Режиссер и актер Иван Охлобыстин любит эпатировать российскую публику. Что-то не припомню случая, чтобы кто-то из известных деятелей нашего кино публично заявлял о своей привязанности к наркотикам. А Охлобыстин делал это уже не раз... Вот и свой детектив «Арбитр» он тоже выстраивает вопреки устоявшимся традициям, разрушая стереотипы и вместе с тем играя ими, как это делает ребенок с игрушечными кубиками. Его персонаж - начинающий следователь в компании со своим убеленным сединами коллегой (Ролан Быков) по ходу сюжета ловит маньяка-убийцу. Однако эта стандартная фабула становится для режиссера и исполнителя главной роли лишь поводом для синематечных намеков. На экране то и дело возникают кадры и эпизоды, цитирующие или напоминающие фильмы Элана Паркера (молодой оператор Михаил Мукасей не упускает возможности поиграть со световыми лучами, проникающими сквозь лопасти гигантского вентилятора), Хичкока, Фридкина, Линча, Скорсезе...
Впрочем, иронические цитаты и намеки вовсе не мешают режиссеру превратить фильм в своего рода суперклип, подтверждая тем самым, что нынешним молодым русским кинематографистам близки стилистика французских «постмодернистов» Люка Бессона («Саб-вей») и Лео Каракса («Дурная кровь», «Бой митс гел»). Не случайно, быть может, что и многие участники «команды» «Арбитра» чем-то напоминают своих известных родителей (я имею в виду сходство творческой манеры): актер Кирилл Козаков - своего отца Михаила Козакова; автор музыки Артем Артемьев - своего отца Александра Артемьева, сочинившего звуковой мир ко многим фильмам Андрея Тарковского, и т.д.
«Арбитр» - фильм с двойным дном, рассчитанным на посвященных. На Западе такого рода картиной удивить трудно, американское, французское и английское кино, на мой взгляд, до блеска отшлифовало подобную стилистику. В России же работа Ивана Охлобыстина обречена на телевизионную рубрику «Кино не для всех».
Александр Федоров
обсуждение >>