№ 1281
Борис, Герман в своих "показаниях" постоянно путается. В другом интервью он, наоборот, утверждал, что Аронов почти не занимался работой над фильмом, иногда даже не приходил на съёмки. Так что как оно там было на самом деле - неизвестно. Больше полувека прошло.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)02.05.2025 - 11:20:51
№ 1280 Марк Кириллов. "Седьмой спутник" необоснованно приписывают одному Герману. Он сам сказал в одном интервью, что замысел и стилистика целиком принадлежат Григорию Аронову. Герман был там на второй роли, набираясь режиссёрского опыта. Его настоящий дебют и, по-моему, лучший фильм - "Проверка на дорогах". Хотя и там уже начинала ощущаться характерная для всего его творчества депрессивность. В "Хрусталёв, машину" и "Трудно быть богом" она достигла апогея.
Герман раньше был режиссёром. И Мастером Кино. А потом перестал им быть. Он настолько привык, что окружающие ему постоянно рассказывали, какой он гениальный, что перестал хоть что-то делать. Разменял свой талант, утопив его в злобе. Насколько мастерски сняты его первые фильмы - "Седьмой спутник", "Проверка на дорогах", "20 дней без войны" - настолько неряшливо сработаны "Хрусталёв" и "Трудно быть богом".
"— Постой, постой, Паша, — перебил я его. — Ты говоришь: «был» поэтом. Разве можно быть поэтом, а потом перестать быть им?!" (С) Вадим Шефнер, "Лачуга должника"
Ещё как можно! Герман не первый, и, увы, не последний. Чего ходить далеко за примерами?.. Сейчас, если кто-то услышит имя Тинто Брасса, сразу на ум приходят его полупорнографические фильмы типа "О, женщины!", "Все леди делают это", "Нарушая запреты" и т.п. А когда-то Тинто Брасс был очень оригинальным и интересным режиссёром, с которым с удовольствием работали лучшие актёры европейского кино - Жан-Луи Трентиньян, Ванесса Редгрэйв, Франко Неро, Альберто Сорди, Сильвана Мангано. И его фильмы 60-х - начала 70-х действительно имели отношение к искусству. Его имя произносили с уважением.. Теперь же имя Тинто Брасса вызывает только скабрезное хихиканье у большинства зрителей, которые о его ранних работах понятия не имеют. Правда, Брасс кардинально сменил направление деятельности. А Герман... Ну, пожалуй, тоже. Раньше он снимал кино, чтобы было интересно смотреть его и размышлять, и будить в зрителе мысль... А потом он перешёл на кино, которое должно вызывать отвращение. Какие уж тут мысли? Если только из принципа - вроде тех посетителей Третьяковки, со всех сторон оглядывающих "Чёрный квадрат" Малевича, не зная, что это не картина, а манифест художника.
№1265 Mivi
"Время! И, разбив себе колени,// Уходил он, думая свое.// Рыжий воцарился на арене, //Да и за пределами ее." - из стихотворения В.С. Высоцкого "Енгибарову - от зрителей..."
Своего рода апофеоз авторского кино. Такого фильма никогда не было и не будет никогда.
Роман Стругацких взят как канва: о мироустройстве и человеке -землянине - на чужом пиру. Можно увидеть своими глазами как Герман не принимает во внимание привычные эмоциональные состояния потенциального зрителя. Фильм «Трудно быть богом» создан вопреки всей существующей нынче визуальности, в опровержение всего, чему поклоняются сегодня, – сюжету, монтажу, игре актёров. Сделано это скорее, для вечности, чем для конкретного времени. Надо забыть про книгу - из книги в фильме только цветовая составляющая - "серая радость" и красивое грустное существо - Дон Румата. Но Богом его никто не назначал, да и он себя таковым не считает, потому что Бог - это над миром, а Румата - в самом пекле процветающего, густо-жирного арканарского средневековья. Положение Руматы безнадёжно, он сражается длинными красивыми мечами с явным удовольствием – правда, с кем?
Никакой разницы нет, с кем, потому что нет победы, потому что в процессах природы никто не побеждает, а только превращается.
Концентрировать взгляд на том, как все это смешал и отобразил художник - бессмысленно: все то, что показано в фильме происходит со всеми человеками и арканарцами от рождения и до смерти. Многих эта картина своим натурализмом оттолкнёт, испугает, отвратит, но то, что она переживёт своё время и его эстетические пристрастия - Несомненно! Масштаб германовского сопротивления обстоятельствам поражает, так как являет собой беспримерный подвиг воссоздания личной трагедии Человека, того, кто Все видит, чувствует, но ничего Не может. Вряд-ли мастер ставил перед собой цель - поразить или отвратить зрителей. Можно даже сказать, что это абсолютизм гениальности, не считающейся с умственными и эмоциональными возможностями вероятного зрителя.
P.S.
В.С. Высоцкий и А.Ю Герман принадлежали к одному поколению, потому и накал боли и чувствования у них созвучны.
Спасибо. Первый квалифицированный и очень вразумительный отзыв о фильме.
Несколько слов от себя. Звук ужасный, скорее всего рабочий и поэтому фильм большей частью смотрела как немой.
Очень интересно, что при наличии огромного количества грязи и нечистот в том мире, где существует главный герой, ему, единственному, все время необходимо мыться. Иногда в кадре возникает белый цвет, такой инородный для всего мира - то белые курицы, то белый снег,то белая ткань, при том иногда в огромном количестве, герой берет ее целыми охапками, затем, один раз обтерев грязь, выбрасывает за рамки кадра, а она в другом кадре возникает снова. Откуда белый цвет в этом сером мире. Очень печально, Герман умер до окончания создания фильма,слишком многое осталось не расшифрованным.
Говорят Герман дотошно был требователен ко всем мелким деталям в кадре, вплоть до каждой пуговицы... Да только что толку, если все эти детали тонут в дерьме, в самом что не на есть буквальном смысле! Ей-Богу, гора родила мышь...
№1273 Билли Бонс
Со второй попытки фильм показался намного лучше, чем раньше. Но суть не в этом. А в том, что есть реально отличный телеканал "Золотая коллекция "Мосфильма", который показывает и фильмы Тарковского и Пырьева и эту последнюю картину Германа и какие-то вообще малоизвестные советские картины. Мне очень нравится такой подход!
На том канале сутками по 1000 раз показывают одно и тоже -Гайдая и Рязанова ну и Пырьева только "Кубанские казаки",да еще Шахназарова -он же шеф Мосфильма. Ну иногда редко проскакивает что то другое. Тарковского раз в сто лет и то ночью. Германа я там ни единого фильма не видел.
Со второй попытки фильм показался намного лучше, чем раньше. Но суть не в этом. А в том, что есть реально отличный телеканал "Золотая коллекция "Мосфильма", который показывает и фильмы Тарковского и Пырьева и эту последнюю картину Германа и какие-то вообще малоизвестные советские картины. Мне очень нравится такой подход!
Такие фильмы снимались и до незабвенного Германа (навскидку - "Сало" Пазолини или "Необратимость" Гаспара Ноэ), снимаются до сих пор (артхаусы специально не отслеживаю, но подражатели есть) и что-то мне подсказывает - будут снимать всегда.
оман Стругацких взят как канва: о мироустройстве и человеке -землянине - на чужом пиру. Можно увидеть своими глазами как Герман не принимает во внимание привычные эмоциональные состояния потенциального зрителя.
Герман и в прежних своих картинах "не принимал во внимание привычные эмоциональные состояния", и не только он - тот же Тарковский, чьим наиболее верным последователем Герман себя считал.
Кстати - вот здесь мнение Тарковского о Германе
https://chapaev.media/articles/3788
Многих эта картина своим натурализмом оттолкнёт, испугает, отвратит, но то, что она переживёт своё время и его эстетические пристрастия - Несомненно!
Да что там "завтра" - эта картина продолжает сниматься СЕГОДНЯ, перекочевав из виртуального средневековья - в воссоздаваемое нынешнее.
С той лишь небольшой (и несущественной) разницей, что у Стругацких земляне попали в средневековье ЧУЖОЕ, а ныне стараются попасть в своё собственное (прежде постаравшись его воссоздать).
Но, как там было в первоисточнике?
Масштаб германовского сопротивления обстоятельствам поражает, так как являет собой беспримерный подвиг воссоздания личной трагедии Человека, того, кто Все видит, чувствует, но ничего Не может
Великолепно сказано! Кстати - и Герман, всё ЧУВСТВОВАВШИЙ и всё ПРЕДВИДЕВШИЙ, и Балабанов, всё ПОНИМАВШИЙ, но тем не менее - основательно ПОУЧАСТВОВАВШИЙ - оба должны были уйти почти одновременно, в 2013-м, обязательно в СПб, хотя и принадлежали разным поколениям (между ними аккуратно поместилось одно)
А здесь и не нужно ничего объяснять
Здесь есть ещё один, давний посетитель, который раз в два-три года заходит, чтобы в очередной раз поведать, как неприятны ему и эта картина и сам режиссёр. Подозреваю, что фильм этот он смотрел даже чаще, чем я.
№1268 Шиповник
Я сама этот фильм не смотрела, может когда-нибудь и решусь на него, Вы и мне тоже будете запрещать обсуждать фильм?
Татьяна, я никому и ничего не запрещаю.
...тогда тогда же самое напишите на ветках "Иронии судьбы" или "Москва слезам не верит", там вобще аудитория не обновляется и пишут зачастую одно и тоже много лет.
№1267 Пан Анджей
... Алексей Герман умер 10 лет назад. Фильм давно уже об судили вдоль и поперек.
Зачем в очередной раз повторять банальные вещи?
Что значит
Фильм давно уже об судили вдоль и поперек.
Во первых аудитория ресурса иногда обновляется. Появляются новые пользователи, которые не смотрели фильм.
Я сама этот фильм не смотрела, может когда-нибудь и решусь на него, Вы и мне тоже будете запрещать обсуждать фильм?
Во-вторых, тогда тогда же самое напишите на ветках "Иронии судьбы" или "Москва слезам не верит", там вобще аудитория не обновляется и пишут зачастую одно и тоже много лет.
отзывы
Борис, Герман в своих "показаниях" постоянно путается. В другом интервью он, наоборот, утверждал, что Аронов почти не занимался работой над фильмом, иногда даже не приходил на съёмки. Так что как оно там было на самом деле - неизвестно. Больше полувека прошло.
"— Постой, постой, Паша, — перебил я его. — Ты говоришь: «был» поэтом. Разве можно быть поэтом, а потом перестать быть им?!" (С) Вадим Шефнер, "Лачуга должника"
Ещё как можно! Герман не первый, и, увы, не последний. Чего ходить далеко за примерами?.. Сейчас, если кто-то услышит имя Тинто Брасса, сразу на ум приходят его полупорнографические фильмы типа "О, женщины!", "Все леди делают это", "Нарушая запреты" и т.п. А когда-то Тинто Брасс был очень оригинальным и интересным режиссёром, с которым с удовольствием работали лучшие актёры европейского кино - Жан-Луи Трентиньян, Ванесса Редгрэйв, Франко Неро, Альберто Сорди, Сильвана Мангано. И его фильмы 60-х - начала 70-х действительно имели отношение к искусству. Его имя произносили с уважением.. Теперь же имя Тинто Брасса вызывает только скабрезное хихиканье у большинства зрителей, которые о его ранних работах понятия не имеют. Правда, Брасс кардинально сменил направление деятельности. А Герман... Ну, пожалуй, тоже. Раньше он снимал кино, чтобы было интересно смотреть его и размышлять, и будить в зрителе мысль... А потом он перешёл на кино, которое должно вызывать отвращение. Какие уж тут мысли? Если только из принципа - вроде тех посетителей Третьяковки, со всех сторон оглядывающих "Чёрный квадрат" Малевича, не зная, что это не картина, а манифест художника.
"Время! И, разбив себе колени,// Уходил он, думая свое.// Рыжий воцарился на арене, //Да и за пределами ее." - из стихотворения В.С. Высоцкого "Енгибарову - от зрителей..."
Своего рода апофеоз авторского кино. Такого фильма никогда не было и не будет никогда.
Роман Стругацких взят как канва: о мироустройстве и человеке -землянине - на чужом пиру. Можно увидеть своими глазами как Герман не принимает во внимание привычные эмоциональные состояния потенциального зрителя. Фильм «Трудно быть богом» создан вопреки всей существующей нынче визуальности, в опровержение всего, чему поклоняются сегодня, – сюжету, монтажу, игре актёров. Сделано это скорее, для вечности, чем для конкретного времени. Надо забыть про книгу - из книги в фильме только цветовая составляющая - "серая радость" и красивое грустное существо - Дон Румата. Но Богом его никто не назначал, да и он себя таковым не считает, потому что Бог - это над миром, а Румата - в самом пекле процветающего, густо-жирного арканарского средневековья. Положение Руматы безнадёжно, он сражается длинными красивыми мечами с явным удовольствием – правда, с кем?
Никакой разницы нет, с кем, потому что нет победы, потому что в процессах природы никто не побеждает, а только превращается.
Концентрировать взгляд на том, как все это смешал и отобразил художник - бессмысленно: все то, что показано в фильме происходит со всеми человеками и арканарцами от рождения и до смерти. Многих эта картина своим натурализмом оттолкнёт, испугает, отвратит, но то, что она переживёт своё время и его эстетические пристрастия - Несомненно! Масштаб германовского сопротивления обстоятельствам поражает, так как являет собой беспримерный подвиг воссоздания личной трагедии Человека, того, кто Все видит, чувствует, но ничего Не может. Вряд-ли мастер ставил перед собой цель - поразить или отвратить зрителей. Можно даже сказать, что это абсолютизм гениальности, не считающейся с умственными и эмоциональными возможностями вероятного зрителя.
P.S.
В.С. Высоцкий и А.Ю Герман принадлежали к одному поколению, потому и накал боли и чувствования у них созвучны.
Несколько слов от себя. Звук ужасный, скорее всего рабочий и поэтому фильм большей частью смотрела как немой.
Очень интересно, что при наличии огромного количества грязи и нечистот в том мире, где существует главный герой, ему, единственному, все время необходимо мыться. Иногда в кадре возникает белый цвет, такой инородный для всего мира - то белые курицы, то белый снег,то белая ткань, при том иногда в огромном количестве, герой берет ее целыми охапками, затем, один раз обтерев грязь, выбрасывает за рамки кадра, а она в другом кадре возникает снова. Откуда белый цвет в этом сером мире. Очень печально, Герман умер до окончания создания фильма,слишком многое осталось не расшифрованным.
Как из снега пуля.
Со второй попытки фильм показался намного лучше, чем раньше. Но суть не в этом. А в том, что есть реально отличный телеканал "Золотая коллекция "Мосфильма", который показывает и фильмы Тарковского и Пырьева и эту последнюю картину Германа и какие-то вообще малоизвестные советские картины. Мне очень нравится такой подход!
Кстати - вот здесь мнение Тарковского о Германе
https://chapaev.media/articles/3788
С той лишь небольшой (и несущественной) разницей, что у Стругацких земляне попали в средневековье ЧУЖОЕ, а ныне стараются попасть в своё собственное (прежде постаравшись его воссоздать).
Но, как там было в первоисточнике?
"Ты ещё не знаешь, как безнадёжно само твоё дело!" ©
Абсурдно говорить, что я кому-то что-то "запрещаю".
... Татьяна, я никому и ничего не запрещаю.
.
... Алексей Герман умер 10 лет назад. Фильм давно уже об судили вдоль и поперек.
Зачем в очередной раз повторять банальные вещи?
Я сама этот фильм не смотрела, может когда-нибудь и решусь на него, Вы и мне тоже будете запрещать обсуждать фильм?
Где я об этом только не писал...
... Алексей Герман умер 10 лет назад. Фильм давно уже об судили вдоль и поперек.
Зачем в очередной раз повторять банальные вещи?
Я сама этот фильм не смотрела, может когда-нибудь и решусь на него, Вы и мне тоже будете запрещать обсуждать фильм?
Во-вторых, тогда тогда же самое напишите на ветках "Иронии судьбы" или "Москва слезам не верит", там вобще аудитория не обновляется и пишут зачастую одно и тоже много лет.