Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Аэлита кадры из фильма
Год
1924
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  8.966 / 29 голосов

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
< 1 2 3 4 >

24
 
Фантастический фильм
в 30-ые был бы уже абсолютно невозможен
глядя на него невольно думаешь каких вершин мог бы достичь наш кинематограф
если бы не существовавшая политическая система
следующий аналог покаяние но уже в 85
как много потеряно времени какие таланты не раскрылись так как они могли бы раскрыться
какое Фантастическое кино мы могли бы иметь
Боже Мой
23
 
Цитата
Сыркина Ф.Я. И.М. Рабинович (на обложке и титульном листе И. Рабинович). - М.: Советский художник, 1972.

После того, как «завертелся» круг «Лизистраты» и на сцене была осуществлена идея действенной и динамической декорации, Рабинович заинтересовал наших кинематографистов. Он был привлечен одним из крупнейших режиссеров советского кино Я. Протазановым к совместной работе над фильмами: «Аэлита»[1] «Процесс о трех миллионах»[2] и «Белый орел»[3]. В сохранившемся фотоснимке с макета декораций к «Аэлите» «Проект города на Марсе» сразу угадывается авторство создателя «Лизистраты». Художник сохранил и здесь ее основной принцип организованной в пространстве единой стереометричной декорационной установки, имеющей свой характерный архитектурный образ. Построив город на возвышенной четырехугольной площадке, покоящейся на монументальных арках и опоясывающих их маленьких аркадах мостов-переходов, художник, правда, не воспользовался кругом, но предугадал всестороннее движение кинообъектива, предлагая бесчисленное множество интереснейших ракурсов для съемки снаружи и изнутри установки. Предлагая театральную по своей природе декорацию для кино, Рабинович подчеркивал сугубо условный ее характер, оправдывая это фантастичностью места действия. Такое решение было чрезвычайно смелым для кино того времени, стремившегося обособиться от сценической декорации. Воображение художника было отнюдь не отвлеченным. Оно опиралось на определенные прообразы, подсказанные драматургией и действием. Сцены борьбы угнетенных и угнетателей на далекой планете воплощались в архитектуре, напоминающей американские небоскребы с острыми шпилями, разделялись на верхний и нижний ярусы. Был найден общий силуэт города с острыми ощетинившимися шпилями разной высоты. В центре композиции стояло четырехугольное здание на вогнутых столбах, образующих колоннаду, на котором высилась самая острая и грандиозная башня, окруженная подобными ей, но меньшими. Все вместе они создавали причудливый силуэт. Шпили напоминали остовы мачт какого-то сказочного корабля. По башням ввысь устремлялись клеточки лифтов и окон. В этом, на первый взгляд, хаосе архитектурных форм царил свой особый ритм. Углы площадки и поддерживающих их больших арок сдерживались скругленными архитравами на тонких столбиках. Таким образом лес башен-мачт, воздвигнутых на площадке-постаменте, пластически замыкался. Конструкция была не только рассчитана на обозримость со всех сторон, но как бы сама подсказывала это движение кинообъективу. Почерк сценографа «Лизистраты» угадывался здесь и в целом и в деталях. Рабинович предлагал перевести из театра в кино принцип организованной в пространстве установки, чудо формирования декорационного образа на скульптурном круге. Найдена была характерная фактура оформления — стекло и металл. Марсианское государство было наделено конкретными чертами своего прообраза. Художник ассоциативно сопоставил царство деспота Гора с «Царством Желтого Дьявола» и воздвиг некий марсианский Манхеттен, родственный американскому. Макет Рабиновича был использован не полностью, и идея художника так и не нашла воплощения. Даже в ту пору 1920-х годов, когда условная кинодекорация еще не была заменена имитационной, макет Рабиновича, видимо, показался недостаточно кинематографичным. Теперь, когда нам известны опыты кинохудожников Западной Европы послевоенного периода, пытающихся создать подчеркнуто условную единую декорационную установку для художественного фильма, нам становится особенно очевидной талантливость и смелость эксперимента, почти на полстолетия предвосхитившего искания кинодекорационного искусства 1960-х годов. К сожалению, ни в этой, ни в последующих за нею работах для кино («Процесс о трех миллионах» по повести У. Нотари, «Белый орел» по рассказу Л. Андреева) художник не смог добиться действенных результатов. Все три кинопостановки остались лишь эпизодом его биографии, тогда как могли бы сыграть важную роль в формировании нового направления в кинодекорационном искусстве.
Не найдя возможности реализовать свои опыты в такой, казалось бы, молодой и авангардной области, как кино, Рабинович снова обратился к театру, который в первое революционное десятилетие стремительно развивался, отбрасывая рутину и штампы прошлого, жадно подхватывая и реализуя новаторские эксперименты. Искусство художника устремилось за исканиями режиссуры по двум руслам — музыкального и драматического спектаклей...

СНОСКИ
1 «Аэлита» по роману А. Толстого, «Межрабпом-Русь», 1924, совместно с художниками С. Козловским и В. Симовым.
2 «Процесс о трех миллионах» по повести У. Нотари «Три вора», «Межрабпом-Русь», 1926.
3 «Белый орел» по рассказу Л. Андреева «Губернатор», «Межрабпом-фильм», 1928.


ФОТОГРАФИИ И ПОДПИСИ К НИМ

http://s018.radikal.ru/i526/1208/47/63512b4ac1bf.jpg
И. Рабинович у макета «Аэлиты». 1924

http://s018.radikal.ru/i521/1208/6a/9b36d7f12118.jpg или http://newsfeed.kosmograd.com/images/redmars/aelita_02.jpg
«Аэлита» по А. Толстому. Студия «Межрабпом-Русь», Москва, 1924. Макет города на Марсе.
Фото из архива Р. М. Рабинович
сообщение было отредактировано в 00:43
22
 
Классный фильм! А про хорошую вещь не получается много говорить, надо смотреть.
P.S. У моей сестры фен "Аэлита", советское производство начала восьмидесятых - до сих пор работает, пережил элитную и китайскую продукцию. Очень символично. Может сделать Марсианскую аристократку символом следующего фестиваля в Каннах? Судя по тому, как прошёл нынешний, Мэрилин не очень-то его жалует...
21
 
Уважаемые форумчанки и форумчане, от имени и по поручению Отдела общественного питания Главного управления межгаллактических перевозок - поздравляю Вас с Днём космонавтики! Желаю Вам, в недалёком будущем, совершить экскурс на одну из планет нашей прекрасной Солнечной системы (по выбору)... В этот весенний день мне хочется вспомнить первый Наш нефантастический фильм "Аэлита". Несмотря на некоторые иголочки, он мне нравится. И, благодаря участию в нём - божественной, наипрекраснейшей Юлии Солнцевой, сие произведение меня восхищает. Спасибо всем, кто участвовал в создании этой необыкновенной киноленты...
20
 
Только что посмотрела этот чудесный фильм на кинопод.ру! Какие милые и трогательные сцены, как изумительно играют актеры! Отличное качественное кино! Выразительная мимика, музыкальное сопровождение блестящее! Заметила - это уже третий фильм тех лет, что видела, где при демонстрации кадров бала/вечеринки/торжественного момента в качестве муз.сопровождения используется фокстрот "Цветущий май")...
19
 
седня показывали по Культуре"
18
 
Великолепная Юлия Солнцева!
17
 
Я, в отличие от остальных отписавшихся, не Аэлита=), но фильм действительно замечательный! Протазанов - гениальнейший режиссёр! Нет ещё такого фильма у него, который бы мне не понравился. Ильинский как всегда великолен, равно как и Баталов, Солнцева (Пересветова), Церетели!
16
 
да, уж, посмотрю обязательно!
с Аэлиты Толстого у нас в семье все и начилось!
Надо теперь еще и это увидеть!:)
15
 
Надо посмотреть!
14
 
Обязательно посмотрю в ближайшие выходные, фильм с таким названием не может быть плохим:)
13
 
Это любимый фильм моих родителей
12
 
фильм к сожелению не смотрела, но обязательно посмотрю
11
 
Фильм, к сожалению не видела, а вот книгу в детстве читала несколько раз. А меня так мама назвала, она работала тогда на севере и услышала это имя.
10
 
Обязательно посмотрю этот фильм...

< 1 2 3 4 >

Афиша кино >>

драма, спортивный фильм
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram