Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на фильмы >>

В международном цифровом прокате приземлился «Чужой: Ромул» — космохоррор во вселенной Alien, хронологически расположившийся между фильмами Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона, вчера отметившего 70-летие. Как уругвайский постановщик Феде Альварес, прославившийся клаустрофобическим «Не дыши», балансирует между новыми находками и богатой мифологией серии, следил сквозь запотевшее стекло Алексей Филиппов.

Работа не ксеноморф? «Чужой: Ромул» — космический ужас в тени (новой) Римской империи

2142 год, шахтерская планета-колония Звезда Джексона. Сирота Рейн (Кейли Спейни из «Присциллы» и «Программистов») надеется улететь куда подальше — в идеале, чтобы увидеть солнце. Однако корпорация Weyland-Yutani с сожалением отказывает девушке в этом праве: рук не хватает, выработку по часам увеличивают вдвое — попробуйте еще раз через пять лет. Правда, терпения в индустриальном адище не напасешься: вечная ночь и вавилонское столпотворение, враждебность окружающих друг к другу и особенно к «синтетическим людям» (андроидам) превращают каждый день в пытку.

Читать «Чужой: Завет»: Почему Ридли Скотт идет верной дорогой
Неудивительно, что друзья Рейн во главе с бывший бойфрендом Тайлером (Арчи Рено) готовы схватиться за самую призрачную надежду. Запеленговав на орбите заброшенный корабль WY, они решают выкрасть с него криокамеры и рвануть на планету Ивага, где условия жизни получше, но лететь девять лет — без гибернации не справиться. Рейн затея не слишком по душе, но ребятам необходим её «брат»-синтетик Энди (Дэвид Джонссон), без которого на борт не проникнуть. Покойный отец перепрограммировал устаревшую модель, снабдив целой библиотекой каламбуров, но собственность корпорации — по-прежнему ключ к её жутким тайнам.

Работа не ксеноморф? «Чужой: Ромул» — космический ужас в тени (новой) Римской империи

«Чужой: Ромул» уругвайского хоррормейкера Феде Альвареса — так называемый мидквел, внедряющийся между существующими частями легендарной серии. После событий оригинального фильма Ридли Скотта прошло 20 лет, пути ксеноморфов и людей уже пересеклись, но на орбите ржавеет, конечно же, не буксир «Ностромо». Впрочем, полутемные отсеки и коридоры, укутанные проводами и трубами подобно улью, никуда не делись. Тех, кто в этих координатах впервые, ждет экскурсия по ключевым локациям, преданных фанатов — не только фильмов, но и, например, видеоигры Alien: Isolation — концерт по заявкам из лучших шепотов и криков франшизы. Впрочем, на фоне иного фансервиса — особенно в нахальных «Дэдпуле и Росомахе» с псевдовзрослым рейтингом — Альварес орудует довольно изящно, а первые 30 минут даже почти обходится без коллажа из культурного наследия Alien.

Читать Как будто в бурях есть покой: портрет Ридли Скотта
За 45 лет ксеноморф побывал в окружении космических дальнобойщиков и хорохорящихся солдафонов, опаснейших преступников галактики и корпоративных наемников, земной элиты и даже сбрендившего синтетика с комплексом мессии. Теперь же его попутчики — дети пролетариев, купившихся на обещание Weyland-Yutani о лучшей жизни. Рейн и Тайлер, его сестра Кей (Изабела Мерсед) и двоюродный брат Бьорн (Спайк Ферн), а также брутальная пилотесса Наварро (Эйлин У) — заложники чужой мечты и инопланетной «Уловки 22»: корпорации никогда не будет достаточно рук и человекочасов.

Работа не ксеноморф? «Чужой: Ромул» — космический ужас в тени (новой) Римской империи

Зловещее дыхание WY неизменно присутствовало в каждом фильме серии, но в версии Альвареса с постоянным соавтором Родольфо Саягесом отчетливо стерт знак равенства между корпорацией и человечеством (как бы иронично критика одного бренда ни выглядела под маркой другого). В сущности, отроки во Вселенной оказываются заперты между Сциллой и Харибдой, где обе хотят эксплуатировать их тела: ради дохода — или репродукции. Чтобы метафора не осталась незамеченной, в ход идут незапланированная беременность и вылупление взрослого ксеноморфа из кокона с подобием половых губ — что совсем не противоречит фрейдистским дизайнам Х.Р. Гигера. В свое время Скотт и сценарист Дэн О’Бэннон (в том числе) разворачивали в далекой-далекой галактике критику сексуализированных преступлений на американских улицах и «культуры изнасилования» вообще: нападение лицехвата носило характер орального принуждения, а потому возвращалось мужчинам в виде космического кошмара.

Читать Скрытый враг: 25 киносюжетов об инопланетянах, прячущихся внутри людей
Такая смена акцентов — посложнее замены бортового компьютера «Мама» на «Папу» — выглядит во вселенной Alien отнюдь не чужеродно. Ради повышения эмпатии Саягес и Альварес в кой-то веки начинают сюжет из «естественной» среды обитания персонажей, наделяя каждого какой-то «выпуклой» характеристикой: вроде беременности или нетерпимости к синтетикам. Правда, стоит в углу затрепетать хвосту ксеноморфа, как всё развитие характеров окислится, словно обшивка от инопланетной крови. Полноценную арку получит лишь доходяга Энди: синтетический паренек-«эпилептик» поначалу слишком беззащитен в мире, где чужие — человек человеку, — но быстро осваивается с новейшим апгрейдом от WY. Зазор между волей ИИ и корпоративными установками, разумеется, остается, но больше как драматургическая необходимость, чем полноценное развитие темы.

Работа не ксеноморф? «Чужой: Ромул» — космический ужас в тени (новой) Римской империи

Собственно, на что «Ромулу» и можно попенять — так это трепыхание в невесомости большинства находок. Как Рейн зажата между интересами Weyland-Yutani и животными рефлексами ксеноморфа, так диалоги и характеры в фильме значительно уступают концептуальным находками, лояльности франшизе и элементам хоррора. С последним Альварес справляется довольно-таки мастерски, особенно когда перестает снимать «"Не дыши" на космической станции», а сюжет еще не доходит до известных науке способов борьбы с ксеноморфами.

Читать Поперек горла: как «Добыча» оживила дух «Хищника» и стала хитом
Возможно, где-то режиссеру не хватило внутренней или продюсерской свободы, чтобы выступить столь же лихо, как его друг и коллега Дэн Трахтенберг, который навел шороха с «Добычей» — боевике о коренных американцах и первом визите Хищника на Землю. Однако на фоне современных проектов по франшизам — в том числе альваресовских «Девушки, застрявшей в паутине» или ремейка французского аудиоспектакля «Тревожный звонок» — «Ромулус» явно не самая унылая колонна. Еще и напоминающая, что в космосе — как и на рабочем месте — никто не услышит твоего крика.

«Чужой: Ромул». Трейлер №2 на английском языке

обсуждение >>

№ 5
Юля Наумова   17.10.2024 - 23:51
Ридли Скотт должен сверкать своими белыми винирами. читать далее>>
№ 4
Yanina Sokolova   16.10.2024 - 14:33
Космическая тема вперемешку с "Чужим" - прямо до мурашек. читать далее>>
№ 3
Igor D.88   19.08.2024 - 16:07
получше даже старых фильмов. сейчас первые части даже не пугают, очень простенькие. мини-сериал снятый пару лет назад, совершенно убогий. читать далее>>
№ 2
Андрей (Омск)   18.08.2024 - 15:49
трейлер так точно не разочаровал. Ридли Скотт предупредил молодого режиссера, чтобы туфту не гнал. читать далее>>
№ 1
Кинорежиссёр   18.08.2024 - 14:42
"Работа - не ксеноморф?" - "Выбежит - не поймаешь!" читать далее>>

Афиша кино >>

мелодрама
Россия, 2025
комедия, приключения
Испания, 2022
боевик, детектив, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2024
комедия, триллер
США, 2023
триллер
Австралия, Ирландия, США, 2024
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2004
боевик, триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
военный фильм, драма, мистика
Россия, 2025
боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
драма, мелодрама
Нидерланды, 2025
детский фильм, драма, приключения, семейное кино
Канада, 2023
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram