Калмыкия – регион с уникальной историей: в VII–X веках здесь была столица древнего государства Хазарии, затем Ойратское ханство, а в XVII веке – Калмыцкое ханство, которое вошло в состав Российской империи. Сегодня Калмыкия – единственный регион в Европе, традиционно исповедующий буддизм. Помимо многочисленных памятников истории, Калмыкия славится своей удивительной природой, которая неоднократно привлекала внимание кинематографистов России. Поля цветущих тюльпанов, ирисов и маков, «поющие» барханы, розовое озеро и горящий артезианский источник можно увидеть в ряде кинокартин, снятых в разные годы.
Первые упоминания о киносъемках, связанных с Калмыкией, относятся к 1914 году. Об этом повествует книга П. Г. Борисова «Калмыки в низовьях Волги», изданная в Москве в 1917 году. Текст книги прилагался в качестве пояснительного материала к демонстрации немых кинолент. В издании опубликовано 13 фотоотпечатков из киноленты, отснятой оператором А. Рылло в Калмыцкой степи. Среди них: «Калмыцкие кибитки»«, «Калмычки в праздничных костюмах», «По степи на верблюдах», «За приготовлением калмыцкого чая» и другие. В Национальном архиве Республики Калмыкия сохранилось также несколько кинофрагментов 1920-х годов из жизни калмыков, в которых запечатлены танцы приволжских калмыков, их быт, жилища и обряды.
Экранизация повести Амура Сананы «Мудрешкин сын», поставленная режиссёром Борисом Михиным. Калмыцкий князь Церен требует от крестьян отдать коней в помощь Временному правительству. В возникшем конфликте Церен погибает, а в усадьбу князя прибывает отряд красных. На этом фоне разворачивается история пастуха Нарана, освободившего из княжеского гарема свою сестру Сэн-Белик. С этой экранизации началась творческая биография первого калмыцкого национального киноартиста Зулы Нахашкиева, чья жизнь была посвящена совершенствованию актерского мастерства и созданию запоминающихся образов в кино.
Художественный фильм, снятый Леонидом Ясеницким. Молодых рабочих отправляют в степной совхоз, чтобы помочь во время сакмана (весеннего окота овец). Городские парни не понимают жизни в степи и хотят вернуться в город, но один из них, Наран, влюбляется в красавицу Амулангу – дочь старого чабана Мергена. Девушка обучает его понимать мир степи и объясняет значимость мирного сосуществования всех созданий. Наран сомневается в её правоте, но жизнь заставляет героя взглянуть на ситуацию иначе. В степи герои встречают волчонка, и Наран, вопреки протестам Амуланги, берёт его с собой. Это вызывает гнев матери-волчицы, которая нападает на героев. После всех перипетий история заканчивается благополучно, а на необъятных просторах Калмыкии рождается новая любовь!
Художественный фильм латвийского режиссёра Ады Неретниеце по сценарию Олега Манджиева. Название фильма происходит от распространённого специфического жанра калмыцкого народного творчества, который называется кемялген – поэтическое повествование по двадцать пятому позвонку овцы. Действие фильма относится к началу 1950-х годов. Мальчик-калмык Лиджи живёт с дедушкой, который ходит в тайгу, собирает травы и лечит односельчан. Однажды дедушку арестовывают по ложному обвинению в убийстве и поджоге фермы. Лиджи остаётся один. Многие от него отвернулись, но русская девушка Валентина и его сверстники помогают мальчику в трудные для него дни.
Режиссёр Юрий Фетинг снял фильм о съёмках картины, в котором приняли участие дебютанты и малоизвестные актёры, а также народный артист России Виктор Сухоруков. Название фильма отсылает зрителя к калмыцкой легенде о облаке в форме верблюда, которое приносит удачу. Именно под таким облаком родился белый верблюжонок Алтынка, которому суждено стать героем этой истории. На съёмках фильма случайно гибнет белый верблюжонок, и съёмочной группе срочно требуется дублёр. Киноадминистратор приезжает на дальнюю степную стоянку бедного чабана Доржи и выбирает подходящее животное. Им оказывается Алтынка. Но верблюдица-мать убегает в степь на поиски своего сына, а двенадцатилетний сын Доржи, Баир, садится на старый папин мотоцикл и отправляется спасать верблюдицу. В степи Баир встречает добрых и злых людей; ему помогают калмыцкие ведуны – заклинатели дождя и послушник – ученик ламы. Алтынку и его мать Баир находит на железнодорожной станции, но их приключения на этом не заканчиваются…
Драматический телесериал, созданный режиссёром Максимом Ивановым, повествует о вспышке ВИЧ-инфекции, произошедшей в 1988 году в одной из детских больниц Элисты. Молодой врач Кирсан Аюшев, заметив схожесть симптомов болезни детей с признаками ВИЧ, отправляет их кровь на анализ в центр по изучению этого вируса в Москве. Тем временем известный врач-эпидемиолог ведёт борьбу с официальной позицией Министерства здравоохранения, полагающего, что ВИЧ является болезнью, которой могут заразиться только асоциальные элементы, которых в СССР не существует. Действие сериала происходит в основном в Москве и в Калмыкии, съемки же проводились в Волгограде, хотя съёмочная группа побывала в столице Калмыкии. Изначально снимать планировали именно там, где происходили реальные события. Однако после экспедиции, посвящённой знакомству с потенциальными локациями, от этой идеи отказались – было слишком тяжело эмоционально. Тем не менее в поездке группа хорошо изучила быт жителей Калмыкии.
Несмотря на то, что первые съёмки в Калмыкии проводились ещё в начале XX века, эта республика по-прежнему мало открыта для современного кинозрителя и кинопроизводства.
Город, получивший своё название (по одной из версий) благодаря реке, протекающей неподалеку от места его основания, по-своему красив, но печален. Именно этот имидж привлекает в Магадан самых увлечённых кинорежиссёров. Но какие фильмы снимали в Магадане?
обсуждение >>