан»,
«Заповедник»,
«Рассказы») — включены в перечень
100 книг, рекомендованных
Министерством образования и науки России к самостоятельному прочтению школьниками.
обсуждение >>