Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Фестиваль экранизаций «Читка 3.0» прошел с 11 по 12 ноября в Москве. Впервые на форуме, посвященном взаимодействию кино и литературы, заговорили и про экранизации видеоигр, которые набирают популярность. Не зря «секретным проектом» Кинопоиска стала именно киноадаптация шутера Atomic Heart. Кино-Театр.Ру побывал на дискуссиях и питчингах фестиваля и рассказывает о том, как перспективный и большой рынок видеоигр внедряется в мир кино.

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

На панельной дискуссии «Экранизация видеоигр: потенциал и инструменты развития» собрались представители обеих индустрий, чтобы обсудить их будущее. Руководитель организации развития видеоиндустрии Василий Овчинников сразу поднял вопрос: в чем тайна успешной экранизации? Почему «Соник в кино», The Last of Us, «Покемон. Детектив Пикачу», мультсериал «Аркейн» по League of Legends заслужили внимание аудитории, а «Братья Супер Марио в кино» и Street Fighter провалились?

Говоря о рынке игровой индустрии, глава 1C Game Studios Альберт Жильцов приводит аналогию с товарными полками. С приходом цифровизации в бесконечном интернет-пространстве места на полке хватит всем, однако это не отменяет того, что фокус внимания человека ограничен. Здесь в игру вступает маркетинг, от которого зависит успех продукта. При этом игры остаются произведениями искусства, и среди них можно встретить как блокбастеры, так и авторские высказывания. Но простора для экранизаций пока не так много, ведь, как громко заявляет Альберт Жильцов, геймдева в России сейчас нет: «Раньше мы все заимствовали, были частью огромного мира, деревней с краю. Когда поставили шлагбаум, наша деревня стала суверенным культурным пространством, но мы к этой суверенности не были готовы ни с точки зрения инфраструктуры, ни в плане имеющихся франшиз и накопленного опыта».

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Со временем те маленькие команды, которые сейчас появляются в «самиздате», вырастут в большие студии. Спикер предсказывает, что это может произойти примерно через пять лет. А пока что в индустрии много «инди-зайчиков» и «инди-солнышек», слабое место которых — сюжеты, смыслы и повествование. Часто их истории — бесконечные повторения. Происходит это потому, что нарративных дизайнеров мало, а команды по большому счету состоят из дизайнеров и программистов. «Раковой опухолью» индустрии стали визуальные новеллы. Альберт Жильцов уверен: для хорошей игры нужна сильная команда с многолетним опытом, а таких в России сейчас максимум три.

Часть сюжетов современных игр уже настолько избита и полна поп-образами, что не представляет интереса для экранизаций. Однако фанатов в киноадаптациях может заинтересовать кастинг, ведь каждый сопоставляет свое восприятие главного героя с выбранным актером. Тогда Интернет и взрывается дискуссиями.
Заместитель генерального директора АНО «ИРИ» Андрей Воронков, курирующий там игровой трек, приводит цифры: сейчас около 70% населения играет в игры. Они в индустрии развлечений по популярности уступают только видео-контенту и социальным сетям. Поэтому ИРИ поддерживает выпуск видеоигр, а из последних проектов с их участием вышли «Передний край», «Спарта 2035», «Смута» и «Сатурн».

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Перспективный эксперимент — кросс-медийная «Смута», отдельные части которой стали самостоятельными продуктами. Проект вылился в бесплатные квесты по Москве, Ярославлю и Нижнему Новгороду, исторические лекции Клима Жукова и клип Radio Tapok, в сумме набравший около 14 млн просмотров. Этот кейс примечателен тем, что позволил выйти за пределы аудитории геймеров. В декабре одновременно с новым сезоном известного мультсериала выйдет игра «Петя и волк». Спикер надеется, что этот проект тоже станет кросс-медийным.
Гаджи Махтиев, владелец ресурсов AC.RU, Игромания, Канобу, делится позитивной статистикой: примерно с 2016 года доходы кинокомпаний растут, в том числе благодаря успеху экранизаций видеоигр. В синергии сфер появляется баланс: если раньше только кино могло стать основой для игры, то теперь по играм снимают фильмы. У релизов новых экранизаций есть шанс понравиться аудитории тех, кто уже интересуется кино и сериалами.

Однако Гаджи Махтиев считает, что сейчас первостепенны все-таки игры: «Игровая индустрия — папа креативных индустрий, номер один в развлекательном сегменте. Игры — это больше, чем музыка, кино и сериалы. Они создают пространство, в котором мы растём, и социализируют лучше остального». Игры настолько важны, что по ним можно судить о смене поколений. Когда люди перестанут упоминать Super Mario и начнут упоминать Minecraft, мы поймем, что это произошло.

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Шамиль Рамазанов из Агентства креативных индустрий рассказал про новый тренд на кросс-индустриальность на примере последних проектов. Летом был анонсирован кластер видеоигр и анимации: «Это более 30 тыс. квадратных метров с нужной инфраструктурой для разработки». Вместе с Okko также создан Киношоурум, который позволяет создавать образы для сериалов и кино, выходящих сейчас. Позже одежду любимых героев можно будет приобрести. В этом проекте уже задействованы 34 бренда и 4 кинопрокатчика. Такая инициатива поможет и локальным брендам, и маркетингу проекта. А «Фабрика видеоигр» АКИ продолжит продвигать проекты «инди-зайчиков» и «инди-солнышек» на питчинги перед потенциальными инвесторами.

В начале второй дискуссии «Сценаристы для геймдева: кросс-индустриальное усиление» уменьшилась пропасть между видеоиграми, кино и литературой. Модератор беседы, главный редактор портала Кино-Театр.Ру Жан Просянов, сразу отметил, что точки соприкосновения есть везде: это смыслы, идеи и нарративы. Альберт Жильцов как глава 1C Game Studios сразу поделился болью: хороших сценаристов катастрофически не хватает. Большой геймдев только формируется, но ему уже нужны специалисты, у которых есть подходящий опыт: «На харизме к нам залететь не получится». Необходимые навыки можно обрести, работая над проектами инди-геймдева. Не хватает в индустрии и режиссеров видеоигр, ведь в России такой отдельной профессии никогда не существовало. Работа над видеоиграми кажется легкой, из-за чего в индустрию пытается пробиться много неподготовленных кадров. Важно понимать, что эта сфера в чем-то сложнее, чем кино. Отдельно спикер отметил, что работе мешает и излишняя одухотворенность творческих личностей. Здесь необходимо не вдохновение, а системный подход: «Индустрии нужны работящие кадры и люди, соблюдающие дедлайны».

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Сергей Волков, исполнительный директор 1С Game Studios, продолжил рассказывать про кризис в индустрии. Сейчас множество игр страдает от плохого русского языка, странных и нераскрытых персонажей. Причина в том, что профессиональные кино-сценаристы не занимаются играми, так как им не интересна эта специфика. А авторы, начинающие писать для видеоигр, часто предлагают истории, которые будут стоить огромное количество денег и займут не меньшее количество времени. При этом многие не понимают различия между геймплеем и кат-сценой. В такой ситуации остается самим искать талантливых людей и учить их с нуля.

Анастасия Лобанова, менеджер по связям с индустрией scream school, предложила обращаться к вузам и киношколам, в том числе Московской школе кино, чтобы студентам начинали рассказывать про специфику работы над видеоиграми. Это поможет и кино-сценаристам увидеть новые карьерные траектории. Свою позицию высказал и Сергей Чекмаев, писатель-фантаст, сценарист и литературный редактор. По его словам, готовые сценарии в игровой индустрии никому не нужны, так как весь отечественный геймдев сейчас продюсерский: «Все, что написано дома, убирается в ящик, пока вы не станете гениальным сценаристом и к вам не придут с протянутой рукой». Не хватает тех, кто будет создавать контент в «режиме бешеного принтера» и отрабатывать конкретные задачи. Спикер обращает внимание на то, что сейчас нужны не сценаристы, а игровые писатели. Для такого специалиста очень важно работать в разных жанрах: от «зомби-выживача» до «розовосопельного клуба романтики». По мнению Сергея Чекмаева, игровые писатели должны участвовать в литературных конкурсах и, как ни странно, больше читать.

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Радмир Габиев, креативный продюсер Movika (VK), отметил, что в этой сфере зачастую нет пайплайна (последовательности действий) и установленных механик. Он считает, что проблема не только в отсутствии кадров, но и в том, что их сложно «сметчить», то есть рассчитывать их бюджет. Мешает и множество несоответствий в видении конечного продукта людьми из разных индустрий. Удачным спикер считает кейс, в котором сценаристов кино и игр решили оставить в одном помещении, чтобы они объяснили друг другу специфику своей работы. Шамиль Рамазанов из АКИ тоже думает, что решение проблемы в совместной коммуникации. Помочь выйти из кризиса могут выездные лекции по видеоигровому сценарному мастерству от вузов и показы новых проектов в рамках созданного АКИ кластера.

С окончанием дискуссий разговор о видеоиграх не завершился. На фестивале прошли питчинги сценарных заявок по проектам крупной компании-разработчика 1С Game Studios. В нем победил проект по игре «Война Миров: Сибирь». В фильме «Война миров. Западня» важнейшим становится вопрос о том, можно ли жертвовать одними людьми ради других. Главный герой — каторжник Минькин — единственный, кто пытается спасти человечество от марсиан. Референсами стали фильмы «Собибор» и «Побег из Шоушенка». Популярной для экранизаций оказалась и видеоигра «Калибр». Одна из идей принадлежала Андрею Иванову. В военном боевике Double Heart спецподразделение борется с группой террористов. Идеальным режиссером для такого проекта, по мнению автора, стал бы Гай Ричи. Возникла и тема славянских сказок: игра «Бессмертный. Сказки Старой Руси» вдохновила на историю про то, как Варвара Краса пытается спасти человечество в мире, разделенном на правь, явь и навь.

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Любопытные сюжеты для экранизаций могут представить и проекты российских «инди-солнышек». Победителем в питчинге по инди-играм стало «Сердце Алтая» — полный метр про живописный край России. Сказитель предсказывает главной героине непростую судьбу, и она узнает о своих настоящих родственниках, которые живут в общине. Должен получиться этнический хоррор с шаманами, побегами и жертвоприношениями. Дискуссию вызвал проект по Redeemer. Идея фильма полностью дублирует сюжет игры, что, по мнению Сергея Чекмаева, — неправильная тактика. Экранизация не привлечет фанатов, потому что они и так знают всю историю. Несмотря на это, повествование можно назвать интригующим, здесь бойцы ЧВК успевают сбежать от «лучшей версии себя», духовно просветлиться в среде восточных монахов и взорвать военную базу. И всё это приправлено большим количеством «бам-бам».

Питчинг завершил проект мультипликационного фильма «Оторванные» по Torn away, в котором, напротив, хотят показать то, чего нет в самой игре. Сюжет сосредоточен на Асе из Сталинграда, которая оказывается одна во время войны и хочет добраться домой. Создатели заинтриговали разнообразием локаций и наработками на стыке французской анимации и советского социального реализма.

Кровь, пот и пиксели: На «Читке 3.0» обсудили будущее экранизаций видеоигр
фото: пресс-служба фестиваля "Читка 3.0"

Второй день «Читки 3.0» и новый блок фестиваля показали, что экранизировать можно не только книги. Будущее кинематографа тесно связано с видеоиграми, но впереди всех участников процесса ждёт много работы, так что предстоит развивать технологические возможности, обучать новые кадры, и, конечно, играть в видеоигры.

обсуждение >>

№ 3
Юля Наумова   16.11.2024 - 23:00
)) смеюсь до слез. собрались обсудить, почему одни американские фильмы по играм успешнее других. читать далее>>
№ 2
Yanina Sokolova   14.11.2024 - 22:31
Тема очень важна и её просто необходимо обсуждать, ведь мне кажется о Майнкрафте уже многие говорят. Конечно не так как об Марио, но всё же. читать далее>>
№ 1
Матвей Брикун   13.11.2024 - 23:30
так, если 70% играет в игры. тогда условно это 98 миллионов, если взять население 140. не кажется, что малюсенько соврали))) читать далее>>
персоны

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
Новая Зеландия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
драма, исторический фильм
Италия, Франция, 2024
комедия
Россия, 2025
комедия, фильм ужасов, фэнтези
Венгрия, США, 2025
комедия
Россия, 2024
Россия, 2024
мелодрама
Россия, 2023
триллер
Великобритания, США, 2024
комедия, нуар (черный фильм), фэнтези
Франция, 2024
боевик, молодежный фильм
Россия, 2025
триллер, фильм ужасов
Австралия, Великобритания, США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram