«Камень. Ножницы. Бумага»
Выставка Лаборатории Дмитрия Крымова. Попытка музея
Новый Манеж (Москва, Георгиевский пер., д.3 стр.3)
Время работы: 4 июня - 7 июля 2013
Открытие для прессы: 3 июня
Открытие только для детей (вход для взрослых запрещен): 1-2 июня
Авторы: Дмитрий Крымов, Мария Трегубова, Вера Мартынова (Лаборатория Дмитрия Крымова)
Куратор: Дмитрий Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина
Организаторы:
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина
МВО
«Манеж»
Лаборатория Дмитрия Крымова
Московский культурный центр АРТ МИФ
Партнеры:
Департамент культуры города Москвы
Дирекция проекта «Открытая сцена»
Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова
Театр
«Школа драматического искусства»
Выставка проходит при поддержке компании BP
Пресс-агент: KateCommunicate
Информация:
www.facebook.com/KamNoBum
www.moscowmanege.ru
Выставка
«Камень. Ножницы. Бумага» пройдет с
4 июня по
7 июля в московском
Новом Манеже. По словам организаторов -
Лаборатории Дмитрия Крымова и
Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина - зритель увидит на выставке не макеты и эскизы к спектаклям, а сам творческий процесс. Специально для экспозиции в Новом Манеже художники
Мария Трегубова и
Вера Мартынова создали серию инсталляций, посвященных всем спектаклям, выпущенным
Лабораторией с
2004 года.
Режиссер и художник Дмитрий Крымов, соавтор выставки «Камень. Ножницы. Бумага», рассказывает о проекте:
«Мы покажем не реалистическую мастерскую, а ее образ, сгущенный и сжатый до знака, до скульптуры. В этой огромной скульптуре можно бродить и рассматривать столы, бумаги, макеты, тысячи нужных и ненужных предметов и предметиков. Всё можно потрогать, покопаться, посмотреть и послушать, «занырнуть» в атмосферу только что оставленной работы. «Камень. Ножницы. Бумага» – это и есть мы, наш немного эстетизированный бардак».
Куратор выставки
Дмитрий Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина поясняет:
«Возникла идея показать соединение современного спектакля с той культурой, историей, без которой этих спектаклей не могло быть. Отсюда идея ящичков, столов, в которых любой человек, который придет на выставку, может для себя открыть прошлое, прочитать, сделать выводы, увидеть новым взглядом вот эти соединения прошлого и настоящего, не очевидные в текущей жизни».
Неотъемлемой частью экспозиции выставки стали уникальные артефакты из собрания Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.
«Мы представляем много материалов из нашей коллекции, которые органично связаны с праисторией каждого спектакля Лаборатории», - комментирует Дмитрий Родионов.
Выставка «Камень. Ножницы. Бумага» пройдет в Новом Манеже. Знаменитое кирпичное здание бывшей первой городской электростанции построено в Георгиевском переулке в
1888 году. Ранее эту территорию занимал сад при женском Георгиевском монастыре (не был восстановлен после пожара 1812 года).
В программе выставки запланированы встречи с гостями
Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, которые проведут
Марина Давыдова, театровед, театральный критик, главный редактор журнала «Театр», и Дмитрий Крымов. Заявленные темы встреч -
«Театр и его границы: где они сегодня проходят и есть ли они вообще»,
«Что такое шарлатанство в искусстве?»,
«Театральное образование: чему и как учить сегодня режиссеров, актеров, сценографов».
Также в программу выставки состоится презентация книги
Виктора Березкина (1934-2010)
«Дмитрий Крымов. Театр Художника. Книга о Лаборатории», а
3 июля - празднование дня рождения
Анатолия Васильевича Эфроса (1925-1987). Еженедельная программа включает пресс-показы, экскурсии, чаепития с
Дмитрием Крымовым и его гостями. Первыми выставку увидят дети:
1 и
2 июня вход для взрослых запрещен.
Дмитрий Крымов о выставке «Камень. Ножницы. Бумага»:
«Мне, например, эта история, наша выставка, важна по нескольким причинам.
Во-первых, мне интересно делать то, что никогда не делал ни я, а в данном случае, по моим сведениям, ни кто-то рядом. Такую театральную выставку не делали: так не представляли спектакли, так не представляли коллектив, который работает. Мы ведь представляем не спектакли на этой выставке, а нас самих и стиль работы – стиль наших посиделок, наших разговоров, наших чаепитий, когда рождаются какие-то идеи, наш такой детсадовский немножко стиль отношений – мне очень симпатичный. Я им очень дорожу, скучаю, когда долго не участвую в нем. Эта выставка – не повод рассказать про то, какие мы спектакли сделали или какие декорации, не дай бог, в них, а про стиль нашей работы. Это первое.
Второе – это то, что этой идеей заинтересовался Бахрушинский музей, такой уважаемый, коллекционирующий вещи, которые уже отстоялись. И что вдруг музей заинтересовался такой зыбкой манерой работы. И то, что Дмитрий Родионов заинтересовался и решил подписаться как устроитель под выставкой о театре как стиле отношений – это второе, что мне интересно.
И потом мне нравится, что Маша и Вера сами много придумывают. Значит в этой идее есть что-то «драйвное» для них, а не только для меня. Мы придумали основную концепцию и композицию вместе, а дальше они сами разрабатывают это всё. И я вижу сейчас куски макета, которые появляются уже в реальности в нашей 307 комнате в Школе Драматического искусства и это пока что мне очень нравится. Я не знаю, как это будет в результате, но они доделывают это как художники сами, до конца. Я уже многого не знаю.
«Камень. Ножницы. Бумага» – это и есть мы, наш немного эстетизированный бардак».
Дмитрий Крымов о Лаборатории:
«Первый спектакль нашей группы назывался «Недосказки» и был поставлен со студентами моего тогда еще первого курса художественного факультета Российской Академии Театрального Искусства — ГИТИС. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией А. Афанасьева, то есть самые, что ни на есть, «реальные» русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей.
Посмотрев наш спектакль, Анатолий Васильев, один из крупнейших режиссеров нашего времени, в то время руководитель московского театра «Школа Драматического Искусства», предложил включить «Недосказки» в репертуар своего театра и создать Лабораторию из художников-артистов под моим руководством.
С этих пор мы — я, мои студенты — существуем в рамках этого театра. Мы преисполнены гордостью, азартом и амбициями и полны желания продолжать начатое дело».
Дмитрий Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина, о выставке Выставка «Камень. Ножницы. Бумага»:
«Лаборатория Дмитрия Крымова – уникальный творческий коллектив, самобытный, ни на кого не похожий, развивающийся по собственным законам, которые они же и создают, они первопроходцы, первооткрыватели. Для музея органично и естественно зафиксировать это явление для истории, для будущих поколений. Вопрос только, как это сделать? В какой форме? Эфемерность театра зафиксировать не возможно, и мы все время сохраняем только кальку – кальку эмоций, кальку впечатлений.
Лаборатории Крымова – это искусство высокоинтеллектуальное. Лаборатория возникла на таком мощном культурном пласте, как какая-то оранжерея, где земля была сильно удобрена, унавожена. Поколения садовников ухаживали за этой землей, и вот пришел Крымов, насадил там свои орхидеи, пальмы, березки, и расцвел сад его спектаклей.
Возникла идея показать соединение современного спектакля с той культурой, историей, без которой этих спектаклей не могло быть. Отсюда идея ящичков, столов, в которых любой человек, который придет на выставку, может для себя открыть прошлое, прочитать, сделать выводы, увидеть новым взглядом вот эти соединения прошлого и настоящего, не очевидные в текущей жизни.
Прямые и непрямые связи прошлого и сегодняшнего – в них Лаборатория и обретает важнейший культурологический смысл, смысл своего существования. Они не ради себя, не сами по себе, а для чего-то важного, значимого, к чему они идут через свои постановки, пытаясь сегодняшний день насытить не только формой, но и глобальным содержанием, а вот это содержание вышло из прошлого, из предыдущих поколений. Театр живой творит свои послания через эфемерные составляющие – эмоцию, энергию, мысль. Всё это трудно «пощупать». Музей пытается сохранять через овеществленные, материальные факты.
Выставка «Камень. Ножницы. Бумага» - в чем-то безрассудная, романтически-наивная, а с другой стороны твердо осмысленная попытка соединить живой театр и культуру ушедшую. Задача – соединить и показать, что это одно и то же, в смысле существует одномоментно, нет разделения во времени, всё существует сейчас.
Лаборатория для меня - это живой, яркий современный театр, для которого важна память, важна культура. Любой их спектакль – это колоссальное знание искусства, театра, поэзии, музыки – всего! И как они с этим смело, бесшабашно, в игровой форме обращаются, но при этом уважительно, тонко, деликатно – это их резко выделяет на сегодняшней сцене.
Выставка – это необъятные объемы информации. Если мыслить категориями байтов, то эта выставка будет очень насыщенной - терабайты, петабайты, эксабайты информации. Мы представляем много материалов из нашей коллекции, которые органично связаны с праисторией каждого спектакля Лаборатории. И почему они связаны, мы надеемся, будет понимать каждый пришедший на выставку. Когда человек сам эти ниточки увидит, почувствует, поймет - это будет самое замечательное. Радость открытия будет не только у нас, но и у зрителей».
Ссылки по теме:
«Мелиховская весна»-2013
ШДИ. Февраль
В ШДИ - премьера!
«Горки-10». Премьера
обсуждение >>