Несколько знакомых опросил, что их так отторгает от просмотра сериала. Ответ за небольшой разницей примерно такой: Безруков постоянно изображает улыбки разного типа, а они по стихам представляют Есенина грустно-задумчивым. Да и финал жизни невеселый.
Люблю данный сериал. Очень качественно, познавательно сделан и одновременно страшно и мрачно. Голос Александра Михайлова в начале и в конце каждой серии - просто до мурашек! Я поверил в данную версию, мне хочется верить каждый раз, когда смотрю, что так оно и было, хотя многие считают данный сериал исковерканным творением. Артисты потрясающие, а их игра - мастерство! Есенина будут читать через сто лет, а Безрукова будут смотреть через сто лет!
Понравилась сцена в поезде с известием о смерти Блока. "Предлагаю устроить вечер памяти дохлого поэта". "Это же Блок. Да вы мизинца его не стоите, имажинисты... " Так трогательно и искренне возмутился.
Б. Пастернак дрался не с Есениным, а в ресторане ЦДЛ с… поэтом Сергеем Васильевым, который, будучи очень невысокого мнения о творчестве Бориса Леонидовича, прилюдно заявил:
-А ты молчи, тебя вообще никто не читает!
А Сергей Безруков молодец, так ярко сыграл Сергея Александровича. Может быть амплитуда была завышена, но зато была донесена нам, простым обывателям. Очень хорош Сергей Витальевич в этой роли, характер точно, дух протеста и любовь к народу русскому , и неприязнь к приспособленцам-карьеристам-копеечникам.
Полюбила очень этот фильм и актёров и ... Есенина!)))) Как жалко его!Царствие ему Небесное... Мне так понравилось как он говорил что любит Иисуса Христа Спасителя, значит он был светлый,добрый человек...
Севостьянова Ольга (г. Тверь)28.04.2016 - 16:22:06
Потрясающий фильм! Жизнь героев того тяжелого времени передана нам зрителям с большой точностью. Фильм о искренних чувствах, добре и зле, искренней любви, настоящей дружбе и в то же время предательствах. Актерами все роли без исключения сыграны БЛЕСТЯЩЕ! Главный герой Есенин С. исполнен С.Безруковым до такой степени великолепно, что не будучи знакомой с самим Сергеем Есениным, дабы годы жизни у нас не совпадают, я таким его теперь и представляю - светлым, добрым, честным, порядочным, талантливым человеком, любящем свою Родину - Россию. И ни в коем случае не самоубийцей! За любовь к Родине, нашей России, в те ужасные времена поплатились жизнью все эти известные личности, которых также талантливо сыграли наши замечательные артисты.
Многие читатели, в том числе и я, своё отношение к Есенину могут выразить одной фразой: "Мой любимый поэт ХХ века".
А каким человеком он был? Как относился к политическим событиям своего времени?..
Общепризнанных ответов на эти вопросы нет...
*****
Поэт "серебряного века" Владислав Фелицианович Ходасевич был лично знаком с Сергеем Александровичем Есениным. Воспоминания Ходасевича о писателях и поэтах хорошо известны в литературных кругах и в целом пользуются доверием. Действительно, Ходасевич старался быть непредвзятым к собратьям по перу, но в случае с Есениным это ему не удалось. Ходасевич на девять лет старше Есенина, образованнее... Ходасевич - коренной москвич... Стоит ли удивляться тому, что Ходасевич не смог понять Есенина, как человека?
Ходасевич вспоминал:
"...Весной 1918 г. Алексей Толстой вздумал справлять именины. Созвал всю Москву литературную: "Сами приходите и вообще публику приводите". Собралось человек сорок, если не больше. Пришёл и Есенин. Привёл бородатого брюнета в кожаной куртке. Брюнет прислушивался к беседам. Порою вставлял словцо - и не глупое. Это был Блюмкин, месяца через три убивший графа Мирбаха, германского посла. Есенин с ним, видимо, дружил. Была среди гостей поэтесса К. Приглянулась она Есенину. Стал ухаживать. Захотел щегольнуть - и простодушно предложил поэтессе:
- А хотите поглядеть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою.
Кажется, жил он довольно бестолково..."
Странный этот "серебряный век"... Рафинированный интеллигент Ходасевич мог поверить в то, что для "простодушного" поэта из деревни сводить девушку "поглядеть, как расстреливают", это всё равно, что в кинематограф или в цирк пригласить...
Не был Есенин "простодушным"! Да и Блюмкин вполне мог весной 1918 года не иметь никакого отношения к расстрелам. Ведь единственное "доказательство" - это свидетельство Ходасевича, которое ровным счётом ничего не доказывает...
В самом деле: собралась весной 1918 года на квартире у Алексея Толстого богемная тусовка. Естественно, выпили... (Ходасевич тоже выпил, ибо нормальному трезвому человеку в такой компании делать нечего...) Шум, гам... Ходасевич услышал реплику Есенина и, не зная, о чем был разговор, придумал контекст в меру своего разумения...
О Якове Блюмкине достоверных сведений известно очень мало... Весной 1918 года ему исполнилось 18 лет. Сергей Есенин был на 5 лет старше. Весёлый и задиристый, он подшучивал над другом-чекистом, иногда не очень удачно:
- Ну что, Яшка? Сколько человек ты сегодня расстрелял?
- Да не расстреливал я никого! Не выдумывай, Серёга!
- Врешь! Я же тебя знаю...
Подобные шутки вполне могли иметь место...
А теперь вернёмся к "нашим" именинам.
Какие разговоры, какие споры могли там происходить? Самый злободневный вопрос того времени: "похабный" Брестский мир, заключенный большевиками с Германией 3 марта 1918 года. Условия мира были очень тяжелыми и унизительными для нашей страны. Многие граждане России, - в том числе и Блюмкин, - осуждали этот договор. А Есенин не осуждал. Он считал, что позор лежит на тех, кто развязал эту войну, а не на тех, кто подписал мир...
Когда на именинах завязался спор, "поэтесса К.", естественно, поддержала Блюмкина.
"И эта дура ещё здесь вякает", - подумал Сергей Александрович. А вслух, простодушно улыбаясь, вежливо сказал: "Так вам, барышня, война нужна? Вам нравится, как люди убивают друг друга?.. А хотите поглядеть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою..."
Позднее в поэме "Анна Снегина" Есенин чеканно выскажет своё отношение к бессмысленной и роковой для России Первой мировой войне.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щёк.
Нет, нет!
Не пойду навеки!
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривеник в грязь.
*****
...Блестящий представитель современного "Массолита" Дмитрий Быков в лекциях об Есенине вроде бы разложил всё по полкам... Но после того, как симпатичнейший Дмитрий Львович выбросил в мусорную корзину изумительную "Анну Снегину", его поэтический вкус стал вызывать у меня недоумение . А над поэмой "Ленин" (отрывок из поэмы "Гуляй-поле") Быков лишь малость поглумился и, пнув покойного заглавного героя, бодрым шагом пошёл дальше...
Но ведь в есенинском "Ленине" есть строки гениальные, до уровня которых никто из поэтов "серебряного века" не дотянулся:
Ещё закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода.
В четырёх строчках Есенин смог показать сущность того обвала, который произошёл в нашей стране после Февральской революции, показать без "поиска виновных"...
А образ Ленина в поэме действительно получился неудачным. Есенин безмерно уважал Ленина, но это было уважение к символу, - символу страны и символу всего лучшего, что было в революции, - а не к реальному человеку. Они не были лично знакомы, но Есенин попытался сказать о Ленине, как о настоящем старшем друге. Не получилось...
И у гениев бывают творческие неудачи, но зубоскалить над этим, подобно Быкову, довольно паскудно...
*****
Есенин не был праведником. Были у него и недостатки, и пороки...
Неспособность создать семью, алкоголизм...
Есенин был из тех, о ком говорят: "Трезвый - он золото, а пьяный - такое гэ..."
Но он любил людей, любил жизнь и был великим поэтом, свидетельство чему - его стихи.
Алексей (Кустанай), история с телеграммой не выдумана В. Безруковым, а взята из мемуаров А. Тарасова-Родионова, где приведен диалог Есенина и самого Тарасова-Родионова:
(Е) А вот Каменева, понимаешь ты, не люблю. Полувождь. А ты знаешь, когда Михаил отрекся от престола, он ему благодарственную телеграмму залепил за это самое из ... Ты думаешь, что я беспартийный, то я ничего не вижу и не знаю. Телеграмма-то эта, где он ... она, друг милый, у меня.
(Т-Р) — А ты мне ее покажешь?
— Зачем? Чтобы ты поднял бучу и впутал меня? Нет, не покажу.
— Нет, бучи я поднимать не буду и тебя не впутаю. Мне хочется только лично прочесть ее, и больше ничего.
— Даешь слово?
— Даю слово.
— Хорошо, тогда я тебе ее дам.
— Но когда же ты мне ее дашь, раз ты сегодня уезжаешь? Она с тобой или в твоих вещах?
— О, нет, я не так глуп, чтобы хранить ее у себя. Она спрятана у одного надежного моего друга и о ней никто не знает, только он да я, А теперь ты вот знаешь. А я возьму у него... Или нет, я скажу ему, и он передаст ее тебе.
— Даешь слово?
— Ну, честное слово, кацо. Я не обманываю тебя.
— Идет, жду.
Папа Сергея Безрукова – актёр и сценарист Виталий, однажды познакомившись с бывшим следователем милиции подполковником Эдуардом Хлысталовым, тут же решил написать роман, где Есенина, конечно же, убили большевики. Понимая, что сегодня выгодно, а что нет, папа быстро накатал толстенный том в 600 страниц с версией Хлысталова! Хотя прекрасно знал, что после проведённых дополнительных исследований обстоятельства смерти Есенина аж в 58 томов, Государственная Прокуратура в наши дни сделала однозначный вывод: Есенин покончил жизнь самоубийством. Но это сегодняшней публике не интересно. Оттого сразу же нашлись огромные деньги, чтобы снять одиннадцать (!) серий.А самое интересное в этой истории вот что. Помните начало фильма, как и романа? К следователю Хлыстову (читайте Хлысталову) пришло анонимное письмо с двумя неизвестными ранее фотоснимками покойного Сергея Есенина. После чего следователь стал проводить собственноручное расследование, в результате которого, якобы, выяснил всю правду о гибели поэта. Так вот, когда судмедэксперты обратились к Хлысталову с просьбой показать им эту фотографии, он улыбнулся: «Их нет, и никогда не было. Я всё это выдумал, чтобы привлечь интерес к Есенину». То есть, чтобы даже из мёртвого сделать деньги?! Как правильно назвать данный поступок бывшего следователя? Кощунство? Подлость? Точно так же, как и всю эту возню об убийстве величайшего поэта Серебряного века, стихи которого мы любим и ценим?
Замечательный сериал!Лучше Безрукова роль поэта никто бы не исполнил.Я увидела в сериале любовь Есенина к России,а не пьянство.Каждый видит то,что хочет видеть.
Сериал отличный! Актеры прекрасные и сыграли на уровне! А по поводу комментариев о том, что, мол, Есенина здесь представили слишком разгульным и хамоватым - знаете, каждый видит то, что хочет увидеть. Я вот этого не заметила. По-моему, наоборот, с его пьянками в сериале не переборщили, большей частью Сергей Александрович был трезвым. И потом, да, Есенин много пил и скандалил (о чем сам же не раз упоминал в своих стихах). Алкоголиком он не был никогда, нет, но все же это факт, а факт, как известно, самая упрямая в мире вещь. И отрицать это бессмысленно. Безусловно, в сериале есть немало фактических огрехов (и это касается не только самого поэта), но... Одного я не понимаю - зачем нужно было в последней серии убивать подполковника Хлыстова? Я прямо плакала, когда смотрела последний с ним эпизод, когда машина его полетела вниз и загорелась... Так жалко его было... Впрочем, Есенина жаль не меньше, тоже слезы на глазах были, когда шли последние сцены. По поводу его смерти - думаю, правду мы уже никогда не узнаем, а версия убийства довольно интересная, и, думаю, имеет право на существование. В конце концов, кто его знает, что там, в "Англетере", было?..
Троцкий-Хабенский слишком молодой получился. Троцкому в 1925 было уже 46 лет.
Почему крестьян расстреливали прямо возле железной дороги?
Версия с телеграммой притянута за уши. Троцкому, Зиновьеву и Каменеву больше делать нечего, только Есениным заниматься. Да и с какой стати противники Троцкого стали бы отдавать эту телеграмму Есенину?
Зачем было убивать подполковника? Тем более, его прототипа не убили.
отзывы
Правы ли они?
Извините, если тема была ранее.
-А ты молчи, тебя вообще никто не читает!
А каким человеком он был? Как относился к политическим событиям своего времени?..
Общепризнанных ответов на эти вопросы нет...
*****
Поэт "серебряного века" Владислав Фелицианович Ходасевич был лично знаком с Сергеем Александровичем Есениным. Воспоминания Ходасевича о писателях и поэтах хорошо известны в литературных кругах и в целом пользуются доверием. Действительно, Ходасевич старался быть непредвзятым к собратьям по перу, но в случае с Есениным это ему не удалось. Ходасевич на девять лет старше Есенина, образованнее... Ходасевич - коренной москвич... Стоит ли удивляться тому, что Ходасевич не смог понять Есенина, как человека?
Ходасевич вспоминал:
"...Весной 1918 г. Алексей Толстой вздумал справлять именины. Созвал всю Москву литературную: "Сами приходите и вообще публику приводите". Собралось человек сорок, если не больше. Пришёл и Есенин. Привёл бородатого брюнета в кожаной куртке. Брюнет прислушивался к беседам. Порою вставлял словцо - и не глупое. Это был Блюмкин, месяца через три убивший графа Мирбаха, германского посла. Есенин с ним, видимо, дружил. Была среди гостей поэтесса К. Приглянулась она Есенину. Стал ухаживать. Захотел щегольнуть - и простодушно предложил поэтессе:
- А хотите поглядеть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою.
Кажется, жил он довольно бестолково..."
Странный этот "серебряный век"... Рафинированный интеллигент Ходасевич мог поверить в то, что для "простодушного" поэта из деревни сводить девушку "поглядеть, как расстреливают", это всё равно, что в кинематограф или в цирк пригласить...
Не был Есенин "простодушным"! Да и Блюмкин вполне мог весной 1918 года не иметь никакого отношения к расстрелам. Ведь единственное "доказательство" - это свидетельство Ходасевича, которое ровным счётом ничего не доказывает...
В самом деле: собралась весной 1918 года на квартире у Алексея Толстого богемная тусовка. Естественно, выпили... (Ходасевич тоже выпил, ибо нормальному трезвому человеку в такой компании делать нечего...) Шум, гам... Ходасевич услышал реплику Есенина и, не зная, о чем был разговор, придумал контекст в меру своего разумения...
О Якове Блюмкине достоверных сведений известно очень мало... Весной 1918 года ему исполнилось 18 лет. Сергей Есенин был на 5 лет старше. Весёлый и задиристый, он подшучивал над другом-чекистом, иногда не очень удачно:
- Ну что, Яшка? Сколько человек ты сегодня расстрелял?
- Да не расстреливал я никого! Не выдумывай, Серёга!
- Врешь! Я же тебя знаю...
Подобные шутки вполне могли иметь место...
А теперь вернёмся к "нашим" именинам.
Какие разговоры, какие споры могли там происходить? Самый злободневный вопрос того времени: "похабный" Брестский мир, заключенный большевиками с Германией 3 марта 1918 года. Условия мира были очень тяжелыми и унизительными для нашей страны. Многие граждане России, - в том числе и Блюмкин, - осуждали этот договор. А Есенин не осуждал. Он считал, что позор лежит на тех, кто развязал эту войну, а не на тех, кто подписал мир...
Когда на именинах завязался спор, "поэтесса К.", естественно, поддержала Блюмкина.
"И эта дура ещё здесь вякает", - подумал Сергей Александрович. А вслух, простодушно улыбаясь, вежливо сказал: "Так вам, барышня, война нужна? Вам нравится, как люди убивают друг друга?.. А хотите поглядеть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою..."
Позднее в поэме "Анна Снегина" Есенин чеканно выскажет своё отношение к бессмысленной и роковой для России Первой мировой войне.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щёк.
Нет, нет!
Не пойду навеки!
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривеник в грязь.
*****
...Блестящий представитель современного "Массолита" Дмитрий Быков в лекциях об Есенине вроде бы разложил всё по полкам... Но после того, как симпатичнейший Дмитрий Львович выбросил в мусорную корзину изумительную "Анну Снегину", его поэтический вкус стал вызывать у меня недоумение . А над поэмой "Ленин" (отрывок из поэмы "Гуляй-поле") Быков лишь малость поглумился и, пнув покойного заглавного героя, бодрым шагом пошёл дальше...
Но ведь в есенинском "Ленине" есть строки гениальные, до уровня которых никто из поэтов "серебряного века" не дотянулся:
Ещё закон не отвердел,
Страна шумит, как непогода.
Хлестнула дерзко за предел
Нас отравившая свобода.
В четырёх строчках Есенин смог показать сущность того обвала, который произошёл в нашей стране после Февральской революции, показать без "поиска виновных"...
А образ Ленина в поэме действительно получился неудачным. Есенин безмерно уважал Ленина, но это было уважение к символу, - символу страны и символу всего лучшего, что было в революции, - а не к реальному человеку. Они не были лично знакомы, но Есенин попытался сказать о Ленине, как о настоящем старшем друге. Не получилось...
И у гениев бывают творческие неудачи, но зубоскалить над этим, подобно Быкову, довольно паскудно...
*****
Есенин не был праведником. Были у него и недостатки, и пороки...
Неспособность создать семью, алкоголизм...
Есенин был из тех, о ком говорят: "Трезвый - он золото, а пьяный - такое гэ..."
Но он любил людей, любил жизнь и был великим поэтом, свидетельство чему - его стихи.
(Е) А вот Каменева, понимаешь ты, не люблю. Полувождь. А ты знаешь, когда Михаил отрекся от престола, он ему благодарственную телеграмму залепил за это самое из ... Ты думаешь, что я беспартийный, то я ничего не вижу и не знаю. Телеграмма-то эта, где он ... она, друг милый, у меня.
(Т-Р) — А ты мне ее покажешь?
— Зачем? Чтобы ты поднял бучу и впутал меня? Нет, не покажу.
— Нет, бучи я поднимать не буду и тебя не впутаю. Мне хочется только лично прочесть ее, и больше ничего.
— Даешь слово?
— Даю слово.
— Хорошо, тогда я тебе ее дам.
— Но когда же ты мне ее дашь, раз ты сегодня уезжаешь? Она с тобой или в твоих вещах?
— О, нет, я не так глуп, чтобы хранить ее у себя. Она спрятана у одного надежного моего друга и о ней никто не знает, только он да я, А теперь ты вот знаешь. А я возьму у него... Или нет, я скажу ему, и он передаст ее тебе.
— Даешь слово?
— Ну, честное слово, кацо. Я не обманываю тебя.
— Идет, жду.
Почему крестьян расстреливали прямо возле железной дороги?
Версия с телеграммой притянута за уши. Троцкому, Зиновьеву и Каменеву больше делать нечего, только Есениным заниматься. Да и с какой стати противники Троцкого стали бы отдавать эту телеграмму Есенину?
Зачем было убивать подполковника? Тем более, его прототипа не убили.