Государственный центральный музей кино продолжает регулярные показы кинообразовательных программ в кинозале Общественного центра
«Моссовет».
5–10 марта 2013 года
5 марта, вторник
19.00 Антология жанров: криминальная драма
Маски / Masques, Клод Шаброль, Франция, 96 мин., французский язык, перевод в зале, 35 мм
В ролях: Филипп Нуаре, Робен Ренуччи, Бернадетт Лафон, Анн Броше и другие
1987, МКФ в Берлине: номинация на «Золотого медведя» (Клод Шаброль)
1988, «Сезар»: номинации на премию «лучшая женская роль второго плана» (Бернадетт Лафон); «лучшая молодая актриса» (Анн Броше)
Роланд Вольф хочет написать книгу о Кристиане Леганьере, ведущем популярной телеигры. Леганьер приглашает Вольфа в свой загородный дом, обещая масштабное интервью. Однако вскоре Вольф убеждается, что веселость и радушие хозяина - всего лишь маска, и только приподняв ее, можно узнать, что за человек Леганьер на самом деле.
Вольф тоже носит маску: он привез собой пистолет и проявляет повышенный интерес не только к герою своей будущей книги, но и к женщине, которая недавно приехала в поместье…
6 марта, среда
19.00 Памяти Виктора Сергачева
В программе вечера показ фильма
Скверный анекдот, Александр Алов, Владимир Наумов, СССР, 1966
Гротесковая фарсовая трагикомедия, поставленная по сатирическому рассказу Ф.М. Достоевского. После завершения фильм был
«положен на полку» и вышел на экраны только в 1987 году.
7 марта, четверг
19.00 «Странное» кино СССР
Взломщик, Валерий Огородников, СССР, 1987, 90 мин., 35 мм
1987, фестиваль «Молодое кино Ленинграда»: Приз имени Динары Асановой
1987, XLIV Международный кинофестиваль в Венеции: Приз ФИПРЕССИ
1987, Международный кинофестиваль в Кошалине (Польша): Приз польских кинокритиков имени В. Вишневского
1988, VI Международный кинофестиваль детских и юношеских фильмов в г. Лан (Франция): Главный специальный приз жюри
Полнометражный дебют Валерия Огородникова.
Сене тринадцать, он из
«трудных подростков». После смерти матери отец стал пить. Старший брат Сени - Костя, музыкант и певец самодеятельной рок-группы, почти ушел из семьи. Он проводит время в каких-то подвалах с рокерами, раскатывающими на мотоциклах по ночным ленинградским улицам.
Сеня беспокоится о своих близких, и, когда Костя, чтобы выйти из финансовых затруднений, соглашается украсть в бездействующем ДК аппаратуру, подросток почти в открытую сам крадет синтезатор, тем самым спасая старшего брата от преступления.
8 марта, пятница
19.00 Фильмы о любви
Зеленый луч / Le rayon vert, Эрик Ромер, Франция, 1986, 98 мин., французский язык, перевод в зале, 35 мм
1986, Венецианский кинофестиваль: приз ФИПРЕССИ; Золотой лев (Эрик Ромер);
Кубок Пазинетти за лучшую женскую роль (Мари Ривьер)
Пятый фильм Эрика Ромера из цикла «Комедии и поговорки».
Уже июль, и Дельфина почти в отчаянии из-за того, что не знает, как провести лето. Все подруги уезжают на каникулы вместе со своими молодыми людьми.
Дельфина – одна, ее друг оставил ее, и чтобы как-то провести отпуск, она ездит туда-сюда между Нормандией, Парижем и Биариццем. Родственники и друзья пытаются развлечь Дельфину и с кем-нибудь ее познакомить, но это только тяготит девушку и постепенно каникулы превращаются для нее в настоящее мучение.
Дельфина полагается на судьбу, в ожидании чуда она пытается ориентироваться по знакам – картам Таро и случайно услышанным фразам. Она мечтает увидеть
«зеленый луч» – редкое оптическое явление, которое возникает, когда солнце садится в море…
9 марта, суббота
17.00 К Году Германии в России
Гёте-институт и Музей кино представляют программу
«Панорама немецкой анимации»
Сеанс 1. Силуэтная анимация Лотте Райнигер
Лотте Райнигер (Lotte Reiniger) (02 июня 1899, Берлин — 19 июня 1982, Деттенхаузен) - немецкий художник и режиссер анимационных фильмов.
В истории кино Лотте Райнигер занимает особое место как одна из первых женщин-аниматоров мира. Всю свою жизнь посвятила необычному виду анимации – силуэтной.
Лотте училась в Школе драматических искусств Макса Рейнхардта. Десять лет подряд Лотте вырезала титры, в частности к диалогам в фильмах одного из основоположников киноэкспрессионизма
Пауля Вегенера. Витиеватая готическая вязь научила ее при помощи ножниц и бумаги творить чудеса. Работала аниматором в фильмах других режиссеров анимационного и игрового кино. Вместе с
Руттманом она делала известную анимационную вставку в фильм
Фрица Ланга «Нибелунги».
Свой первый силуэтный фильм «Узор влюбленного сердца» Райнигер сделала в
1919 году. За свою достаточно долгую жизнь Райнигер создала около
70 фильмов. Самый известный её фильм – «Приключения принца Ахмеда» – первая полнометражная картина в истории анимации. Лотте Райнигер и команда из пяти человек, в число которых входили
Вальтер Руттман и
Бертольд Бартош, работали над картиной в течение трех лет (1923-1926). Венгерский поэт и кинокритик Бела Балаш назвал «Принца Ахмеда»
«абсолютным фильмом».
Райнигер не была авангардисткой в обычном смысле этого слова. Лотте работала с традиционным материалом – с детскими сказками, мифологическими и бродячими сюжетами, адаптируя их для анимации. Ее новаторство – в подходе к материалу, в построении кадра, в использовании необычных и неожиданных приемов повествования.
Лотте Райнигер и ее муж Карл Кох не приняли нацистский режим. Еще в
1933 году они попытались покинуть Германию, но им удалось получить только временные эмиграционные визы. С началом войны
Жан Ренуар взял их с собой в Италию. После наступления союзных войск в Италии они были эвакуированы в Германию. В
1949 году Карл и Лотте эмигрировали в Великобританию. С
1953 года Лотте Райнигер создавала свои фильмы на студии «Примроуз Филм Продакшнз» (Primrose Film Productions), которую основал Луи Хаген-младший, сын Луи Хагена-старшего – продюсера «Приключений принца Ахмеда».
«Взрослым» сюжетам Райнигер предпочитала сказки и признавалась:
«Я люблю работать для детей, потому что они – очень требовательная и благодарная публика».
Рождается силуэтный фильм / Ein Scherenschnittfilm entsteht, Джон Айзекс, 1971, 16 мин.
Документальный фильм о технике создания силуэтных мультфильмов Лотты Райнигер.
Секрет маркизы / Das Geheimnis der Marquise, Лотте Райнигер, Германия, 1922, 3 мин.
Золушка / Aschenputtel, Лотте Райнигер, Германия, 1922, 13 мин.
10 минут Моцарта / Zehn Minuten Mozart, Лотте Райнигер, Германия, 1930, 10 мин.
Приключения принца Ахмеда / Die Abenteuer des Prinzen Achmed, Лотте Райнигер, Германия, 1923 - 1926, 66 мин.
19.00 Шедевры поэтического реализма
Аталанта / L’Atalante, Жан Виго, Франция, 1934, 89 мин., французский язык, перевод в зале, 35 мм
Шедевр
Жана Виго, снятый оператором
Борисом Кауфманом – братом советского кинорежиссера
Дзиги Вертова.
Жан, молодой капитан баржи «Аталанта», женится на деревенской девушке Жюльетте. Молодожены отправляются в путешествие по рекам и каналам Франции в сопровождении юнги по кличке Малыш и эксцентричного морского волка папаши Жюля, большого любителя старины и кошек. Когда баржа прибывает в Париж, Жюльетта, очарованная блеском большого города, остаётся там. Папаша Жюль отправляется на поиски девушки…
10 марта, воскресенье
17.00 К Году Германии в России
Гёте-институт и Музей кино представляют программу
«Панорама немецкой анимации»
Сеанс 2. Немецкая анимация в эпоху авангарда.
Экспериментальные фильмы, созданные в 1920-30-е годы.
В 1920-30-е годы анимация была настоящим экспериментальным искусством в Германии.
Вальтер Руттман, Викинг Эггелинг, Ханс Рихтер и другие художники-авангардисты стремились к чистой изобразительности и созданию беспредметных
«абсолютных фильмов», соединяющих движущиеся абстрактные изображения и музыку, звуки.
В это время Лотта Райнигер, с которой работали такие выдающиеся художники, как Бертольд Бартош и Вальтер Руттман, создает силуэтные фильмы, которые сделали ее знаменитой и оказали большое влияние на развитие анимационного кинематографа Веймарской республики.
Ритм 21 / Rhythmus 21
1921, Ханс Рихтер / Hans Richter, 4 мин.
Ханс Рихтер, примыкавший к движению дадаистов, с
20-х годов перенёс свои поиски особенностей ритма при передаче движения в живописи в область кинематографа. Созданные им короткометражные мультипликационные этюды «Ритм-21» (1921), «Ритм-23» (1923), «Ритм-25» (1925), «Киноэтюд» (1926) представляют собой комбинации ритмически движущихся геометрических фигур.
Опус 2 / Opus II
1921, Вальтер Руттман / Walther Ruttmann, 3 мин.
Вальтер Руттман один из первых попытался обратиться к абстрактной живописи в кино. «Опус 2» - второй фильм Руттмана, в котором художник экспериментирует с игрой абстрактных форм и геометрической фигур в динамике.
Диагональная симфония / Symphonie Diagonale
1921-25, Викинг Эггелинг / Viking Eggeling, 2 мин.
«Диагональная симфония» использует опыт графики и построена на ритмическом чередовании черного и белого цвета.
Звучащая рукопись I, II, III / Tönende Handschrift I, II und III
1932, Рудольф Пфеннингер / Rudolf Pfenninger, 24 мин.
Кукольная анимация: Фердинанд и Герман Диль / Ferdinand Diehl, Hermann Diehl
Композитор: Фридрих Юнг / Friedrich Jung
Эта серия фильмов отражает поиски Рудольфа Пфенингера в области синтеза оптических фонограмм, которые он называл
«нарисованным звуком».
Идея / L´idée
1932, Бертольд Бартош / Berthold Bartosch, 25 мин.
Композитор: Артур Онеггер / Arthur Honegger
Созданная во Франции анимационная притча Бертольда Бартоша продолжает традиции немецкого киноавангарда. В основу фильма положена графическая серия великого бельгийского художника-графика Франса Мазереля / Frans Masereel (1889-1972).
Кармен / Carmen
1933, Лоте Райнигер / Lotte Reiniger, 10 мин.
Одна из самых известных работ Лотте Райнигер. Силуэтный мультфильм по мотивам одноименной сюиты Жоржа Бизе.
19.00 Исторические легенды, предания, мелодрамы
Ночь в Варенне / La Nuit De Varennes, Этторе Скола, Франция - Италия, 1982, 121мин., французский язык, русские субтитры, 35 мм
1983, премия «Давид ди Донателло» (Италия): лучший художник-постановщик (Данте Ферретти); лучший художник по костюмам (Габриэлла Пескуччи ); лучший сценарий (Серджио Амидеи, Этторе Скола)
1983, премия Национального совета кинокритиков США: лучший иностранный фильм
Историческая костюмная трагикомедия классика итальянского кино Этторе Скола.
Итальянское название картины –
«Il Mondo Nuovo» (
«Новый мир»).
Фантазия на тему Великой французской революции, ставшей несбывшимся обещанием Нового мира.
Знаменитый писатель-вольнодумец Ретиф де ла Бретонн глубокой ночью замечает, как от королевского дворца отправляется таинственная карета. Заинтригованный Ретиф бросается в погоню. По пути к нему присоединяется стареющий обольститель женских сердец Джакомо Казанова. Как выясняется, карета пытается догнать другую, в которой сидят члены королевской семьи; они бегут к восточной границе. Так формируется странная компания: три писателя - Ретиф де ла Бретонн, Казанова и революционно настроенный американец Томас Пейн; фрейлина королевы; королевский парикмахер; буржуа-реакционер и его жена… Переодевание короля не помогло ему спасти свою жизнь. В ночь с 20 на 21 июня Людовик XVI и Мария-Антуанетта были арестованы в Варенне. Заключительная сцена фильма, в которой фрейлина и парикмахер благоговейно встают на колени перед королевским нарядом, символизирует конец монархии и начало
«нового мира».
Адрес Общественного центра Восточного округа «Моссовет»:
г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро «Преображенская площадь» (последний вагон из центра)
Телефоны для справок: (495) 963-03-32; (495) 963-03-20
Ссылки по теме:
Музей кино приглашает
Показы Музея кино
обсуждение >>